Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

Резюмирование Закона

 

60. Чтобы избежать этого, нужно чаще напоминать о том, что существует иерархия добродетелей, которая призывает нас искать сущностное. Примат принадлежит богословским добродетелям, предметом и причиной которых является Бог. В центре же их находится любовь. Святой Павел говорит, что то, что действительно имеет значение, так это «вера, действующая любовью» (Гал 5, 6). Мы призваны внимательно заботиться о любви, «ибо любящий другого исполнил закон. [...] Итак, любовь есть исполнение закона» (Рим 13, 8. 10). «Ибо весь закон в одном слове заключается: „люби ближнего твоего, как самого себя”» (Гал 5, 14).

 

61. Иными словами, среди густых зарослей правил и предписаний, Иисус открывает проход, позволяющий различить два лика: Отца и брата. Он не дает нам еще два правила или предписания. Он дарует нам два лика, или лучше сказать один – лик Божий, отражающийся во многих других. Ведь в каждом нашем брате – а особенно, в меньшем, слабейшем, наиболее нуждающемся и беззащитном, – присутствует образ Самого Бога. И действительно, в конце времен из худших представителей этого уязвимого человечества Господь создаст Свое произведение искусства. Ведь, «что останется? Что имеет значение в жизни? Какое богатство не исчезнет? Несомненно, их два: Господь и ближний. Эти два богатства не исчезнут!» [65].

 

62. Да освободит Господь Церковь от новых форм гностицизма и пелагианства, которые усложняют ее и останавливают на пути к святости! Эти отклонения выражаются в различных формах, в соответствии с собственным темпераментом и характеристиками. Поэтому я призываю всех задать себе вопрос и распознать перед Богом, каким образом они могут проявляться в Вашей жизни.

 

 

 ГЛАВА ТРЕТЬЯ

В СВЕТЕ УЧИТЕЛЯ

 

63. Может существовать множество теорий – с обильными объяснениями и различиями – о том, что такое святость. Размышление об этом может быть полезно, но нет ничего более просвещающего, чем обратиться к словам Иисуса и взглянуть на Его способ передачи истины. Иисус, когда оставил заповеди блаженств, со всей простотой объяснил нам, что значит быть святыми (ср.: Мф 5, 3-12; Лк 6, 20-23). Эти заповеди словно удостоверение личности христианина. Поэтому если кто-либо из нас задается вопросом: «Как стать хорошим христианином?», ответ прост: нужно, чтобы каждый из нас, по-своему, делал то, о чём говорит Иисус в Нагорной проповеди [66]. В ней изображен лик Учителя, который мы призваны отражать в своей повседневной жизни.

 

64. Слово «счастливый» или «блаженный» становится синонимом слова «святой», потому что выражает то, что человек верный Богу и Его Слову в этой самоотдаче достигает истинного счастья.

 

 

 Против течения

 

65. Хотя слова Иисуса могут казаться нам поэтичными, тем не менее они явно противоречат тому, что обычно делается в обществе. И хотя нас привлекает это послание Иисуса, в реальности мир ведет нас к другому образу жизни. Заповеди блаженств ни в коей мере не поверхностны и не легкомысленны; напротив, мы можем жить ими только если Святой Дух наполняет нас всей Своей силой и освобождает от слабости эгоизма, любви к комфорту и гордыни.

 

66. Давайте еще раз послушаем Иисуса, со всей любовью и уважением, которых заслуживает Учитель. Давайте позволим Ему поразить нас Своими словами; бросить нам вызов; призвать к реальному изменению жизни. Иначе святость останется не более чем пустым словом. Давайте теперь вспомним отдельные заповеди блаженств в той версии, которую предлагает Евангелие от Матфея (см. Мф 5, 3-12) [67].

 

 

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

 

67. Евангелие призывает нас осознать истину нашего сердца, чтобы мы могли увидеть то, что вкладываем в понятие «безопасность нашей жизни». Обычно богач чувствует себя в безопасности со своими богатствами, и думает, что если они окажутся под угрозой, весь смысл его земной жизни разрушится. Сам Иисус рассказывал нам притчу о глупом богаче; об этом уверенном человеке, который, как безумец, не задумывался, что может умереть в тот же день (ср.: Лк 12, 16-21).

