Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14



Бог любит радость Своих чад

147. Для этого необходим педагогический путь — процесс, требующий отречения. Уверенность Церкви в этом много раз отвергали как враждебную счастью человека. Бенедикт XVI очень ясно обобщил подобные вопрошания: «Разве своими приказаниями и запретами Церковь не делает горьким для нас то, что в жизни является самым прекрасным? Разве она не выставляет запретительных знаков именно там, где радость, предназначенная для нас Творцом, предлагает нам счастье, позволяющее предвкусить нечто Божественное?»142. Однако Папа отвечал, что, хотя в христианстве было немало край ностей и искаженного аскетизма, официальное учение Церкви, верное Писанию, не отвергало «эрос как таковой, но объявило войну его разрушительному искажению, поскольку имеющее здесь место ложное обожествление эроса лишает его присущего ему достоинства, делая его бесчеловечным»143.

 

148. Воспитание эмоциональности и инстинкта необходимо, и поэтому порой обязательно устанавливать определенные границы. Избыток, отсутствие контроля, одержимость одним из типов наслаждений в итоге ослабляют и заражают удовольствие144, нанося ущерб семейной жизни. Но на самом деле со страстями можно пройти прекрасный путь, если все более направлять их к замыслу самопожертвования и полной самореализации, обогащающей межличностные отношения в семье. Нет необходимости отказываться от моментов особенно сильной радости145, но следует сочетать их с иными моментами — щедрой самоотдачи, терпеливой надежды, неизбежной усталости, стремления к идеалу. Все это — семейная жизнь, которая заслуживает того, чтобы быть прожитой во всей своей полноте.

 

149. Некоторые духовные течения настаивают на подавлении желания ради освобождения от скорби. Но мы верим, что Богу угодна радость человеческого существа, что Он сотворил все «для наслаждения» (1 Тим 6, 17). Пусть в Его неж нос ти струится радость, Он Сам нам предлагает: «Сын мой! [...] делай добро себе. Не лишай себя доброго дня» (Сир 15, 11.14). Супружеская пара исполняет волю Божию, следуя библейскому призыву: «Во дни благополучия пользуйся благом» (Еккл 7, 14). Важно, чтобы, будучи свободным, согласиться с тем, что наслаждение по-разному проявляет себя в различные минуты жизни, в соответствии с потребностями взаимной любви. В этом смысле можно принять предложение некоторых восточных учителей расширить границы сознания ради избавления от оков ограни чен ного опыта, закрывающего перспективы. Расширение границ сознания — не отрицание и не разрушение желания, а, скорее, его увеличение и совершенствование.



Эротическое измерение любви

150. Все это побуждает нас поговорить о сексуальной жизни супругов. Сам Бог сотворил сексуальность как чудесный дар для Своих творений. Сексуальность совершенствуют и стараются не ослаблять контроль именно для восп реп ятс тв ования «обеднению истинной ценности»146. Святой Иоанн Павел II отверг идею, что учение Церкви якобы ведет к «отрицанию сексуальности человека» или просто терпит ее «из-за потреб но сти в продолжении рода»147. Сексуальная потребность супругов — не объект презрения, и «эта потребность никоим образом не должна подвергаться сомнению»148.

 

151. Опасающимся, что воспитание страстей и сексуальн ости наносит вред спонтанности сексуальной любви, святой Иоанн Павел II отвечал, что человеческое существо «призвано к полной и зрелой добровольности отношений», которая есть «постепенный плод распознания побуждений своего сердца»149. Этого можно добиваться, поскольку любое человеческое существо «должно настойчиво и последовательно изучать значение и смысл тела»150. Сексуальность — не ресурс для награждения или удержания, поскольку представляет собой язык межличностного общения, в котором другого воспринимают серьезно, с его священной и неприкосновенной ценностью. Тем самым «человеческое сердце, можно сказать, становится участником спонтанности другого»151. В этом русле эротизм предстает специфически человеч ес ким проявлением сексуальности. В нем можно обнаружить «супру жеское значение тела и истинное достоинство дара»152. В катехетических беседах о богословии человеческого тела святой Иоанн Павел II учил, что сексуальная телесность «не только источник плодовитости и продолжения рода», но оно обладает «способностью выражать любовь — именно ту любовь, в которой человек-личность становится даром»153. Хотя здоровый эротизм и связан с поиском наслаждения, он предполагает также изумление и потому способен делать побуждения гуманными.

