Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12



Семья в документах Церкви

67. II Ватиканский Собор в Пастырской конституции Gaudium et spes обратился к защите достоинства брака и семьи (см. пп. 47–52). «Собор определил брак как общение жизни и любви (см. п. 48), поставив любовь в центр семьи [...]. «Истинная любовь между мужем и женой» (п. 49) влечет за собой взаимную самоотдачу, включает и дополняет сексуальное и эмоциональное измерения, в соответствии с Божественным замыслом (см. пп. 48–49). Кроме того, в Gaudium et spes подчеркивается укорененность супругов во Христе: Господь Иисус Христос «выходит навстречу христианским супругам в таинстве брака» (п. 48) и пребывает с ними. В Воплощении Он приемлет человеческую любовь, очищает и ведет ее к полноте, дарует супругам Своим Духом способность жить этой любовью, пронизывая всю свою жизнь верой, надеждой и милосердием. Тем самым супруги уподобляются посвящ енным Богу и, с помощью своей особой благодати, созидают Тело Христово и устанавливают домашнюю церковь (см. Lumen gentium, 11). Поэтому Церковь, чтобы в полной мере понять свою собственную тайну, взирает на христианскую семью, в которой эта тайна проявляется самым естественным образом»59.

 

68. Позже «блаженный Павел VI, следуя II Ватиканскому Собору, глубже развил учение о браке и семье. В частности, Павел VI в Энциклике Humanae vitae высветил теснейшую связь супружеской любви с зарождением жизни: «Любовь супругов требует от них должным образом знать их миссию ответственного родительства, на которой сегодня с полным основанием так настаивают и которую нужно ясно понимать. [...] Ответственное исполнение родительских обязанностей предполагает, что супруги признают свои обязанности перед Богом, перед самими собой, перед семьей и перед обществом, в рамках правильной иерархии ценностей» (п. 10). В Апостольском обращении Evangelii nuntiandi Павел VI выделил связь семьи и Церкви»60. 

 

69. «Святой Иоанн Павел II уделил семье особое внимание в катехетических беседах о человеческой семье, в Послании к семьям Gratissimam sane и, прежде всего, в Апостольском обращении Familiaris consortio. В этих документах Понтифик назвал семью «путем Церкви»; в общих чертах описал призвание мужчины и женщины к любви; наметил основные направления пастырского попечения о семье и присутствия семьи в обществе. Так, говоря о супружеской любви (см. Familiaris consortio, 13), он описал, каким образом супруги в ихвзаимной любви получают дар Духа Христова и переживают свое призвание к святости»61. 

 

70. «Бенедикт XVI в Энциклике Deus caritas est вернулся к теме истины любви мужчины и женщины, которая полностью осве щает ся только в свете любви Христа Распятого (см. 2). Он настаивает: «Брак, основанный на исключительной и окончательной любви, становится образом отношений Бога со Своим народом, и наоборот: любовь Бога — способ, которым Он ее проявляет — становится мерой любви человеческой» (п. 11). Кроме того, в Энциклике Caritas in veritate он подчеркивает важность любви как принципа жизни в обществе (см. п. 44), как места, где человек приобретает опыт общего блага»62.



Таинство брака

71. «Писание и Предание открывают нам путь к познанию Троицы, являющейся нам с семейными чертами. Семья — образ Божий, который [...] есть общение людей. В крещении Христовом голос Отца называет Иисуса Своим возлюбленным Сыном, и в этой любви нам дано узнать Святого Духа (см. Мк 1, 10–11). Иисус примирил в Себе всё и искупил человека от греха; Он не только вернул браку и семье их изначальную форму, но и возвысил брак до сакраментального знака Своей любви к Церкви (ср. Мф 19, 1–12; Мк 10, 1–12; Еф 5, 21–32). В человеческой семье, собранной Христом, восстановлен «образ и подобие» Пресвятой Троицы (ср. Быт 1, 26), тайна, из которой проистекает всякая истинная любовь. От Христа посредством Церкви брак и семья обретают благодать Святого Духа, чтобы свидетельствовать о Евангелии любви Божией»63. 

 

72. Таинство брака — не общественный договор, пустой обряд или всего лишь внешний символ принимаемого обязательства. Таинство — дар на благо освящения и спасения супругов, поскольку «их принадлежность друг другу является реальным отображением, посредством знака таинства, отношения Христа к Своей Церкви. Поэтому для Церкви супруги — постоянное напоминание о том, что произошло на Кресте; они служат друг для друга и для детей свидетелями спасения, причастниками которого соделались в таинстве»64. Брак — призвание, так как он отвечает на особый призыв переживать супружескую любовь как незавершенное знамение любви между Христом и Церковью. Поэтому решение вступить в брак и создать семью должно быть плодом распознания своего призвания.

 

73. «Взаимный дар, лежащий в основе сакраментального брака, укоренен в благодати крещения, устанавливающего фундаментальный завет каждой личности со Христом в Церкви. Во взаимном принятии, с благодатью Христа, вступающие в брак обещают друг другу принести себя полностью в дар, хранить верность и открытость жизни, признают созидающими элементами дары, данные им Богом, серьезно принимают взаимное обязательство во имя Бога и перед лицом Церкви. В вере можно рассматривать блага брака как обязательства, которые намного лучше исполнять с помощью благодати таинства. Церковь обращает свой взгляд на супругов как на сердце всей семьи, глядящей, в свою очередь, на Иисуса»65. Таинство — не «нечто» и не какое-то «принуждение», поскольку в действительности Сам Христос «идет навстречу христ ианс ким супругам через таинство брака. Он дает им силу следовать за Ним, нести свой Крест, подниматься после падений, прощать друг друга, нести тяготы друг друга»66. Христианский брак — знак, не только показывающий, насколько Христос возлюбил Свою Церковь в Завете, скрепленном на Кресте, но и сообщающий присутствие этой любви в супружеском общении. Соединяясь в одну плоть, супруги символизируют обручение Сына Божия с человеческой природой. Поэтому «в радостях их любви и семейной жизни Он дает им уже здесь, на земле, предвкушение брачного пира Агнца»67. Хотя «аналогия между парами муж– жена и Христос–Церковь» является «несовершенной аналогией»68, супруги призваны молить Господа излить Его любовь в ограниченные пределы супружеских отношений.