[1] Бенедикт XVI, Проповедь на торжественное начало служения Петра (24 апреля 2005): AAS 97 (2005), 708.
[2] Такие процессы в любом случае подразумевают наличие ореола святости и совершение добродетелей, по крайней мере в обычной степени: Motu proprio Maiorem hac dilectionem (11 июля 2017), раздел 2c: L’Osservatore Romano (12 июля 2017), стр. 8.
[3] II Ват. Собор, Догм. конст. о Церкви Lumen gentium, 9.
[4] Cр.: Жозеф Малег, Pierresnoires. Les classes moyennes du Salut, Париж 1958.
[5] II Ват. Собор, Догм. конст. о Церкви Lumen gentium, 12.
[6] Verborgenes Leben und Epiphanie: GW XI, 145.
[7] Св. Иоанн Павел II, Апостол. послание Novo millennio ineunte (6 января 2001), 56: AAS 93 (2001), 307.
[8] Апостол. послание Tertio millennio adveniente (10 ноября 1994), 37: AAS 87 (1995), 29.
[9] Проповедь на экуменическое воспоминание свидетелей веры XX века(7 мая 2000), 5: AAS 92 (2000), 680-681.
[10] II Ват. Собор, Догм. конст. о Церкви Lumen gentium, 11.
[11] Ханс Урс фон Бальтазар, „Богословие и святость”, Communio 6 (1987), 489.
[12] Духовная песнь B, Пролог, 2.
[13] Там же, XIV-XV, 2.
[14] Ср.: Катехеза(19 ноября 2014): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (21 ноября 2014), p. 16.
[15] Св. Франциск Сальский, Трактат о любви к Богу, VIII, 11.
[16] Пять хлебов и две рыбки: радостное свидетельство веры от страдания в тюрьме, Мехико 19999, 21.
[17] Конференция Католических Епископов Новой Зеландии, Исцеляющая любовь (1 января 1988).
[18] Ср.: Духовные упражнения, 102-312.
[19] Катехизис Католической Церкви, 515.
[24] Бенедикт XVI, Катехеза (13 апреля 2011): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (17 апреля 2011), стр. 11.
[26] Ср.: Ханс Урс фон Бальтазар, „Богословие и святость”, Communio 6 (1987), 486-493.
[27] Хавьер Субири, Природа, история, Бог, Мадрид 19993, 427.
[28] Карло. М. Мартини, Исповеди Петра, Эстелья 1994, 76.
[29] Необходимо отличать такие поверхностные развлечения от здоровой культуры досуга, которая открывает нас другим и реальности с созерцательным и открытым духом.
[30] Св. Иоанн Павел II, Проповедь на Мессу канонизации (1 октября 2000), 5: AAS 92 (2000), 852.
[31] Региональная Епископская Конференция Западной Африки, Пастырское послание на окончание II Пленарной Ассамблеи (29 февраля 2016), 2.
[32] La femme pauvre, Париж, 1897, II, 27.
[33] Ср.: Конгрегация доктрины веры, Послание Placuit Deo, о некоторых аспектах христианского спасения (22 февраля 2018), 4: L’Osservatore Romano (2 марта 2018), стр. 4-5: «Как неопелагианский индивидуализм, так и неогностическое пренебрежение телом, искажают исповедание веры во Христа, единственного и вселенского Спасителя». В этом документе находятся доктринальные обоснования понимания христианского спасения в соотношении с современными неогностическими и неопелагианскими отклонениями.
[34] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 94: AAS 105 (2013), 1060.
[35] Там же: AAS 105 (2013), 1059.
[36] Проповедь на Мессе в Доме Святой Марфы (11 ноября 2016): L’Osservatore Romano (12 ноября 2016), стр. 8.
[37] Как учил св. Бонавентура: «Необходимо оставить действия разума, преобразить и перенести в Бога высший порыв души […] В этом вопросе бессильна природа, не очень многим может помочь усердие, мало что даст исследование, но много может дать помазание: мало даст язык, но много – внутренняя радость, мало даст слово и книга, но всё – дар Бога, то есть Святого Духа, мало или ничего не даст творение, но всё – творящая сущность, Отец и Сын и Святой Дух» (Путеводитель души к Богу, VII, 4-5).
