Твоя миссия во Христе
19. Христианин не может думать о собственной миссии на земле, не воспринимая ее как путь к святости, поскольку сказано: «воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес 4, 3). Каждый святой – это миссия, это план Отца по отражению и воплощению какого-либо аспекта Евангелия в определенный момент истории.
20. Эта миссия находит свой полный смысл во Христе и может быть понята только через Него. В сущности, святость – это проживание вместе с Ним тайн Его жизни. Она состоит в том, чтобы соединяться со смертью и Воскресением Господа личным уникальным образом, непрерывно умирать и воскресать вместе с Ним. Но она также может включать воспроизведение в собственной жизни различных аспектов земной жизни Иисуса: Его скрытой жизни, Его общинной жизни, Его близости к отверженным, Его бедности и других проявлений Его самоотдачи ради любви. Созерцание этих тайн, как говорил святой Игнатий Лойола, направляет нас на воплощение их в своих позициях и решениях [18], поскольку «всё в жизни Иисуса есть знамение Его тайны» [19]; «вся жизнь Иисуса есть Откровение Отца» [20]; «вся жизнь Христа есть тайна Искупления» [21]; «вся жизнь Христа есть тайна рекапитуляции» [22]. «Христос делает так, чтобы всё, пережитое и испытанное Им, мы могли прожить в Нём, и чтобы Он прожил это в нас» [23].
21. План Отца – это Христос, и мы в Нём. В конце концов, это Христос – Тот, Кто любит в нас, ведь «святость – это не что иное, как любовь, проживаемая в полноте» [24]. Поэтому «святость измеряется ростом, который Христос достигает в нас; степенью, в которой мы силой Святого Духа строим свою жизнь согласно Его жизни» [25]. Поэтому каждый святой – это послание, которое Святой Дух берет из богатств Иисуса Христа и дарит Его народу.
22. Чтобы узнать, что хочет сказать Господь посредством святого, не следует останавливаться на деталях, поскольку в них тоже могут быть ошибки и падения. Не всё, что говорит святой полностью верно Евангелию; не всё, что он делает подлинно и совершенно. Что нам следует созерцать, так это всю его жизнь целиком, весь его путь к святости; целиком его фигуру, отражающую что-либо в Иисусе Христе и возникающую, когда кому-то удается понять полноту его личности [26].
23. Это сильный призыв ко всем нам. Вам тоже нужно осознать полноту своей жизни, как миссию. Попытайтесь сделать это, слушая Бога в молитве и распознавая знаки, которые Он дает Вам. Всегда спрашивайте у Духа, чего Иисус ожидает от Вас в каждый момент Вашей жизни и в каждом решении, которое Вы должны принять, чтобы распознать то место, которое оно занимает в Вашей собственной миссии. И позвольте Ему формировать в Вас эту личную тайну, отражающую Иисуса Христа в современном мире.
24. Дай Бог, чтобы Вы поняли, какое слово, какое послание Иисуса Он хочет поведать миру Вашей жизнью. Позвольте Духу преображать и обновлять Вас, чтобы это стало возможным, и Ваша драгоценная миссия не потерпела неудачи. Господь доведет ее до завершения, несмотря на Ваши ошибки и плохие моменты, при условии, что Вы не оставите путь любви и всегда будете открыты Его сверхъестественной благодати, которая очищает и просветляет.
Деятельность, которая ведет к святости
25. Поскольку Вы не можете понять Христа без Царства, которое Он пришел принести, Ваша собственная миссия неотделима от построения этого Царства: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6, 33). Ваше уподобление Христу и отождествление своих желаний с Его желаниями подразумевает упорное стремление созидать вместе с Ним это Царство любви, справедливости и мира для всех. Сам Христос хочет пережить это с Вами, во всех усилиях и отречениях, которые это предполагает, но также и в радости и плодотворности, которые Он предлагает Вам. Поэтому Вы не возрастете в святости, не отдавая себя телом и душой, не отдавая лучшего, что у Вас есть, ради этой цели.
26. Нездорово любить тишину и уклоняться от встречи с другими; желать покоя и отказываться от деятельности; искать молитвы и недооценивать служение. Всё может быть принято и интегрировано в нашу собственную жизнь в этом мире и стать частью нашего пути к святости. Мы призваны жить созерцанием и в разгар действия, мы возрастаем в святости благодаря ответственному и великодушному исполнению собственной миссии.
