Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

 

300. Учитывая множество конкретных ситуаций, например, перечисленных выше, понятно, что от Синода или от настоящего Апостольского обращения нельзя было ожидать нового общего, применимого ко всем случаям, канонического предписания. Можно лишь обновить призыв к ответственному личному и пастырскому распознанию в особых случаях, «посколь ку степень ответственности неодинакова во всех ситуациях»335, а значит, следствия и действие нормы необязательно должны всегда оставаться неизменными336. На пресвитеров возложена обязанность «сопровождать заинтересованных лиц на пути распознания, согласно учению Церкви и указ аниям епископа. Для этого полезно провести испытание совести с помощью размышлений и раскаяния. Разведенным, вступившим в новый союз, следует спросить себя, как они вели себя по отношению к детям, когда проявился кризис суп руж ес тва; пытались ли они примириться; каково положение оставленного партнера; как отражаются новые отношения на остальной семье и на общине верующих; какой пример можно предложить молодежи, готовящейся к таинству брака. Искреннее размышление способно укрепить упование на милосердие Божие, которым никто не обделен»337. Необх од имо процесс сопровождения и распознания, «направляющий таких верных к осознанию своего положения перед Богом. Беседа со священником на «внутреннем форуме» позволяет собрать информацию для вынесения правильного суждения о том, что препятствует возможности для более полноценного участия в жизни Церкви, и о том, какие шаги следует предпринять, чтобы укрепить это участие. Поскольку в законе нет постепенности (см. Familiaris consortio, 34), такое различение ни в коем случае не может пренебречь предлагаемыми Церковью Евангельскими призывами к истине и милосердию. Для этого обязательно необходимы смирение, конфиденциальность, любовь к Церкви и ее учению, искрен ний поиск воли Божией и желание прийти к совершенному итогу»338. Такое отношение играет фундаментальную роль, чтобы избежать серьезн ой угрозы ошибки, например, ложного представления о том, что любой священник может быстро пойти на «уступки» или что есть люди, которые могут получить сакраментальные привилегии в обмен на услуги. Когда ответственная и тактичная личность, не претендующая на то, что ее желания выше общего блага Церкви, встречается с пастырем, способным распознать серьезность обсуждаемой проблемы, нет никакой опасности, что определенное распознание приведет к мысли, что Церковь под дер жи вает двойную мораль.



Смягчающие обстоятельства в пастырском распознании

301. Для верного понимания, почему в некоторых ситуациях, называемых «неупорядоченными», возможно и необходимо особое различение, следует учитывать одну проблему, о которой не думают те, кто стремится приуменьшить требования Евангелия. Церковь совершает серьезное размышление о смягчающих условиях и обстоятельствах. Поэтому нельзя говорить, что пребывающие в какой-либо из так называемых «неупорядоченных» ситуаций живут в состоянии смертного греха и лишены освящающей благодати. Границы не зависят просто от игнорирования нормы. Субъект, даже хорошо зная норму, лишь с большим трудом может понять «ценн ос ти, заключенные в нравственной норме»339, или может оказаться в конкретных условиях, не позволяющих ему действовать иначе и принимать иное решение, не совершив при этом нового греха. Как хорошо выразились Отцы Синода, «могут существовать факторы, ограничивающие способность принять решение»340. Еще святой Фома Аквинский признавал, что человек может обладать благодатью и милосердием, не будучи в состоянии строго придерживаться какой-нибудь добродетели341, то есть, даже обладая в душе всеми нравственными добродетелями, не очевидно проявлять наличие какой-либо из них, поскольку ему трудно внешне выразить эту добродетель: «Говорят, что некоторые святые не обладают определенными добродетелями, так как им трудно подтвердить их наличие деяниями, [...] даже если им и свойственны все добродетели»342. 

 

302. В отношении смягчающих обстоятельств Катехизис Католической Церкви говорит решительно: «Вменение вины и ответственность за поступок могут быть смягчены или даже совсем сняты, если он совершен по незнанию, по оплошности, под угрозой насилия, из страха, по привычке, от бесконтрольных чувств или при возникновении других психических или социальных факторов»343. В другом пункте Катехизис вновь отсылает к обстоятельствам, смягчающим моральную отв етственн ость, и относит к ним эмоциональную незрелость, силу привычек, состояние страха и другие психические и социальн ые факторы344. По этой причине негативное суждение об объективной ситуации не предполагает вменения вины вовлеченному в ситуацию человека345. В русле этих утверждений я считаю очень уместным мысль, с которой согласились многие Отцы Синода: «В определенных обстоятельствах людям очень трудно поступать иначе. [...] Пастырское распознание, учитывая должным образом сформированную совесть личности, должно брать на себя ответственность за такие ситуации. Даже последствия совершенных поступков необязательно одинаковы во всех случаях»346.

