Бодрствующие и уповающие
162. Слово Божье ясно призывает нас «стать против козней диавольских» (Еф 6, 11) и «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф6, 16). Это не поэтический оборот речи, поскольку наш путь к святости это непрерывная борьба. Те, кто не хочет признать этого, будут подвержены провалам и посредственности. Для этой борьбы у нас есть мощное оружие, которое дает нам Господь: вера, которая выражается в молитве, размышления над Словом Божьим, служение Святой Мессы, Евхаристическая адорация, примирение в Таинствах, дела милосердия, жизнь в общине, миссионерское рвение. Если мы будем беспечны, то лживые обещания лукавого нас легко соблазнят, поскольку, как говорил святой отец Брочеро, «что толку, что Люцифер обещает освободить вас и даже впустить в недра всех своих благ, если эти блага обманчивы и отравлены?» [122].
163. На пути к святости, развитие добра, духовное созревание и рост любви – это лучший противовес злу. Никто не сможет сопротивляться ему, если решит остаться в мертвой точке, если удовлетворится малым и откажется от своей мечты предложить Господу самое прекрасное, что у него есть. Хуже того, если он впадет в дух пораженчества, поскольку «тот, кто без такой уверенности вступает в битву, уже наполовину проиграл ее и похоронил свои таланты. [...] Христианский триумф – это всегда крест, но крест – это одновременно и знамя победы, его несут с ратной любовью навстречу натиску зла» [123].
Духовная деградация
164. Путь святости – это источник мира и радости, дарованный нам Духом, и в то же время требующий от нас, чтобы наши светильники всегда были зажженными (ср.: Лк 12, 35), а мы – бдительными: «Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес5, 22). «Бодрствуйте» (Мф 24, 42; ср.: Мк 13, 35). «Не будем спать» (1 Фес 5, 6), поскольку те, кто думают, что не совершают никаких тяжких грехов против Закона Божьего, могут впасть в состояние отупения или сонливости. Поскольку они не видят ничего серьезного, в чём можно было бы себя упрекнуть, они не обращают внимания на ту теплохладность, которая мало-помалу завладевает их духовной жизнью, портя и развращая ее.
165. Духовная деградация хуже падения грешника, поскольку речь идет об удобной и самодовольной форме слепоты, где всё в итоге кажется дозволенным: обман, клевета, эгоизм и множество едва различимых форм зацикленности на себе, ведь «сам сатана принимает вид Ангела света…» (2 Кор11, 14). Так окончил свою жизнь Соломон, тогда как большой грешник Давид, смог преодолеть свою ничтожность. От этого обманчивого искушения, незаметно приводящего к деградации, нас предостерегал Иисус, упоминая о человеке, освобожденном от дьявола, который, считая, что теперь его жизнь чиста, в конце концов стал одержимым семью другими нечистыми духами (ср.: Лк 11, 24-26). В одном библейском тексте использован сильный образ: «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет 2, 22, ср.: Притч 26, 11).
Распознавание
166. Как мы можем узнать, исходит ли что-то от Духа Святого, или же проистекает от мирского духа или духа дьявола? Единственный способ сделать это – это распознавание, которое подразумевает не только хорошие способности к размышлению или здравый смысл, но также и дар, о котором мы должны просить. Если мы с доверием просим о нём у Святого Духа, и одновременно стремимся развивать его при помощи молитвы, размышлений, чтения и доброго совета, наши духовные возможности в этом отношении непременно возрастут.
Насущная необходимость
167. Сегодня дар распознавания стал особенно необходимым, так как современная жизнь предлагает огромные возможности для действий и развлечений, и мир представляет все их виды уместными и хорошими. Все люди, а особенно молодежь, подвержены зеппингу (переключению каналов). Стало возможным пользоваться одновременно двумя или тремя электронными устройствами, общаясь с другими в одно и то же время в разных виртуальных средах. Без мудрости распознавания мы легко можем стать марионетками, увлекаемыми мимолетными тенденциями.
