Некоторые вызовы
50. В ответах, полученных на двух консультациях в ходе Синода, приведены самые разнообразные ситуации, бросающие новые вызовы. Помимо перечисленных выше, многие обращали внимание на проблемы с воспитательной функцией, так как, помимо прочего, родители возвращаются домой уставшие, не хотят разговаривать, во многих семьях не сохранилась даже привычка совместно принимать пищу, увеличивается разнообразие предлагаемых развлечений, не говоря об усугубляющейся зависимости от телевидения. Это затрудняет передачу веры от родителей к детям. Другие отмечали, что семьи зачастую переживают сильнейшую тревогу. Кажется, что они больше заботятся о том, как избежать проблем в будущем, вместо того, чтобы жить настоящим. Это культурная проблема, отягчаемая неуверенностью в профессиональном будущем, экономической нестабильностью, страхом за завтрашний день детей.
51. В числе язв нашей эпохи также упоминалась наркот ич еская зависимость, причиняющая многим семьям страдания и в итоге зачастую разрушающая их. Подобное происходит при алкоголизме, игромании и других формах зависимости. Семья должна быть местом профилактики и добропорядочных правил, но общество и политика не в состоянии понять, что неблагополучная семья «утрачивает способность отреагировать помощью своим членам [...]. Мы замечаем тяжелые последствия распада разрушенных семьей: дети, оторванные от корней, брошенные старики, дети-сироты при живых родителях, дезориентированные, не соблюдающие правила подростки и молодые люди»38. Епископы Мексики указали на печальные ситуации семейного насилия, оказывающиеся плодородной почвой для произрастания новых форм социальной агрессии, так как «предрасположенность к жестокому складу личнос ти объясняется, помимо прочего, семейными отношениями. На это влияют семьи, где отсутствует коммуникация; где доминирует защитная позиция и где члены не опираются друг на друга; где нет совместных семейных дел, способствующих взаимной сопричастности; где отношения между родителями зачастую конфликтные и жестокие, где связь родителей и детей характеризуется враждебностью. Внутрисемейное насилие — школа обид и ненависти в фундаментальных межч еловеческих отношениях»39.
52. Никто не может думать, что ослабление семьи как естественного общества, основанного на браке, идет на пользу обществу. Напротив: тем самым причиняется вред созреванию личности, заботе об общих ценностях и этическому развитию городов и загородных населенных пунктов. Люди уже больше ясно не осознают, что только исключительный и нерасторжимый союз мужчины и женщины выполняет полноценную социальную функцию, будучи постоянным обязательством и тем самым делающим возможной плодотворность. Нужно признавать огромное разнообразие семейных ситуаций, которые возможно считать определенным правилом жизни, но фактические союзы либо союзы лиц одного пола, например, нельзя просто уравнять с браком. Никакой временный союз либо союз, закрытый для передачи жизни, не обеспечит будущее общества. Но кто сегодня занимается поддержкой супругов, помогает им преодолеть нависшую угрозу, сопровождает в процессе воспитания, поддерживает стабильность супружеского союза?
53. «В некоторых обществах до сих пор практикуется полигамия; в других условиях сохраняется практика брака по сговору. [...] Во многих местах, не только на Западе, широко распространяется практика добрачного сожительства или даже сожительства, не нацеленного на приобретение в будущем формы институциональной связи»40. В разных странах законодательство облегчает развитие множества альтернатив браку; тем самым брак, которому присущи исключительность, нерасторжимость и открытость жизни, в итоге оказывается лишь устаревшим вариантом среди прочих. Во многих странах на первый план выходит юридическое разрушение семьи при одновременном усвоении семьей форм, основанных почти исключительно на парадигме независимости воли. Хотя отказ от старых форм «традиционной» семьи, отмеченной авторитаризмом и даже насилием, оправдан и справедлив, он должен вести не к пренебрежению браком, а, скорее, к открытию заново его истинного смысла и к его обновлению. Сила семьи «заключается, по сути, в ее способности любить и учить любви. Как бы семья ни была изранена, она всегда может восстановиться, исходя из любви»41.
54. Охватив беглым взглядом реальность, я желаю подчеркнуть, что, насколько бы ни улучшилось признание прав женщины и ее участия в общественной сфере, во многих странах для этого по-прежнему необходимо изменить очень многое. Все еще не до конца искоренены неприемлемые обычаи. Прежде всего — постыдное насилие, порой применяемое в отношении женщин, дурное обращение в семье и всевозможные формы рабства, демонстрирующие не мужскую силу, а, скорее, трусливую деградацию. Обрушенное в некоторых парах на женщин вербальное, физическое и сексуальное насилие противоречит самой природе супружеского союза. Я думаю о распространенной в некоторых культурах практике уродовать женские половые органы, но также и о неравноправии в доступе к достойной работе и к местам, где принимаются решения. История подражает злоупотреблениям патриархальных культур, где женщина считалась вторым классом, однако вспомним и о практике «суррогатного материнства» или об «использовании и низведении женского тела до уровня товара в современной медийной культуре»42. Некоторые считают, что многие нынешние проблемы проявились вследствие эмансипации женщины. Но этот аргумент неверен, «это ложь, неправда. Это проявление мужского сексизма»43. Идентичное достоинство мужчины и женщины позволяет нам радоваться преодолению старых форм дискриминации, развитию в лоне семьи взаимности. Хотя проявляются формы феминизма, которые нельзя считать адекватными, мы восхищаемся деянием Святого Духа, воплощающемся в более ясном признании достоинства женщины и ее прав.
