Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2



Соединенные в молитве в свете Пасхи

317. Если семье удается сконцентрироваться на Христе, то Он объединяет и просвещает всю семейную жизнь. Скорби и проблемы переживаются в единении с Крестом Господа, Его объятия позволяют пережить худшие моменты. В горькие дни семья представляет собой союз со Христом отверженным, помогающим избежать разрыва. Семьи постепенно «по благодати Святого Духа достигают святости через супружес кую жизнь, в том числе, участвуя в тайне Креста Христова, преображающей трудности и страдания в жертву любви»374. С другой стороны, минуты радости, отды ха и празднования, и даже наслаждения сексуальностью, переживаются как участие в полноте жизни Воскресения. Супруг и разными повседневными жестами сообщают форму «просвещенному Богом пространству, в котором можно испытать мистическое присутствие воскресшего Господа»375. 

 

318. Молитва в семье — особое средство для выражения и укрепления пасхальной веры376. Можно каждый день найти несколько минут, чтобы вместе предстоять перед живым Господом, поделиться с Ним своими заботами, помолиться за нужды семьи, за каждого, кто переживает трудный период, попросить Его помочь любить, поблагодарить Его за жизнь и за все доброе, попросить Пресвятую Деву защитить нас Своим материнским покровом. Простыми сло вами минуты молитвы могут принести огромное благо семье. Разные выражения народного благочестия — сокровищница духовности для многих семей. Путь общинной молитвы достигает кульминации в совместном участии в Евхаристии, особенно в условиях воскресного отдыха. Иисус стучит в дверь семьи, чтобы разделить с ней Евхаристическую трапезу (ср. Откр 3, 20). На ней супруги всегда могут скрепить соединивший их пасхальный завет, в котором отражается завет Бога с человечеством, скрепленный на Кресте377. Евхаристия — таинство Нового Завета, в котором вновь и вновь исполняется Христово дело искупления (см. Лк 22, 20). Так отмечаются глубокие связи между су пружеской жизнью и Евхарис тией378. Евхаристическая пища — сила и стимул день за днем видеть в брачном завете «домашнюю Церковь»379.



Духовность исключительной и добровольной любви

319. В браке человек переживает также смысл полной принадлежности одной единственной личности. Супруги принимают вызов и жажду вместе состариться и умереть, тем самым они отражают верность Бога. Твердое решение, знаменующее определенный образ жизни, составляет «внутреннее условие союза супружеской любви»380, потому что «тот, кто не решается любить навсегда, вряд ли сможет искренне любить хотя бы один день»381. Но все это не имело бы духовного значения, если бы речь шла лишь о безропотном подчинении закону. Скорее, это принадлежность сердца, глубину которого видит только Бог (см. Мф 5, 28). Пробуждаясь каждое утро, супруги обновляют перед Богом решение хранить верность, что бы ни случилось в наступивший день. И каждый, ложась спать, надеется встать утром, чтобы продолжить свое приключение, уповая на помощь Господа. Так каждый супруг служит другому знамением и орудием близости не покидающего их Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20).

 

320. Любовь супружеской пары достигает наивысшего освобождения и становится пространством здоровой автономии, когда каждый открывает, что другой — не его собственность, что у него есть более важный владыка — его Единственный Господь. Никто не может претендовать на обладание самой личной и сокровенной близостью с любимым человеком, лишь Он может занять центральное место в его жизни. При этом принцип духовного реализма позволяет супругу не требовать от партнера полного удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы духовный путь каждого, как удачно указал Дитрих Бонхёффер, помогал ему «перестать обманываться» другим382, перестать ждать от человека того, что может дать лишь любовь Бога. Для этого необходимо «внутреннее обнажение». Исключительное пространство, которое супруги остав ляют для личных отношений с Богом, не только позволяет исцелить раны совместной жизни, но и обрести в любви Божией смысл собственного существования. Нам необходимо ежедневно призывать действие Святого Духа, чтобы достичь такой внутренней свободы.



Духовность заботы, утешения и поощрения

321. «Христианские супруги — сотрудники благодати и свидетели веры друг для друга, для своих детей и для других родственн ик ов»383. Бог призывает их к деторождению и заботе. Вот почему семья «всегда была самой близкой “больницей”»384. Будем заботиться друг о друге, поддерживать и взаимно ободрять друг друга. Будем относиться ко всему этому как к частице нашей семейной духовности. Жизнь супружеской четы — участие в плодородном деле Бога, каждый для другого выступает в качестве постоянного вызова со стороны Святого Духа. Любовь Божия выражается «живыми и конкретными словами, с помощью которых мужчина и женщина говорят друг другу о своей супружеской любви»385. Таким образом, двое являются друг для друга отражением Божественной любви, утешающей словом, взглядом, помощью, нежностью, объя тиями. Потому «желание создать семью требует муже ства стать частью мечты Бога, мужества мечтать вместе с Ним, мужества строить вместе с Ним, мужества творить вместе с Ним эту историю, созидать мир, в котором никто не будет чувствовать себя одиноко»386.