168. Распознавание оказывается особенно важным, когда в нашей жизни появляется какая-то новизна, и мы должны выяснить, является ли она новым вином от Бога или же обманчивой новизной от мирского духа или духа дьявола. В других случаях происходит и обратное: когда силы зла побуждают нас не меняться, оставляя всё как есть, и делать выбор в пользу косности или суровости. В этом случае мы препятствуем дуновению Духа. Мы свободны благодаря свободе Иисуса Христа, но Он призывает нас наблюдать за тем, что внутри нас – за нашими желаниями, тревогами, страхами и устремлениями, и тем, что вне нас – за «знамениями времен», чтобы опознавать пути, ведущие к полной свободе: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес5, 21).
Всегда в свете Господа
169. Распознавание необходимо не только в исключительных случаях, во время необходимости решать серьезные проблемы или принимать важные решения, но это орудие борьбы за то, чтобы лучше следовать за Господом. Оно нужно нам всегда, чтобы мы могли быть готовыми разглядеть времена Божьи и Его благодать, не упустить вдохновений Господа и не пропустить Его призыва к росту. Часто это происходит в мелочах, в том, что кажется незначительным, но великодушие проявляется в простом и повседневном [124]. Речь идет о том, чтобы не ограничивать великое, лучшее и прекрасное, но в то же время сосредотачиваться на малом – на сегодняшней самоотдаче. Поэтому я прошу всех христиан, не переставать ежедневно делать «испытание совести» в диалоге с любящим нас Господом. Наряду со всем этим, распознавание ведет нас к обнаружению конкретных средств, которые Господь в Своем таинственном плане любви предназначил для того, чтобы мы не останавливались лишь на благих намерениях.
Сверхъестественный дар
170. Разумеется, духовное распознавание не исключает вклада человеческой мудрости: экзистенциальной, психологической, социологической или моральной. Но оно выходит за ее рамки. Для него недостаточно даже мудрых норм Церкви. Давайте никогда не будем забывать о том, что распознавание – это благодать. Хотя оно и включает в себя разум и здравомыслие, но превосходит их, поскольку речь идет о смутном различении тайны единственного и неповторимого плана, который Бог имеет для каждого из нас, и который осуществляется на фоне самых разнообразных ситуаций и ограничений. На кону стоит не только временное благосостояние, не только удовлетворение от совершения чего-то полезного, и даже не желание иметь спокойную совесть, – на кону стоит смысл моей жизни пред Отцом, Который меня знает и любит, ее подлинный смысл, о котором никто не знает лучше Него. В конечном счете, распознавание ведет к самому неумирающему Источнику жизни, то есть к познанию Отца, единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (ср.: Ин 17, 3). Оно не требует особых способностей и не является прерогативой самых умных или образованных, ведь Отец с радостью открывает Себя скромным (ср.: Мф 11, 25).
171. Хотя Господь обращается к нам очень разными способами: в нашей работе и через других людей, и в любое время, нельзя отказываться от тишины основательной молитвы, чтобы лучше воспринять Его язык и истолковать реальное значение вдохновений, которые, по нашему мнению, мы получили, чтобы унять тревоги и восстановить полноту собственной жизни в Божьем свете. Так мы сможем позволить появиться на свет новому синтезу, истекающему из жизни, озаренной Духом.
Говори, Господи
172. Тем не менее, может случиться так, что даже в самой молитве, мы будем избегать встречи со свободой Духа, Который действует, как пожелает. Следует напомнить, что молитвенное распознавание должно исходить из готовности слушать Господа, других и саму реальность, которая всегда по-новому бросает нам вызов. Только тот, кто готов слушать, свободен отказаться от собственной частичной или неполной точки зрения, собственных привычек и планов. Так он становится действительно готовым к тому, чтобы принять такой вызов, который разрушает его чувство стабильности, но ведет к лучшей жизни, поэтому недостаточно, чтобы всё шло хорошо и спокойно. Бог может предлагать нечто большее, но в нашей удобной невнимательности мы не разглядим этого.