55. Мужчина «играет также решающую роль в семейной жизни, именно ему надлежит заботиться о защите и поддержке супруги и детей. [...] Многие мужчины осознают важность своей роли в семье, выполняют ее благодаря особым кач ес твам мужского характера. Отсутствие отца серьезно влияет на семейную жизни, на воспитание детей и их интеграцию в общество. Его отсутствие может быть физическим, эмо циональ ным, когнитивным и духовным. Это отсутствие лишает детей необходимого образца отцовского поведения»44.
56. Другой вызов бросают разные формы идеологии, обычно называемой гендерной, «отрицающей естественное различие и общность мужчины и женщины. Она стремится к обществу без половых различий, опустошает антропологический базис семьи. Эта идеология вводит образовательные программы и законодательные ориентиры, выдвигающие на первый план личную идентичность и чувственную интимность, полностью оторванные от биологических различий между мужским и женским полом. Человеческая идентичность отдается на волю индивидуалистического выбора, в том числе, меняющегося со временем»45. Беспокоит и то, что некоторые идеологии такого типа, претендуя на ответ на определенные, порой понятные, ожидания, стремятся навязать себя в качестве единст вен ного мировоззрения, определяющего, в том числе, воспитание детей. Нельзя игнорировать, что «биологический пол (sex) и социокультурная роль пола (gender) могут различаться, но не разделяться»46. С другой стороны, «биотехнологическая революция в сфере человеческого воспроизводства предоставила возможность манипулировать актом продолжения рода, отделив его от сексуальной связи мужчины и женщины. Таким образом, человеческая жизнь и родительство стали сочетаемыми и разобщаемыми реалиями, подчиненными, преимущественно, желаниям отдельных лиц или пар»47. Одно дело — понимать человеческую слабость и сложность жизни, а другое дело — принимать идеологии, претендующие на раздел двух нераздельных аспектов реальности. Не будем впадать в грех и стремиться подменить собой Творца. Мы творения, мы не всемогущи. Творение предшествует нам, и следует принимать его как дар. Одновременно мы призваны хранить нашу человечность, что, в первую очередь, значит принимать и уважать ее такой, какой она сотворена.
57. Я благодарю Бога за то, что многие семьи, вовсе не считая себя совершенными, живут в любви, исполняют свое призвание и идут вперед, несмотря на множество падений на своем пути. Во время размышлений на Синоде развеян стереотип идеальной семьи, появилась требующая внимания мозаика, составленная из множества разных реалий, исполненных радости, трагедий и мечтаний. Реалии, с которыми связано наше беспокойство, являются вызовами. Давайте не попадать в ловушку и не растрачивать себя в самозащитных жалобах, вместо того, чтобы развивать в себе миссионерскую изобретательность. В любых ситуациях «Церковь ощущает необходимость произнести слово истины и надежды. [...] Великие ценности брака и христианской семьи отвечают поиску, пронизывающему бытие человека»48. Мы констатируем множество трудностей, но они, как утверждали Епископы Колумбии, представляют собой призыв «освободить в нас силы надежды, воплотив их в пророческих мечтах, преображающих действиях и образах милосердия»49.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ВЗГЛЯД, ОБРАЩЕННЫЙ НА ИИСУСА: ПРИЗВАНИЕ СЕМЬИ
58. Вокруг семей и среди них всегда должно вновь и вновь звучать первичное благовестие, то, которое «прекраснее, величественнее, привлекательнее и одновременно нужнее всего»50 и которое «должно быть центром евангелизаторской деятельности»51. Это первичное благовестие «всегда нужно снова и снова слышать в разных формах и всегда снова и снова возвещать в той или иной форме в ходе катехизации»52, ибо «нет ничего серьезнее, глубже, надежнее, содержательнее и мудрее этого благовестия», и «вся христианская формация — это, в первую очередь, развитие керигмы»53.
59. Наше учение о браке и семье не может отказаться от вдохновения и преображения в свете благовестия о любви и нежности, иначе оно станет всего лишь защитой холодной, безжизненной доктрины. Действительно, невозможно полноценно понять тайну христианской семьи вне света сокровенной любви Отца, явленной во Христе, Который отдал Себя до конца и живет среди нас. Поэтому я хотел бы созерцать Живого Христа, присутствующего в стольких историях любви, и призвать огонь Святого Духа на все семьи мира.
60. В этой картине настоящая краткая глава обобщает учение Церкви о браке и семье. И в связи с этим я процитирую мысли Отцов Синода, озвученные в размышлениях о свете, предлагаемом нам верой. Они вдохновлялись взглядом Иисуса и указали, что Он «с любовью и нежностью обращал Свой взгляд на встреченных жен и мужей, сопровождал их шаги истиной, терпением и милосердием, возвещая требования Царствия Божия»54. Точно так же Господь сопровождает сегодня нас в нашей обязанности жить по Евангелию о семье и передавать его.
