Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

Святые по соседству

 

6. Но не нужно думать только об уже беатифицированных блаженных или канонизированных святых. Святой Дух повсюду изливает святость на святой народ, верный Богу, поскольку «Богу угодно было освящать и спасать людей не по отдельности, без всякой взаимной связи между ними, но составить из них народ, который признавал бы Его в истине и свято служил Ему Одному» [3]. В истории спасения Бог спас один народ. Не существует полной идентичности без принадлежности к народу. Поэтому никто не спасается один, как отдельный индивид, но Бог привлекает нас к Себе, принимая во внимание сложное переплетение межличностных отношений, устанавливающихся в человеческом сообществе: Бог пожелал войти в эту народную динамику, в динамику одного народа.

 

7. Мне нравится видеть святость в терпеливом народе Божьем: в родителях, которые с такой любовью растят своих детей; в мужчинах и женщинах, трудящихся, чтобы принести хлеб в свой дом; в больных; в престарелых монахинях, продолжающих улыбаться. В этом постоянстве, в настойчивости идти вперед изо дня в день я вижу святость воинствующей Церкви. Очень часто это святость «за соседской дверью», святость тех, кто живет рядом с нами, и кто является отражением присутствия Божьего, или же, другими словами, «средний класс святости» [4].

 

8. Позволим же вдохновить себя тем знакам святости, которые Бог являет нам посредством наиболее скромных членов этого народа, который «также участвует в пророческом служении Христа, распространяя живое свидетельство о Нём, особенно через жизнь веры и любви» [5]. Подумаем же о том, как предлагает нам святая Тереза Бенедикта Креста, что посредством многих из них творится настоящая история: «Среди наиболее темной ночи, возникают наиболее великие пророки и святые. Однако живительный поток мистической жизни остается невидимым. Определенно, на решающие события мировой истории существенно повлияли души, о которых ничего не сказано в книгах по истории. И то, какие души мы должны благодарить за решающие события нашей жизни, мы узнаем лишь в день, когда всё тайное станет явным» [6].

 

9. Святость – самое прекрасное лицо Церкви. Но даже вне Католической Церкви, в самых разных средах Дух порождает «знаки Своего присутствия, которые помогают ученикам Христа» [7]. Помимо этого, святой Иоанн Павел II напоминал нам, что «свидетельство, данное Христу вплоть до пролития собственной крови, стало общим наследием католиков, православных, англикан и протестантов» [8]. Во время прекрасного экуменического празднования, которое он захотел провести в Колизее, во время Юбилейного 2000 года, Иоанн Павел II заявил, что мученики – это «наследие, говорящее более сильным голосом, нежели разделяющие факторы» [9].

 

 

 

Господь призывает

 

10. Всё это важно. Однако этим Увещеванием я бы хотел напомнить прежде всего о призыве к святости, с которым Господь обращается к каждому из нас; призыве, с которым Он обращается и к тебе: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев 11, 45; ср.: 1 Пет 1, 16). Второй Ватиканский Собор решительно подчеркивал это: «все верные Христу, каково бы ни было их положение и статус, призываются Господом, каждый на своем пути, к совершенству святости, благодаря которой совершенен Сам Отец» [10].

 

11. «Каждый на своем пути» – говорит Собор. Поэтому не нужно отчаиваться, созерцая образцы святости, которые кажутся недостижимыми. Есть свидетельства, которые полезны, чтобы мотивировать и стимулировать нас, но они существуют не для того, чтобы мы пытались копировать их, поскольку это даже могло бы отдалить нас от того уникального и отличного от других пути, который Господь приготовил нам. Важно, однако, чтобы каждый верующий распознавал свой собственный путь и извлекал на свет лучшее, что в нём есть: то, столь личное, что Бог вложил в него (ср.: 1 Кор 12, 7), а не изматывал себя, пытаясь подражать чему-то такому, что Бог не задумал для него. Все мы призваны быть свидетелями, но «существует множество экзистенциальных форм свидетельства» [11]. И действительно, когда великий мистик святой Иоанн Креста писал «Духовную песнь», он предпочел избегать жестких правил для всех, и объяснял, что его стихи написаны, чтобы каждый пользовался ими «по-своему» [12]. Поскольку божественная жизнь передается «одним так, а другим – иначе» [13].

 

12. Среди этих различных форм мне хотелось бы отметить «гений женщины», который также проявляется в женских формах святости, необходимых для отражения Божьей святости в этом мире. Именно в те эпохи, когда женщины были отодвинуты на второй план, Святой Дух порождал святых, чье обаяние пробуждало новый духовный динамизм и важные реформы в Церкви. Здесь можно упомянуть о святой Хильдегарде Бингенской, святой Бригитте, святой Екатерине Сиенской, святой Терезе Авильской или же святой Терезе из Лизьё. Однако мне бы хотелось напомнить о стольких неизвестных или забытых женщинах, которые – каждая по своему – поддерживали и преобразовывали семьи и общины силой своего свидетельства.