 

303. Признавая влияние конкретных условий, можно сделать вывод, что в ряде ситуаций, при которых объективно не реализуется наше понимание брака, совесть людей следует лучше включать в практику Церкви. Естественно, нужно поощрять созревание просвещенной совести, сформированной серьезным пастырским распознанием, предлагать больше полагаться на благодать. Но эта совесть может не только признать, что ситуация объективно не отвечает общим требованиям Евангелия. Она может также искренне и честно признать, что сейчас именно таков самый великодушный ответ, который может быть дан Богу, с определенной нравственной уверенностью видя, что Сам Бог, учитывая конкретную сложность огран ичений, просит об этом, несмотря на то, что объективный идеал пока не достижим в полной мере. В любом случае, давайте помнить, что процесс распознания динамичен, что он всегда должен быть открыт для новых этапов развития и новых решений, позволяющих полнее воплотить идеал.



Нормы и распознание

304. Недостаточно останавливаться на рассмотрении, соответствуют ли поступки личности закону или общей норме, так как этого недостаточно для распознания и проявления полной верности Богу в конкретной жизни человеческого существа. Я горячо прошу всегда помнить, о чем учит святой Фома Аквинский, научиться воплощать его слова в пастырском распознании: «Хотя существует потребность в общих принципах, чем более углубляешься в частности, тем больше становится неопределенности. [...] В практическом поле не для всех равна истина или практическая норма, касающаяся частности, но лишь та, что относится к общему. И среди тех, кто в частных случаях принимает одну и ту же практическую норму, не все ее одинаково знают. [...] И чем больше углубляешься в частное, тем больше становится неопределенности»347. Правда, что общие нормы представляют нам благо, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать, однако их формулировка не может объять абсолютно все частные ситуации. Следует сказать, что именно по этой причине практическое распознание частной ситуации нельзя возводить до уровня нормы. Это приведет не только к неприемлемой казуистике, но и поставит под угрозу ценности, которые необходимо сохранять с особым вниманием348.

 

305. Поэтому пастырь не может удовольствоваться применением исключительно нравственных законов к тем, кто живет в «неупорядоченной» ситуации, бросая эти законы, словно камни, в жизни людей. Так поступают закрытые сердца, нередко скрывающиеся даже за постулатами учения Церкви, «чтобы сидеть на кафедре Моисеевой и разбирать, порой высокомерно и поверхностно, трудные случаи и судить израненные семьи»349. В этом же русле высказалась Международная богословская комиссия: «Естественный закон нельзя представлять как устоявшийся свод правил, априори навязываемый нравственному субъекту. Естественный закон — источник объективного вдохновения неизбежно личного процесса принятия решения»350. Из-за условностей и смягчающих факторов можно в объективной ситуации греха — который может не быть субъективно вменен в вину или вменен не полн остью — жить благодатью Божией, любить, возрастать в жизни благодати и милосердия, получая для этого помощь от Церкви351. Распознание должно находить возможные пути ответа Богу и развития среди ограничений. Считая все белым или черным, мы порой закрываем путь благодати и возрастания, не поддерживаем пути освящения, воздающие славу Богу. Давайте помнить, что «маленький шаг в обстановке серьезных человеческих огран ич ен ий может оказаться более угодным Богу, чем внешне правильная жизнь того, кто проводит свои дни, не оказывая сопротивления серьезным трудностям»352. Конкретное пастырство служителей и общин не может отказываться от этой реальности.

 

306. В любых обстоятельствах, когда трудно полностью жить по закону Божию, должен вновь зазвучать призыв вступить на via caritatis — путь милосердия. Братская любовь — первый закон христиан (ср. Ин 15, 12; Гал 5, 14). Не забудем обещание Писания: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр 4, 8); «искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан 4, 24); «вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Сир 4, 30). Тому же учил святой Августин: «Как при пожаре мы бежим искать воду, чтобы затушить его, [...] так, если от нашей соломы страстей разгор ается пламя греха и это нас беспокоит, то когда представится возможность совершить дело милосердия, возрад уемся этому как источнику, данному нам, чтобы суметь угасить пожар»353.