Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

 

74. Сексуальный союз, переживаемый по-человечески и освященный таинством, для супругов — путь возрастания в жизни по благодати. Это «таинство брака»69. Ценность телесного союза выражена в словах согласия, посредством которых супруги принимают друг друга и взаимно отдают себя, чтобы разделить друг с другом всю жизнь. Эти слова придают и сексуальности значение, свободное от какой бы то ни было двусмысленности. Однако на самом деле вся совместная жизнь супругов, вся сеть отношений, сплетающаяся между ними, с их детьми и с миром, будет насыщена и укреплена благодатью таинства, проистекающей из тайны Воплощения и Пасхи, в которой Бог выразил всю Свою любовь к человечеству и тесно соединился с ним. Они никогда не будут предоставлены сами себе и не будут преодолевать бросаемые им вызовы исключительно своими силами. Они призваны отвечать на дар Божий своим обязательством, творчеством, стойкостью и повседневной борьбой, при этом они всегда могут взывать к освятившему их союз Святому Духу, молясь, чтобы полученная благодать вновь и вновь проявлялась в каждой новой ситуации. 

 

75. Согласно латинской традиции Церкви, в таинстве брака служителями выступают брачующиеся мужчина и женщина70, которые, заявляя об обоюдном согласии и выражая его во взаимном телесном даре, принимают великий дар. Согласие и союз тел — орудия Божественного деяния, соединяющего их в одну плоть. Крещением освящена их способность соединиться в браке в качестве служителей Господа, чтобы ответить на призыв Божий. Поэтому, когда два супруга — нехристианина принимают крещение, им нет необходимости обновлять брачное обещание, достаточно того, что они от него не отказываются, так как по причине получаемого крещения их союз тем самым становится сакраментальным. Каноническое право также признает действительность других браков, заключенных без присутствия рукоположенного служителя71. Естественный порядок был пронизан искуплением Иисуса Христа таким образом, что «между крещеными не может состояться такой действительный брачный договор, который тем самым не был бы таинством»72. Церковь может настаивать на публичности акта, присутствии свидетелей и других условиях, менявшихся в течение истории, но тем самым два супруга не лишаются характера служителей таинства, а центральное значение согласия мужчины и женщины не приуменьшается; все это само по себе устанавливает именно узы таинства. В любом случае, следует продолжать размышлять о Божественном действии в обряде бракосочетания, роль которого подчеркивается в Восточных Церквях, не забывая об особой важности благословения — как знамения дара Святого Духа — сторонам, заключающим брак.



Семена Слова и несовершенные ситуации

76. «Евангелие семьи питает также семена, которым еще следует созреть, и должно заботиться о засыхающих деревьях, которыми нельзя пренебрегать»73, так, чтобы, исходя из дара Христа в таинстве семьи, они «были терпеливо ведомы далее — от того, что они уже получили от тайны Христовой, ко все более богатому ее познанию и полному воплощению ее в своей жизни»74. 

 

77. На основе библейского учения, согласно которому все сотворено Христом и ради Христа (ср. Кол 1, 16), Отцы Синода напомнили, что «порядок искупления просвещает и завершает порядок творения. Поэтому естественный брак полностью понятен в свете своего сакраментального завершения: лишь неотрывно взирая на Христа, можно до конца понять истину о человеческих отношениях. “В самом деле, тайна человека истинно проясняется лишь в тайне воплотившегося Слова. [...] Христос, новый Адам, в Откровении тайны Отца и Его любви полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание” (Gaudium et spes, 22). Следовательно, как никогда, целесообразно понять в христоцентрическом ключе естественные качества, присущие браку и составляющие благо супругов (bonum coniugum)»75, включая единство, открытость в отношении жизни, верность и нерасторжимость, а в христианском браке — также взаимную помощь на пути к более полной дружбе с Господом. «Распознание присутс твия семян Слова в других культурах (см. Ad gentes, 11) можно применить и к реалиям брака и семьи. Помимо истинного естественного брака, положительные элементы присутствуют в брачных формах других религиозных традиций»76, несмотря на темные моменты. Можно утверждать, что «любой человек, желающий создать в этом мире семью, учащую детей радоваться каждому делу, направленному на искоренение зла — семью, показывающую, что Святой Дух жив и действует, — обретет благодарность и уважение, из какого бы народа, какой бы религии или региона он ни был»77. 

