Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

Папа Павел VI  Энциклика Humanae vitae  


Окружное послание к досточтимым братьям патриархам, архиепископам, епископам и другим местным ординариям, пребывающим в мире и общении с Апостольским престолом, клиру и Христовым верным всего католического мира, а также ко всем людям доброй воли: о правильном распространении человеческого рода.

 

 

Досточтимые отцы и возлюбленные сыны, приветствие вам и апостольское благословение.

 

1. Серьезнейший дар передачи человеческой жизни, в силу которого супруги предоставляют Богу Творцу свободное и сознательное дело, всегда приносило им великие радости, за которыми, однако, иногда следовали немалые трудности и скорби.

И если во всякое время совесть супругов в связи с осуществлением этого дара ставила серьезные вопросы, то в недавнее время движение общества внесло такие изменения, что возникли новые вопросы, о которых недопустимо не знать Церкви, поскольку они связаны с вещами, от которых в большой мере зависит жизнь и счастье людей.

I

2. И в действительности введенные изменения и разнообразны, и значительны. Речь идет, во-первых, о быстро растущей рождаемости, из-за чего многие боятся, что население земного шара будет расти быстрее, чем позволяют это доступные нам жизнеподдерживающие ресурсы, и таким образом многие семьи и народы, стремящиеся к прогрессу, будут стесняемы из-за этого еще большими неудобствами. В силу этого публичные власти легко могут сделаться столь озабоченными, что пожелают устранить эту опасность более суровыми средствами. Вдобавок, не только жилищные условия и положение трудящихся, но также растущие потребности как в экономической сфере, так и в сфере образования и обучения молодежи, диктуют такой образ жизни, при котором часто трудно в наши дни подобающим образом заботиться о большом числе детей.

Следует также отметить и то, что в каком-то смысле изменилось и мироощущение, в особенности в том, что касается личности женщины и ее общественного служения, а также о ценности любви супругов в браке и об оценке роли супружеских актов в перспективе этой любви.

Наконец, следует обратить особое внимание на то, что человек достиг такого удивительного прогресса в укрощении и разумном использовании сил природы, что пытается распространить это укрощение на все сферы своей жизни: т.е. на свое тело, на свои душевные силы, на общественную жизнь, на сами законы, управляющие распространением жизни.

3. Из такого положения вещей возникают новые вопросы. Может быть, приняв во внимание нынешние условия жизни, равно как и значение, которое имеют интимные отношения между супругами для взаимного согласия и супружеской верности, не следует признавать действующие ныне моральные нормы, особенно если считается, что их можно сохранять лишь с большими неудобствами, иногда требующими тяжелейших усилий.

Может быть, поэтому, приняв так называемый принцип тотальности и применив его к данной проблеме, не следует осуждать решение о меньшем числе детей, а напротив, посчитать его разумным, и можно действие, приводящее к физическому бесплодию, обратить в законное средство предусмотрительного ограничения рождения потомства. Может быть, стоит считать, что цель деторождения более относится ко всей супружеской жизни, нежели также к отдельным [супружеским] актам. Спрашивают, более того, может быть, благодаря осознанию своих обязанностей, которым теперь в большей степени обладают люди, уже настало то время, когда дар продолжения жизни следует уже вверить более разуму и воле, нежели определенным особенностям своего тела.

4. Разумеется, вопросы такого рода требуют от Церковного Учительства нового и более глубокого рассмотрения в том, что касается основ нравственного учения о браке, которое основывается на естественном законе, иллюстрируемом и обогащаемом Божественным Откровением.

Никто, конечно, из Христовых верных не станет отрицать, что толкование естественного нравственного закона относится к компетенции Церковного Учительства. Ибо несомненно - как часто провозглашали предшественники наши1 - что Иисус Христос, когда дал участие Петру и прочим апостолам в Своей Божественной власти, послал их ко всем народам учить о Своих заповедях2 и их самих учредил надежными хранителями и толкователями всего нравственного закона: т.е. не только закона евангельского, но также и естественного. Ибо естественный закон также провозглашает волю Бога, которому, конечно же, верное следование необходимо людям для их вечного спасения.3

И, исполняя эту заповедь, Церковь во все времена, но особенно часто в нынешнее время, издает соответствующие документы и о природе брака, и о правильном использовании супружеских прав, и об обязанностях супругов4.

5. Движимые сознанием этого служения, комиссию, созданную нашим предшественником блаженной памяти Иоанном XXIII в марте 1963 года, мы одобрили и расширили, включив в нее, помимо многих людей, обладающих большими знаниями в тех предметах, которые касаются данной проблемы, также и супружеские пары. Эта комиссия не только ставила себе целью дать рекомендации и вынести суждения касательно вопросов, имеющим отношение к супружеской жизни и, прежде всего, к правильному ограничению рождаемого потомства, но и информировать о вынесенных суждениях, с тем чтобы Церковное Учительство подобающим образом ответило на те ожидания, которые в сем вопросе возлагают на него Христовы верные и прочие люди, живущие на нашей планете.5

Приняв во внимание исследования оных экспертов, а также советы и суждения немалого числа Наших братьев в епископате, отчасти посланных нам по их благоизволению, отчасти - в ответ на Наши просьбы, предстояло Нам более тщательно взвесить все части многостороннего спора. Поэтому Мы от всей души выражаем благодарность всем.

6. Однако выводы, к которым пришла Комиссия, не могли быть восприняты нами как имеющие силу определенного и достоверного решения и освобождающими Нас от обязанности самостоятельно рассмотреть и взвесить столь важный вопрос; это объясняется также и теми причинами, что в Комиссии не было полного согласия в суждениях о долженствующих быть предложенными моральных нормах, а, в особенности, потому, что были предложены некоторые способы и пути решения вопроса, которые расходились с нравственным учением о браке, с твердым постоянством выдвигаемым Церковным Учительством.

Поэтому, внимательно взвесив посланные нам труды [Комиссии], рассмотрев тщательнейше вопрос разумом и сердцем, вознеся к Богу усердные молитвы, в силу служения, вверенного Нам от Христа мы ныне считаем необходимым дать ответ на серьезные вопросы такого рода.