[38] Послание Великому Канцлеру Папского Католического Университета Аргентины по случаю столетия Богословского факультета (3 марта 2015): L’Osservatore Romano (10 марта 2015), стр. 6.
[39] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 40: AAS 105 (2013), 1037.
[40] Видеопослание на Международный богословский конгресс Папского Католического Университета Аргентины (1-3 сентября 2015): AAS 107 (2015), 980.
[41] Постсинодал. Апостол. Увещев. Vita consecrata (25 марта 1996), 38: AAS 88 (1996), 412.
[42] Послание Великому Канцлеру Папского Католического Университета Аргентины по случаю столетия Богословского факультета (3 марта 2015): L’Osservatore Romano (10 марта 2015), стр. 6.
[43] Послание Фра Антонио, 2: FF 251.
[44] Семь даров Святого Духа, 9, 15.
[45] Там же, In IV Sent., 37, 1, 3, ad 6.
[46] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 94: AAS 105 (2013), 1059.
[47] Ср.: Св. Бонавентура, ШестькрыльевСерафима 3, 8: «Non omnes omnia possunt». Следует понимать это в соответствии с Катехизисом Католической Церкви, 1735.
[48] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, вопрос 109, раздел 9, ответ на возражение 1: «Благодать в некотором смысле несовершенна, поскольку она не полностью исцеляет человека».
[49] Ср.: О природе и благодати (De natura et gratia), XLIII, 50: PL 44, 271.
[50] Исповедь X, 29, 40: PL 32, 796.
[51] Ср.: Апостол. Увещев. Evangeliigaudium (24 ноября 2013), 44: AAS 105 (2013), 1038.
[52] Христианская вера понимает благодать, как предшествующую, сопровождающую и следующую за нашими действиям (Ср.: Тридентский Вселенский Собор, Сессия VI, Декрет de iustificatione, Об оправдании, гл. 5: DH, 1525).
[53] Ср.: Беседы на Послание к Римлянам, IX, 11: PG 60, 470.
[54] Беседа о смиренномудрии: PG 31, 530.
[55] Канон 4, DH 374.
[56] Сессия VI, Декрет de iustificatione, Об оправдании, гл. 8: DH 1532.
[57] Пункт 1998.
[58] Там же, 2007.
[59] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, вопрос 114, раздел 5.
[60] Св. Тереза из Лизьё, „Молитва о принесении себя в жертву милосердной Любви”.
[61] Лусио Хера, „О тайне бедняка”, в P. Grelot-L. Gera-A. Dumas, ElPobre, Буэнос-Айрес 1962, 103.
[62] Таково в итоге католическое учение о «заслугах», последующих за оправданием: речь идет о сотрудничестве оправданного в деле развития благодатной жизни (Ср.: Катехизис Католической Церкви, 2010). Но это сотрудничество никоим образом не делает само оправдание и дружбу с Богом предметом человеческих заслуг.
[63] Ср.: Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 95: AAS 105 (2013), 1060.
[64] Сумма теологии I-II, вопрос 107, раздел 4.
[65] Проповедь во время Юбилея социально исключенных людей (13 ноября 2016): L’Osservatore Romano (14-15 ноября 2016), стр. 8.
[66] Ср.: Проповедь в Доме Святой Марфы(9 июня 2014): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (13 июня 2014), стр. 11.
[67] Порядок второй и третьей заповеди блаженств разнится в соответствии с различными текстовыми традициями.
[68] Духовные упражнения, 23.
[69] Рукопись C, 12r.
[70] Начиная со времен патристики, Церковь ценит дар слез, что также можно увидеть в красивой молитве Ad petendam compunctionem cordis: «Господи, всемогущий и кротчайший, Ты, ради жаждущего народа соделал так, чтобы из скалы хлынул источник воды живой, соделай же, чтобы из твердости сердец наших потекли слезы раскаяния, чтобы мы, оплакивая свои грехи, по Твоему милосердию обрели прощение» (Римский Миссал, типовое издание 1962, стр. [110]).