 

322. Вся жизнь семьи — «выпас на пастбище» милосердия. Каждый с заботой рисует и пишет на жизни другого: «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших [...], написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2 Кор 3, 2–3). Каждый — «ловец человеков» (Лк 5, 10), во имя Иисуса забрасывающий сети (см. Лк 5, 5) к другим, или же крестьянин, обрабатывающий свежевспаханную землю, которая есть его близкие, поощряя лучшее в них. Супружеская плодоносность предполагает содействие друг другу, ведь «любить человека — значит ожидать от него чего-то неопределяемого, непредвиденного; и одновременно предлагать ему в некотором роде средство для ответа на это ожидание»387. Это проявление почитания Богу, ведь именно Он посеял много добрых семян в других, надеясь, что мы поможем им вырасти. 

 

323. Созерцание каждого дорогого человека очами Бога и распознавание в нем Христа — глубокий духовный опыт. Он требует бескорыстной отзывчивости, позволяющей оценить личность другого. В полной мере пребывать рядом с другим человеком можно, лишь когда отдаешь себя, не спрашивая «зачем», забывая о том, что тебя окружает. Любящий человек заслуживает всецелого внимания. Иисус был образцом, потому что, когда кто-нибудь подходил к Нему поговорить, Он обращал на него взгляд, смотрел с любовью (см. Мк 10, 21). В Его присутствии никто не ощущал себя ненужным, ведь Его слова и поступки были выражением вопроса: «Чего ты хочешь от Меня?» (Мк 10, 51). Это переживается в повсед невной жизни в семье. В ней мы вспоминаем, что живущий с нами человек заслуживает всего, поскольку наделен безграничным достоинством как объект неисчерпаемой любви Отца. Так расцветает нежность, способная «пробудить в другом радость ощущения себя любимым. Она проявляется в деликатном внимании к слабостям другого, особенно когда они очевидны»388.

 

324. Под действием Святого Духа семья не только принимает жизнь, зарождая ее в своем лоне, но и открывается, выходит из дома, чтобы излить свое благо на других, чтобы заботиться о них и искать их счастья. Такая открытость выражается, в частности, в гостеприимстве389, вдохновленном красноречивым словом Божиим: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр 13, 2). Когда семья принимает других и идет им навстречу, особенно бедным и отверженным, она являет себя как «плод и знамение сверхъестественного материнства Церкви»390. Социальная любовь, отражение Святой Троицы — реальность, соединяющая духовный смысл семьи и ее миссию среди тех, кто к ней не относится. Тем самым семья возвещ ает керигму со всеми требованиями, предъявляемыми благовестием к общине. Семя живет особой духовностью, будучи домашней Церковь и одновременно живой клеткой, прео бражаю щей мир391. 

 

325. Слова Учителя (см. Мф 22, 30) и святого Павла (см. 1 Кор 7, 29–31) о браке не случайно включены в последнее и окончательное измерение нашего бытия, которое нам необходимо восстановить. Так супруги могут понять смысл своего пути. Как мы неоднократно упоминали в настоящем Апостольском обращении, ни одна семья не является совершенной, раз и навсегда законченной реальностью, но тре бует от человека по сте пен ного развития способности любить. К семье обращен постоянный призыв полного общения Троицы, удивительного союза Христа с Церковью, прекрасной общины — Назаретской семьи, незапятнанного братства святых на небесах. Тем не менее созерцание полноты, которой мы еще не достигли, позволяет нам видеть в верной перспективе исторический путь, по которому мы следуем как семьи, и перестать требовать от наших межличностных отношений совершенства, абсолютной чистоты намерений и последовательности, которые мы сможем встретить лишь в грядущем Царствии. Кроме того, созерцание полноты не позволяет нам сурово судить тех, кто живет в очень нестабильных условиях. Все мы призваны стремиться к чему-то, что больше нас и наших границ, каждая семья должна ощущать этот постоянный стимул. Так давайте же, семьи, двинемся дальше, будем продолжать идти! Нам обещано намного большее. Не утратим надежды из-за наших слабостей, но и не откажемся стремиться к обетованной полноте любви и общения.

 

 

Молитва к Святому Семейству

Иисус, Мария и Иосиф, 

в вас мы созерцаем 

сияние истинной любви 

и вам с доверием отдаем себя.

Святое Семейство из Назарета, 

сделай и наши семьи 

пространствами общения и горницами молитвы, 

подлинными школами Евангелия 

и малыми домашними Церквями.

Святое Семейство из Назарета, 

пусть больше в семьях никогда 

не случается насилия, закрытости и разделения; 

пусть всякий, кто был изранен или введен в соблазн, 

как можно быстрее утешится и исцелится.

Святое Семейство из Назарета, 

помоги нам дать всем осознать 

священный и нерушимый характер семьи, 

ее красоту в замысле Божием.

Иисус, Мария и Иосиф, 

услышьте нас и внемлите нашей молитве. 

Аминь


Дано в Риме, у Святого Петра,

в Экстра ординарный Юбилейный год Милосердия,

18 марта, в торжество Святого Иосифа, 2016 года,

в четвертый год моего Понтификата

Франциск