 

152. Поэтому мы никоим образом не можем считать эротическое измерение любви дурной предпосылкой или бременем, которое приходится нести ради блага семьи; скорее, нужно понимать его как дар Божий, украшающий встречу супругов. Будучи страстью, которая возвышена любовью, восхищающейся достоинством другого человека, это измерение становится «полным и кристально чистым утверждением любви», показывающим, на какие чудеса способно человеческое сердце. Тем самым мгновенно «становится понятно, что человеческая жизнь оказалась успешной»154.



Насилие и манипуляция

153. В русле положительного видения сексуальности целесообразно затронуть тему во всей ее полноте, со здравым реализмом. Нельзя игнорировать того, что часто сексуальность деперсонализируется и наполняется патологиями, из-за чего «все больше и больше превращается в поле и орудие самоутверж де ния и себялюбивого удовлетворения желаний и влечений»155. В нашу эпоху существует большая опасность того, что и над сексуальностью будет доминировать ядовитый дух «используй и выбрось». Телом другого часто манипулируют как чем-то, что можно хранить, пока оно доставляет удовлетворение, и что следует ни во что не ставить, когда оно утратит свою привлекательность. Разве можно игнорировать или замаскировать постоянные формы доминирования, давления, злоупотребления, извращения и сексуального насилия — плоды деформации смысла сексуальности, погребающие достоинство других людей и призыв к любви под непонятным поиском самих себя?

 

154. Нелишне вспомнить, что даже в браке сексуальность может стать источником страдания и манипулирования. Поэтому мы должны ясно подчеркнуть, что «супружеский акт, навязанный супругу без какого-либо внимания к его усло виям и оправ дан ным желаниям, не есть подлинный акт любви и, следовательно, противоречит тому, чего справедливо треб ует нравственный порядок в отношениях между супруг ами»156. Акты, присущие сексуальному союзу супругов, отвечают природе сексуальности, угодной Богу, если «cовершаются воистину по-человечески»157. Поэтому святой Павел наставлял: «Никто из вас в сем пусть не обижает и не обманывает своего брата» (Vlg.: 1 Фес 4, 6). И хотя он писал в эпоху доминирования патриархальной культуры, где женщину считали существом, совершенно подчиненным мужчине, он все же учил, что сексуальность — проблема, требующая обсуждения между супругами: он предусматривал возможность временного воздержания от сексуальных отношений, но только «по согласию» (1 Кор 7, 5).

 

155. Святой Иоанн Павел II сделал очень тонкий намек, сказав, что мужчине и женщине «угрожает ненасытность»158. Это значит, что они призваны ко все более тесному союзу, однако есть опасность пытаться стереть различия и неизбежную дистанцию между ними двумя, потому что каждый обладает собственным, неповторимым достоинством. Когда драгоценная взаимная принадлежность трансформируется в господство, «по сути [...] меняется структура общения в межличностных отношениях»159. По логике господства господин начинает отрицать и собственное достоинство160 и, в конечном счете, позволяет себе «субъективно отождествляться со своим телом»161, так как лишает тело какой бы то ни было знач имос ти. Он воспринимает секс как бегство от себя и как отказ от красоты союза. 

 

156. Важно ясно отрицать любую форму сексуального подчинения. Поэтому целесообразно избегать неверного толкования отрывка из Послания к Эфесянам, требующего: «Жены, повинуйтесь своим мужьям» (Еф 5, 22). Святой Павел здесь выражает свою мысль в культурных категориях, присущих той эпохе, но мы должны усвоить не эту культурную оболочку, а заключенное в тексте послание, проистекающее из всей перикопы. Вспомним мудрое объяснение святого Иоанна Павла II: «Любовь исключает любого рода подчинение, ввиду которого жене надлежало бы стать служанкой или рабыней мужа [...]. Общность или союз, который они должны построить в силу брака, реализуется через взаимное дарование, предс тавл яющ ее собой взаимное подчинение»162. Поэтому также сказано: «Должны мужья любить своих жен, как свои тела» (Еф 5, 28). На самом деле, библейский текст призывает преодолеть удобный индивидуализм, чтобы жить, обратившись к другим: «Повинуясь друг другу» (Еф 5, 21). Между супругами это взаим ное «подчинение» приобретает особый смысл и понимается как добровольно избранная взаимная принадлежность, с совокупностью всех качеств верности, уважения и заботы. Сексуальность неотделима от служения такой супружеской дружбы, поскольку стремится делать так, чтобы другой жил в полноте совершенства.