[71] Катехизис Католической Церкви, 1789; Ср.: 1970.
[73] Диффамация и клевета словно террористический акт: бросается бомба, которая разрушает, а нападавший остается счастливым и спокойным. Это очень отличается от благородства того, кто подходит поговорить лицом к лицу, со спокойной искренностью, думая о благе другого.
[74] В некоторых случаях может быть необходимо поговорить о трудностях кого-то из братьев. В таких случаях может случиться так, что вместо объективного факта будет передан его пересказ. Но страсти искажают конкретную реальность факта, превращая его в пересказ, который в конечном счете оказывается отягощен субъективизмом. Так разрушается реальность и не уважается правда другого.
[75] Апостол. Увещев. Evangeliigaudium (24 ноября 2013), 218: AAS 105 (2013), 1110.
[78] Энциклика Centesimus annus (1 мая 1991), 41c: AAS 83 (1991), 844-845.
[79] Апостол. послание Novo millennio ineunte (6 января 2001), 49: AAS 93 (2001), 302.
[81] Булла MisericordiaeVultus(11 апреля 2015), 12: AAS107 (2015), 407.
[82] Давайте вспомним реакцию доброго самаритянина на человека, которого бандиты оставили полумертвым на краю дороги (Ср.: Лк. 10,30-37).
[83] Конференция Католических Епископов Канады. Комиссия по социальным вопросам, Открытое письмо членам Парламента, The Common Good or Exclusion: A Choice for Canadians (1 февраля 2001), 9.
[84] Ср.: V Генеральная Конференция Латиноамериканского и Карибского Епископата, в соответствии с неизменным Учительством Церкви учила, что человек «всегда священен, от момента своего зачатия, на всех этапах своего существования, до естественной смерти и после смерти», и что его жизнь следует оберегать от момента зачатия, на всех этапах его жизни до естественной смерти» (Документ Апаресиды, 29 июня 2007, 388,464).
[85] Устав, 53, 1: PL 66, 749.
[86] Ср.: Там же, 53, 7: PL 66, 750.
[87] Там же, 53, 15: PL 66, 751.
[88] Булла MisericordiaeVultus (11 апреля 2015), 9: AAS 107 (2015), 405.
[89] Там же, 10: AAS 107 (2015), 406.
[90] Постсинодал. Апостол. Увещев. Amorislaetitia (19 марта 2016), 311: AAS 108 (2016), 439.
[91] Апостол. Увещев. Evangeliigaudium (24 ноября 2013), 197: AAS 105 (2013), 1103.
[92] Ср.: Сумма теологии II-II, вопрос 30, раздел 4.
[93] Там же, ответ на возражение 1.
[94] Христос в нищих, Мадрид 1981, 37-38.
[95] Существует множество форм травли (буллинга), которые, хотя и могут казаться утонченными, уважительными и даже очень духовными, причиняют большое страдание и вред самооценке других.
[96] Предостережения, 13b.
[97] Там же, 13a.
[98] Дневник, p. 132.
[99] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, вопрос 70, раздел 3.
[100] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 6: AAS 105 (2013), 1221.
[101] Я советую молиться этой молитвой, приписываемой святому Фоме Мору: «Дай мне, Господи, хорошее пищеварение, а также что-то, чтобы переваривать. Дай мне здоровье тела и хорошее настроение, чтобы поддерживать его. Дай мне, Господи, душу святую, умеющую пользоваться добрым и чистым, и не пугающуюся перед грехом, но находящую способ вновь привести всё в порядок. Дай мне душу, не знающую скуки, злословия, вздохов и жалоб, и не позволяй мне чрезмерно страдать из-за этой властолюбивой штуки, которая называется «Я». Дай мне, Господи, чувство юмора. Ниспошли мне благодать понимать шутки, чтобы в жизни я познал немного радости и мог делиться ею с другими. Аминь».