27. Разве может Святой Дух послать нас на выполнение миссии и одновременно просить нас избегать ее? Или же просить, чтобы мы избегали полной самоотдачи для сохранения внутреннего мира? Тем не менее, иногда мы испытываем искушение отложить пастырскую самоотдачу или обязательства в мире на второй план, словно они являются тем, что нас «отвлекает» от пути святости и внутреннего мира. При этом забывается, что «не у жизни есть своя миссия, а что она и есть миссия» [27].
28. Миссия, движимая беспокойством, гордыней или же потребностью быть на виду и главенствовать, определенно не ведет к святости. Вызов состоит в том, чтобы проживать собственную отдачу таким образом, чтобы прилагаемые усилия приобретали евангельский смысл и всё больше уподобляли нас Иисусу Христу. Поэтому обычно говорят, например, о духовности катехиста, духовности епархиального клира, духовности труда. По этой же причине я пожелал закончить «Evangelii gaudium» разговором о духовности миссии; «Laudato si’» – разговором об экологической духовности, а «Amoris laetitia» – разговором о духовности семейной жизни.
29. Это не означает пренебрегать моментами спокойствия, уединения и тишины перед Богом. Совсем наоборот. Поскольку постоянные технологические новшества, очарование путешествий, бесчисленные оферты, направленные на потребление, порой не оставляют свободного пространства, где мог бы звучать голос Божий. Всё с большей скоростью всё заполняется словами, поверхностными удовольствиями и шумом. Здесь царит не радость, а неудовлетворенность того, кто не знает, зачем живет. Как же теперь не признать, что нам нужно остановить эту безумную гонку, чтобы восстановить личное пространство, что бывает порой болезненно, но всегда плодотворно, для того, чтобы начать искренний диалог с Богом? В какой-то момент нам нужно решительно осознать правду о самих себе, чтобы позволить Господу войти в нее. И ее не всегда можно увидеть, если человек «не видит себя, стоящим на краю бездны наиболее гнетущего искушения; если не чувствует головокружения от взгляда в бездну заброшенности, доведенный до крайнего отчаяния; если не стоит совершенно один на вершине абсолютного одиночества» [28]. В таких ситуациях мы находим огромную мотивацию, подталкивающую нас глубоко переживать собственные задачи.
30. Те же самые средства развлечения, вторгающиеся в нашу современную жизнь, заставляют нас также абсолютизировать свободное время, в котором мы можем неограниченно пользоваться этими устройствами, которые развлекают нас, принося эфемерные удовольствия [29]. В результате страдает само наше жизненное предназначение; наши обязательства ослабевают; наше великодушное и открытое служение начинает исчезать. Это выхолащивает наш духовный опыт. Разве может быть здоровым духовный пыл, соседствующий с инертностью в евангелизаторской деятельности или служении другим?
31. Нам нужен дух святости, который пропитывал бы как уединение, так и служение; как внутренний мир, так и евангелизаторскую миссию, так, чтобы каждое мгновение жизни человека было выражением его самоотверженной любви в глазах Господа. Тогда все моменты нашей жизни станут ступеньками на нашем пути к святости.
Более живые, более человечные
32. Не бойтесь святости. Она не лишит Вас сил, жизни или радости. Совсем наоборот, ведь Вы станете тем, что задумал Бог, когда создал Вас, и будете верны собственному «Я». Зависимость от Него освобождает нас от рабства и ведет к признанию собственного достоинства. Это нашло отражение в святой Джузеппине Бахите, которую «похитили и продали в рабство в раннем возрасте, когда ей было только семь лет. Она много страдала от рук жестоких хозяев, но ей удалось понять глубокую истину о том, что Бог, а не человек, является подлинным Господином для каждого человека и для всей человеческой жизни. Этот опыт стал источником большой мудрости для этой скромной дочери Африки» [30].
33. В той мере, в какой каждый христианин возрастает в святости, он начинает приносить больше плода для всего мира. Епископы Западной Африки наставляли нас, говоря: «В духе новой евангелизации мы призваны быть евангелизируемыми и евангелизировать через принятие всеми крещенными своей роли как соли земли и света миру, где бы они ни находились» [31].
34. Не бойтесь ставить более высокие цели и позволять Богу любить и освобождать Вас. Не бойтесь позволять Святому Духу вести Вас. Святость не делает Вас менее человечным, поскольку это встреча Вашей слабости с силой Божьей благодати. В сущности, как говорил Леон Блуа, в жизни «есть только одна печаль – не быть святыми» [32].