 

78. «Взгляд Христа, Чей свет просвещает каждого человека (см. Ин 1, 9; Gaudium et spes, 22), вдохновляет пастырское попечение Церкви о верных, которые просто сожительствуют, заключили только гражданский брак или вступили в новый союз после развода. В перспективе Божественной педагогики Церковь с любовью обращается к тем, кто несовершенным образом участвует в ее жизни: вместе с ними она взывает о благодати обращения, побуждает их творить добро, с любовью заботиться друг о друге и служить общине там, где они живут и работают. [...] Когда союз достигает значительной стабильности через установление публичной связи — и отмечен глубокой любовью, ответственностью в отношении потомства, способностью преодолевать испытания, он открывает возможности для сопровождения партнеров к таинству брака, везде, где это возможно»78. 

 

79. «При встрече с трудными ситуациями и израненными семьями следует всегда помнить общий принцип: “Пусть пастыри знают, что из любви к истине они обязаны глубоко вникать в каждую конкретную ситуацию” (Familiaris consortio, 84). Степень ответственности не равна во всех случаях, могут присутствовать факторы, ограничивающие способность вынести решение. Поэтому, хотя учение следует озвучивать со всей ясностью, необходимо избегать суждений, не учитывающих сложность разных ситуаций; необходимо внимание к тому, как люди живут и страдают из-за своего состояния»79.

 

Передача жизни и воспитание детей

80. Брак — это, в первую очередь, «глубокая общность жизни и супружеской любви»80, представляющей собой благо для самих супругов81, а сексуальность «предназначена для супружеской любви мужчины и женщины»82. Поэтому даже «супруги, которым Бог не дал детей, могут, тем не менее, вести супружескую жизнь, наполненную смыслом с чисто человеческой и христианской точек зрения»83. Несмотря на это, такой союз предназначен для продолжения рода «по своему естественному характеру»84. Рожденный ребенок «появляется не извне, чтобы присоединиться к взаимной любви супругов; он вырастает прямо в недрах этого обоюдного дара, плодом и венцом которого он является»85. Супруги не получают ребенка в итоге некоторого процесса, напротив, ребенок прис утс тв ует с самого начала их любви, как ее основное качество, от которого невоз мож но отказаться, не изуродовав тем самым любовь. С самого начала любовь отвергает любое побуждение закрыться в себе, а открывается плодности, сохраняющей, собствен но, взаимную любовь и за пределами способности зачать потомство. Следовательно, ни один сексуальный акт супругов не может терять своего содержания86, хотя в силу разных причин не всегда получается дать начало новой жизни.

 

81. Ребенок требует быть рожденным именно от такой любви, а не просто так, ведь он «не что-то должное, а дар»87, он есть «плод особого акта супружеской любви своих родителей»88. «Согласно порядку творения, супружеская любовь мужчины и женщины и передача жизни починены друг другу (см. Быт 1, 27–28). Тем самым Творец приобщил мужчину и женщину к Своему делу творения и одновременно преобразил их в орудия Своей любви, доверив им ответственность за будущее человечества посредством передачи человеческой жизни»89.

 

82. Отцы Синода заявили, что «нетрудно констатировать распрос транение менталитета, сводящего рождение новой жизни к некоему изменчивому плану — индивидуальному или супруж еской пары»90. Учение Церкви «помогает гармонично и осоз нанн о переживать единение супругов во всех его измерениях, вместе с ответственностью за рождение по том ства. Нужно открыть заново послание Энциклики Humanae vitae Павла VI, подчеркивающей необходимость уважать достоинство личности при нравственной оценке методов регуляции рождаемости. [...] Решение усыновить либо взять под опеку ребенка выражает особую плодотворность супру жеского опыта»91. Церковь особенно благодарна супругам и «поддерживает семьи, принимающие, воспитывающие и окру жающие любовью детей с ограниченными возможностями здоровья»92.