 

68. Богатство ни от чего не застраховывает. Более того, когда сердце чувствует себя богатым, оно настолько удовлетворено самим собой, что в нём нет места ни для Слова Божьего, ни для любви к братьям, ни для наслаждения самыми важными вещами в жизни. Так оно лишается величайших благ. Поэтому Иисус называет блаженными нищих духом, обладающих бедным сердцем, куда может войти Господь со Своей постоянной новизной.

 

69. Эта бедность духом тесно связана с предлагаемым святым Игнатием Лойолой «святым бесстрастием», в котором мы достигаем прекрасной внутренней свободы: «Необходимо стать настолько бесстрастным ко всем тварным вещам, насколько это дозволено нашей свободной воле и не возбранено ей; так, чтобы мы не желали сильнее здоровья, нежели болезни; богатства, нежели нищеты; почести, нежели унижения; жизни долгой, нежели короткой; и подобным образом во всех остальных вещах» [68].

 

70. Лука же не говорит о нищих «духом», а просто о «нищих» (ср.: Лк 6, 20) (В русском синодальном переводе дано: «нищие духом», хотя в Вульгате и в переводах на другие языки – «нищие». – Прим. Пер.), и тем самым призывает нас жить аскетической жизнью лишений, разделяя ее с наиболее нуждающимися; жить жизнью, которую вели апостолы, уподобляясь Иисусу, Который «будучи богат, обнищал» (2 Кор 8, 9).

 

Быть нищим сердцем – это святость.

 

 

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

 

71. Это сильные слова для мира, который с самого начала является местом вражды, повсеместных ссор и ненависти; мира, где мы постоянно классифицируем других по их идеям, привычкам и даже по манере говорить или одеваться. В конечном счете это царство гордыни и самодовольства, где каждый считает себя вправе возноситься над другими. Тем не менее Иисус предлагает другую манеру поведения – кротость. Именно ее Он и проявлял вместе со Своими учениками, и именно ее мы созерцаем при Его входе в Иерусалим: «Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице» (Мф 21, 5; ср.: Зах 9, 9).

 

72. Он говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф11, 29). Если мы живем в натянутых отношениях с другими, проявляя к ним заносчивость, то в итоге это утомляет и истощает нас. Но когда мы смотрим на их ограничения и недостатки с нежностью и кротостью, не чувствуя себя более совершенными чем они, мы можем протянуть им руку и избежать траты собственных сил на бесполезные сетования. По мнению святой Терезы из Лизьё, «совершенная любовь состоит в том, чтобы терпеть недостатки других, и не возмущаться от их слабостей» [69].

 

73. Павел говорит о кротости как о плоде Святого Духа (ср.: Гал 5, 23). В случае если когда-нибудь нас обеспокоят дурные поступки нашего брата, он предлагает, чтобы мы подошли к нему, чтобы поправить его, но «в духе кротости» (Гал 6, 1) и напоминает: наблюдай «…каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (там же). Даже когда кто-то защищает свою веру и свои убеждения, он должен делать это с кротостью (ср.: 1 Пет3, 16), и даже с противниками нужно обращаться с кротостью (ср.: 2 Тим 2, 25). В Церкви мы часто ошибались, не принимая этой просьбы Божьего Слова.

 

74. Кротость – это еще одно выражение внутренней нищеты того, кто полагает свое упование только на Бога. Фактически в Библии слово «анавим» используется как по отношению к бедным, так и по отношению к кротким. Кто-то может возразить: «Если я буду таким кротким, все подумают, что я глупец, дурак или слабак». Возможно и так, ну и пусть думают. Всегда лучше быть кротким, ведь тогда исполнятся все наши важнейшие желания. Кроткие «наследуют землю», т.е. в их жизни исполнятся Божьи обетования, поскольку кроткие, вне зависимости от обстоятельств, уповают на Господа, а уповающие на Господа наследуют землю и насладятся множеством мира (ср.: Пс 37(36), 9. 11). Одновременно с этим, Господь поверяет им: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис 66, 2).

 

Реагировать со смиреной кротостью – это святость.