Иисус восстанавливает и доводит до завершения Божественный замысел
61. Вопреки тем, кто запрещал брак, Новый Завет учит, что «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно» (1 Тим 4, 4). Брак — «дар» Господа (ср. 1 Кор 7, 7). При этом, в силу столь положительной оценки, ставится сильный акцент на обязанности заботиться об этом Божественном даре: «Брак у всех да будет почитаем, и брачное ложе да будет непорочно» (Vlg.: Евр 13, 4). Божий дар включает в себя сексуальность: «Не уклоняйтесь друг от друга» (1 Кор 7, 5).
62. Синодальные Отцы напомнили, что Иисус, «говоря о первоначальном замысле о человеческой паре, подтверждает нерасторжимость союза мужчины и женщины, хотя и отмечает, что «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф 19, 8). Нерасторжимость брака («Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», Мф 19, 6) следует понимать отнюдь не как наложенное на людей «бремя», а как «дар» для лич ностей, соединенных в браке. [...] Благосклонность Бога всегда сопутствует человеку, исцеляет и преображает ожесточенное сердце благодатью, направляя его к своему началу по средством крестного пути. Евангелия ясно представляют пример Иисуса [...]. Он провозгласил весть о смысле брака как полноту Откровения, восстанавливающего изначальный замысел Бога (см. Мф 19, 3)»55.
63. «Иисус примирил в Себе все, вернул браку и семье их изначальную форму (см. Мк 10, 1–12). Семья и брак искуплены Христом (см. Еф 5, 21–32), восстановлены по образу Пресвятой Троицы — Тайны, из которой проистекает всякая истинная любовь. Супружеский союз, установленный в творении и открытый в истории спасения, получает полноту откровения о своем смысле во Христе и в Его Церкви. От Христа через Церковь брак и семья приобретают благодать, необходимую для свидетельства о любви Божией и для жизни в единстве. Евангелие о семье пронизывает историю мира от самого сотворения человека по образу и подобию Бога (см. Быт 1, 26– 27) и вплоть до исполнения тайны Завета во Христе в конце времен на брачной трапезе Агнца (см. Откр 19, 9)»56.
64. «Пример Иисуса — парадигма для Церкви. [...] Он начал Свое общественное служение со знамения в Кане, совершенного на брачном пире (см. Ин 2, 1–11). [...] Он разделял минуты повседневной жизни в дружбе с семьей Лазаря и его сестер (см. Лк 10, 38) и с семьей Петра (см. Мф 8, 14). Он слышал родителей, оплакивающих своих детей, возвращал детей к жизни (см. Мк 5, 41; Лк 7, 14–15), тем самым являя подлинный смысл милосердия, требующего восстановить Завет (см. Иоанн Павел II, Dives in misericordia, 4). Это со всей ясностью проявилось во встречах с самарянкой (см. Ин 4, 1– 30) и с женщиной, взятой в прелюбодеянии (см. Ин 8, 1–11), когда понятие греха отступает перед бескорыстной любовью Иисуса»57.
65. Воплощение Слова в человеческой семье, в Назарете, всколыхнуло своей новизной историю мира. Нам необходимо погрузиться в тайну рождения Иисуса, в «да» Марии в ответ на благовестие Ангела, когда в Ее лоне было зачато Слово; и в «да» Иосифа, давшего Иисусу имя и принявшего на себя заботу о Марии; в празднование пастухов у яслей; в поклонение волхвов; в бегство в Египет, где Иисус разделил скорбь Своего изгнанного народа, гонимого и унижаемого; в религиозное ожидание Захарии и в радость, окружающую рождение Иоанна Крестителя; в исполнившееся в храме обетование, данное Симеону и Анне; в восхищение учителей Закона, слушающих мудрость отрока Иисуса. А затем — проникнуть в долгие тридцать лет, во время которых Иисус зарабатывал хлеб трудом Своих рук, шепча молитвы и соблюдая традиции верований Своего народа, учась вере Своих отцов, пока, благодаря Ему, она не начала приносить плоды в тайне Царс твия. Таковы таинство Рождества Христова и тайна Назарета, благоухающего семьей! Это таинство, которое так восхищало Франциска Ассизского, Терезу Младенца Иисуса и Шарля де Фуко и в котором утоляют жажду христианские семьи для обновления своей надежды и радости.
66. «Завет любви и верности, переживаемый Святым Семейством из Назарета, освещает принцип, сообщающий форму каждой семье, и делает ее способной лучше преодолевать превратности жизни и истории. На этом основании каждая семья, несмотря на свою слабость, может стать светом во тьме мира. “Здесь мы понимаем, как жить в семье. Назарет напоминает нам, что такое семья, что такое общение любви, ее суровая и простая красота, ее священный и неприкосновенный характер; он позволяет нам увидеть, насколько приятно и незаменимо воспитание в семье, учит нас ее естественной функции в социальном порядке” (Павел VI, Речь в Назарете, 5 января 1964 г.)»58.