 

13. Это должно воодушевить и вдохновить каждого отдать всё, чтобы дорасти до исполнения того уникального и неповторимого плана, который от века задумал для него Бог: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер 1, 5).

 

Это сказано и для тебя

 

14. Чтобы быть святыми, не обязательно быть епископами, священниками, монахинями или монахами. Зачастую мы испытываем искушение думать, что святость «зарезервирована» за теми, у кого есть возможность находиться на расстоянии от повседневных дел, чтобы больше времени уделять молитве. Это не так. Все мы призваны стать святыми, живя в любви, и давая свое собственное свидетельство в повседневных делах, там, где каждый из нас находится. Ты посвятил или посвятила свою жизнь Богу? Будь святым(-ой) радостно проживая это. Ты женат или замужем? Будь святым(-ой) любя и заботясь о своей(своем) супруге, как Христос о Церкви. Ты работник? Будь святым честно и профессионально исполняя свою работу во служение братьям. Ты родитель, бабушка или дедушка? Будь святым, терпеливо уча детей следовать за Иисусом. Ты наделен властью? Будь святым, борясь за общее благо и отказываясь от своих личных интересов [14].

 

15. Позвольте благодати своего Крещения приносить плоды на пути к святости. Позвольте всему быть открытым для Бога, и ради этого делайте свой выбор в Его пользу; выбирайте Его снова и снова. Не отчаивайтесь, ведь для того, чтобы это было возможно, у Вас есть сила Святого Духа, а святость, в сущности, является плодом Святого Духа в Вашей жизни (ср.: Гал5, 22-23). Когда Вы чувствуете соблазн запутаться в своей собственной слабости, поднимите глаза на Распятого и скажите Ему: «Господи, я бедный грешник, но Ты можешь сотворить чудо и сделать меня немного лучше». В Церкви Святой, но состоящей из грешников, ты найдешь всё, что тебе нужно для возрастания в святости. Господь наполнил ее дарами Слова, Таинств, святилищ, жизни общин, свидетельством Своих святых и многообразной красотой, исходящей из Его любви: «как невесту, украсил убранством» (Ис 61, 10).

 

16. Эта святость, к которой Господь призывает Вас, будет возрастать посредством малых жестов. Например: женщина идет на рынок сделать покупки, встречает соседку и, начиная разговор, злословит. Но затем она внутренне говорит себе: «Нет, я не буду плохо говорить ни о ком». Это шаг к святости. Потом, когда она возвращается домой, ее сын просит поговорить с ним о его мечтах, и – хотя женщина и устала – она садится рядом с терпением и любовью. Это еще одна жертва, которая освящает. Далее, эта женщина переживает упадок духа, но вспоминает о любви Девы Марии, берет Розарий и с верою молится. Это другой путь к святости. Наконец, она идет по улице, встречает бедняка и останавливается, чтобы поговорить с ним с любовью. И это еще один шаг.

 

17. Порой жизнь ставит перед нами высокие планки, посредством которых Господь приглашает нас к новым беседам, которые позволят Его благодати лучше проявляться в нашей жизни, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр 12, 10). В иной раз речь идет только о нахождении более совершенной формы проживания того, что мы уже делаем: «Существуют вдохновения, направленные лишь на необыкновенное совершенствование обычных практик христианской жизни» [15]. Когда кардинал Франсуа Ксавье Нгуен Ван Тхуан оказался в тюрьме, он отказался изматывать себя ожиданием своего освобождения. Он предпочел «жить настоящим, наполняя его любовью». О том, как конкретно он это делал, он говорил: «Я пользуюсь теми случаями, которые появляются каждый день, чтобы совершать обычные действия необычным образом [16].

 

18. Так благодаря импульсу Божьей благодати множеством жестов мы принимаем очертания святости, которых хотел Бог, но не как самодостаточные существа, а «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет 4, 10). Новозеландские епископы верно учили нас тому, что возможно любить безусловной любовью Господа, поскольку Воскресший разделяет Свою могущественную жизнь с нашими слабыми жизнями: «Его любовь не знает границ. Даруя ее, Он никогда не забирает назад. Она была безусловной и осталась верна этому. Любить так непросто, ведь порой мы так слабы. Но именно для того, чтобы мы могли попытаться любить так, как Христос возлюбил нас, Он разделяет с нами Свою воскресшую жизнь. Так наши жизни демонстрируют свою силу в действии, даже посреди человеческой слабости» [17].