173. Такое отношение к слушанию, разумеется, включает в себя послушание Евангелию, как окончательному критерию, а также Магистериуму, стоящему на его страже, в попытке найти в сокровищнице Церкви то, что сегодня было бы для спасения наиболее плодотворным. Речь не идет о том, чтобы прибегать к рецептам или же воспроизводить прошлое, поскольку одни и те же решения не являются действенными в любых обстоятельствах и то, что было полезным в одной ситуации, может не быть таковым в другой. Распознавание духов освобождает нас от жесткости, которой нет места пред лицом Вечного ныне Воскресшего. Только Дух умеет проникать в самые темные изгибы реальности и принимать в расчет все ее оттенки, чтобы новизна Евангелия проявилась вновь.
Логика дара и креста
174. Существенным условием для прогресса в распознавании является воспитание понимания Божьего терпения и Его времен, которые нам не принадлежат. Он не проливает огня на неверных (ср.: Лк 9, 54) и не позволяет ревностным «выбрать плевелы», растущие рядом с пшеницей (ср.: Мф 13, 29). Также необходима щедрость, поскольку «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20, 35). Распознавание заключается не в том, чтобы обнаружить, что еще мы можем извлечь из этой жизни, но в том, чтобы выяснить, как мы можем лучше выполнить ту миссию, которая была доверена нам при крещении, и это подразумевает готовность к отказу, даже к отказу от всего, поскольку счастье парадоксально, и оно дарит нам лучший опыт, когда мы принимаем эту таинственную логику, которая не от мира сего, и о которой говорил святой Бонавентура, указывая на крест: «Вот наша логика» [125]. Если человек принимает эту динамику, он не дает притупить свою совесть и щедро открывается распознаванию.
175. Когда в Божьем присутствии мы исследуем тропы жизни, исключенных пространств не остается. Во всех сферах нашей жизни мы можем продолжать расти и отдавать Ему нечто большее, даже в тех из них, в которых мы испытываем наиболее сильные трудности. Но нужно просить Святого Духа освободить нас и изгнать этот страх, который препятствует Ему войти в некоторые сферы нашей жизни. Просящий от нас всего, Он же и дает нам всё, и не хочет входить в нас, чтобы травмировать или ослабить, но чтобы дать нам полноту. Это заставляет нас увидеть, что распознавание это не сосредоточенный на себе самоанализ, не эгоистичная интроспекция, но подлинное устремление от самих себя к тайне Бога, Который помогает нам жить миссией, к которой призвал нас во благо наших братьев.
* * *
176. Я хочу, чтобы Мария увенчала эти размышления, потому что Она, как никто другой, жила заповедями блаженств Иисуса. Она трепетала от радости в Божьем присутствии, сохраняла всё в сердце Своем, и дала пронзить Себя мечом. Она святая среди святых, самая благословенная, Та, что показывает нам путь святости и сопровождает нас. Она не позволяет нам оставаться павшими, и порой, не осуждая, несет нас в Своих руках. Беседа с Ней утешает, освобождает и освящает нас. Нашей Матери не нужно много слов, Ей не нужно, чтобы мы излишне старались объяснить, что с нами происходит. Достаточно шептать снова и снова: «Радуйся, Мария…».
177. Я надеюсь, что эти страницы будут полезны для того, чтобы вся Церковь посвятила себя поощрению стремления к святости. Давайте попросим Святого Духа вселить в нас горячее желание стать святыми к большей славе Божьей, и будем поощрять друг друга в этом стремлении. Так мы разделим счастье, которого мир не сможет у нас отнять.
Дано в Риме, у Святого Петра, 19 марта в Торжество Святого Иосифа, в 2018 году, в шестой год моего Понтификата.
Франциск