 

83. В связи с этим не могу не подчеркнуть, что семья как святилище жизни и пространство, где жизнь зарождается и окружена заботой, решительно противоречит своему фактическому превращению в пространство, где жизнь отрицается и разрушается. Ценность человеческой жизни настолько высока, а право на жизнь невинного ребенка, развивающегося в лоне матери, настолько неотъемлемо, что возможность принимать решения в отношении его жизни никоим образом нельзя представлять как право распоряжаться своим телом. Жизнь ребенка ценна сама по себе и ни при каких условиях не может становиться объектом, подчиненным власти другого человеческого существа. Семья защищает жизнь на всех ее этапах, включая ее закат. Поэтому «сотрудникам структур здравоохранения напоминаем о нравственной обязанности отказа по убеждениям совести. При этом Церковь не только ощущает настоятельную потребность подтвердить право человека на естественную смерть с отказом от терапевтической настойчивости и эвтаназии», но и «решительно отвергает смертную казнь»93.

 

84. Отцы Синода пожелали подчеркнуть, что «один из фундаментальных вызовов, с которым сегодня столкнулись семьи, это, безусловно, вызов образования, ставшего из-за нынешних культурных реалий и огромного влияния масс-медиа более требовательным и сложным»94. «Церковь выполняет важную роль по поддержке семей, начиная с христианского посвящения, с помощью принимающих общин»95. Тем не менее мне представляется очень важным напомнить, что целостное воспитание детей — «важнейшая обязанность» и, при этом, «преимущественное право» родителей96. Речь идет не о всего лишь поручении или о бремени, но о сущностном и незаменимом праве, которое родители призваны защищать и которого никто не имеет права их лишить. Государство субсидиарно предлагает образовательные услуги, сопровождая родителей в выполнении их не подлежащей передачи функции. У родителей есть право свободно выбирать тип образования — доступного и качественного, — которое они намерены дать детям в соответствии с личными убеждениями. Школа не подменяет родителей, а, скорее, дополняет их. Базовый принцип таков: «Любой другой сотрудник в процессе воспитания должен действовать от имени родителей, с их согласия и, в определенной мере, по их поручению»97. Однако «образовался разрыв между семьей и обществом, семьей и школой, сегодня образовательный договор расторгнут; итак, соглашение общества с семьей о воспитании настиг кризис»98. 

 

85. Церковь призвана сотрудничать, содействуя через соответствующую пастырскую деятельность исполнению родителями воспитательной миссии. Выполнять это необходимо, помогая в любых ситуациях ценить особую родительскую роль, признавая, что верные, получившие таинство брака, становятся настоящими служителями воспитания, поскольку, воспитывая своих детей, созидают Церковь99 и, выполняя эту обязанность, принимают предложенное Богом призвание100. 



Семья и Церковь

86. «С нежной радостью и глубоким утешением Церковь взирает на семьи, остающиеся верными наставлениям Евангелия, воодушевляя их и благодаря за свидетельство, которое они несут. Благодаря им красота нерасторжимого брака и вер ности обретают фактическую достоверность. В семье, «которую можно называть домашней Церковью» (Lumen gentium, 11), созревает первый церковный опыт общения личностей, в чем по благодати отражается тайна Пресвятой Троицы. «Именно здесь учатся терпеливому труду и его радости, братской любви, щедрому прощению, даже многократному, но прежде всего — поклонению Богу в молитве и жертве собственной жизни» (Катехизис Католической Церкви, 1657)»101.

 

87. Церковь есть семья семей, непрерывно обогащаемая жизнью всех домашних Церквей. Поэтому «в силу таинства брака каждая семья полноценно становится благом для Церкви. Безуслов но, в этом русле для сегодняшней жизни Церкви необходимо считать драгоценным даром и взаимную близость семьи и Церкви: Церковь — благо для семьи, семья — благо для Церкви. Сохранность сакраментального брака Господа зависит не только от отдельной семьи, но от самой христианской общины»102. 

 

88. Переживаемая в семьях любовь — постоянная сила жизни Церкви. «Соединительная цель брака представляет собой неизменный призыв к возрастанию и углублению этой любви. Супруги в своем любовном союзе переживают красоту отцовства и материнства; разделяют друг с другом планы и труды, желания и опасения; учатся заботиться друг о друге и взаимно прощать. В любви они прославляют нелегкие минуты и поддерживают друг друга на тяжелых этапах истории совместной жизни [...]. Красота взаимного безвозмездного дара, радость за рождающуюся жизнь, любящий уход за всеми членами семьи, от малых до пожилых, — вот лишь некоторые плоды, сообщающие ответу на призвание к созданию семьи уникальный и незаменимый характер»103 — как для Церкви, так и для всего общества.