[102] Постсинодал. Апостол. Увещев. Amoris laetitia (19 марта 2016), 110: AAS 108 (2016), 354.
[103] Апостол. Увещев. Evangelii nuntiandi (8 декабря 1975), 80: AAS 68 (1976), 73. Интересно, что в этом тексте, Блаженный Павел VI тесно связывает радость с паррезией. Помимо этого, он также сожалеет о «нехватке радости и надежды» и воспевает «нежную и ободряющую радость евангелизации», которая связана с «внутренним энтузиазмом, который никто и ничто не может подавить». Это гарантирует, что мир не получит Евангелия «через унылых и обескураженных евангелизаторов». В Святой 1975 год, Павел VI посвятил радости Апостольское Увещевание Gaudete in Domino(9 мая 1975): AAS 67 (1975), 289-322.
[104] Предостережения, 15.
[105] Св. Иоанн Павел II, Постсинодал. Апостол. Увещев. Vita consecrata (25 марта 1996), 42: AAS 88 (1996), 416.
[106] Исповедь, IX, 10, 23-25: PL 32, 773-775.
[107] Я особенно напоминаю о трех ключевых словах «позвольте, спасибо и извините», поскольку «подходящие слова, сказанные в нужную минуту, защищают и питают любовь день ото дня»: Постсинодал. Апостол. Увещев. Amoris laetitia (19 марта 2016), 133: AAS108 (2016), 363.
[108] Св. Тереза из Лизьё, Рукопись C, 29v-30r.
[109] Степени совершенства, 2.
[110] Там же, Советы монаху по достижению совершенства, 9b.
[111] Книга жизни, 8, 5.
[112] Иоанн Павел II, Апостол. послание Orientale lumen (2 мая 1995), 16: AAS 87 (1995), 762.
[113] Речь на V Конгрессе итальянской Церкви, Флоренция (10 ноября 2015): AAS 107 (2015), 1284.
[114] Ср.: Св. Бернард Клервоский, Проповеди на Песнь Песней 61, 3-5: PL 183, 1071-1073.
[115] Рассказы о русском паломнике, Буэнос-Айрес 1990, 25.96.
[116] Ср.: Духовные упражнения, 230-237.
[117] Письмо Анри де Кастри (14 августа 1901).
[118] V Генеральная Конференция Латиноамериканского и Карибского Епископата, Документ Апаресиды (29 июня 2007), 259.
[119] Конференция Католических Епископов Индии, Окончательная декларация XXI Пленарной Ассамблеи (18 февраля 2009), 3.2.
[120] Ср.: Проповедь на Мессе в Доме Святой Марфы (11 октября 2013): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (18 октября 2013), стр. 12.
[121] Ср.: Бл. Павел VI, Катехеза (15 ноября 1972): Ecclesia (1972/II), 1605: «Одной из самых больших нужд является защита от того зла, которое мы называем дьяволом. […] Зло – это не просто недостаток, это действующая сила, живое существо, духовное, извращенное и извращающее. Ужасающая реальность. Таинственная и жуткая. Выходит за рамки церковного и библейского учительства тот, кто отказывается признать его существование; или же делает из него начало, существующее само по себе и не имеющее, как любое другое творение своего происхождения в Боге; а также тот, кто толкует его как псевдореальность, концептуальное и фантастическое олицетворение неизвестных причин наших несчастий».
[122] Св. Хосе Габриэль дель Росарио Брочеро, Plática de las banderas: Епископская Конференция Аргентины, El Cura Brochero. Cartas y sermones (Отец Брочеро. Письма и проповеди), Буэнос-Айрес 1999, 71.
[123] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 85: AAS 105 (2013), 1056.
[124] На могиле святого Игнатия Лойолы находится эта мудрая эпитафия: «Non coerceri a maximo, contineri tamen a minimo divinum est» (Не бояться великих вещей, и при этом быть внимательным к самым малым – вот что божественно).
[125] Collationesin Hexaemeron, 1, 30.