Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5



ГЛАВА ВОСЬМАЯ 

СОПРОВОЖДАТЬ, РАСПОЗНАВАТЬ И ВБИРАТЬ В СЕБЯ СЛАБОСТИ

 

 

291. Отцы Синода заявили, что, хотя Церковь считает любой разрыв брачных уз противоречащим «воле Божией, она также знает слабость многих своих чад»311. Просвещенная взглядом Христа, она «с любовью обращается к тем, кто не в полной мере участвует в Его жизни, признавая, что благодать Божия действует и в их жизни, сообщая им мужество творить добро, с любовью заботиться друг о друге и служить сообществу, в котором они живут и работают»312. С другой стороны, эта позиция укрепилась в Юбилейном году, посвященном Милосердию. Хотя Церковь всегда предлагает совершенство и призывает наиболее полно ответить Богу, она «должна внимательно и заботливо сопровождать своих самых слабых чад, страдающих из-за раненной и утраченной любви, чтобы вернуть им упование и надежду, словно свет портового маяка или факел среди народа, чтобы освещать тех, кто утратил направление или оказался застигнутым бурей»313. Не забудем, что часто труды Церкви напоминают работу полевого госпиталя.

 

292. Христианский брак, отражение союза Христа и Церкви, полностью исполняется в союзе между мужчиной и женщиной, отдающих себя друг другу в исключительной любви и добровольной верности. Они принадлежат друг другу до смерти и открываются для передачи жизни; они освящены таин ст вом, сообщающим им благодать быть домашней Церковью и закваской новой жизни для общества. Какие-то союзы радикально противоречат этому идеалу, некоторые отчасти, по аналогии, приближаются к нему. Отцы Синода заявили, что Церковь всегда ценит конструктивные элементы в сит уациях, которые пока еще не соответствуют или больше не отвечают ее учению о браке314. 



Постепенность в пастырском попечении

293. Отцы Синода рассмотрели особенное положение гражданского брака и, с должным признанием различий, простого сожительства: «Если союз достигает крепкой стабильности благодаря публичным узам, если он отмечен глубокой любовью, ответственностью перед потомством, способностью преодолевать испытания, то такой союз справедливо воспринимать как возможность для сопровождения в развитии по пути к таинству брака»315. С другой стороны, вызывает беспокойство, что многие современные юноши и девушки не до ве ряют браку, поэтому сожительствуют и постоянно от кла ды вают принятие супружеского обязательства. Другие же быстро слагают с себя взятое обязательство и сразу же строят новые отношения. «Эти верные, будучи частицей Церкви, нуждаются в милосердном и ободряющем пастырском внимании»316. Пастырям следует не только поддерживать христианский брак, но и «изучать положение многих, кто больше не живет этой реалией», чтобы «вступать в пастырский диалог с такими людьми для выявления элементов жизни, которые могли бы привести к большей открытости Евангелию о браке во всей его полноте»317. Пастырям необходимо «выявлять элементы, способные содействовать евангелизации, че ло ве че скому и духовному развитию»318. 

 

294. Выбор в пользу гражданского брака или, в других случ аях, простого сожительства часто обусловлен не предрассудками или сопротивлением в отношении сакрам ент альн ого союза, а культурной или временной ситуацией»319. В этих ситуациях можно оценить знаки любви, некоторым образом отражающие любовь Божию320. Мы знаем, что «пос тоянн о увел ичив ается число тех, кто, прожив вместе длительное время, просит о заключении брака в Церкви. Простое сожительство нередко выбирается из-за общего мировоззрения, противящегося институтам и определенным обяз ат ельс тв ам, но также и в ожидании жизненной стабильности (работа и фиксированная заработная плата). В некоторых странах, напротив, фактические союзы очень распространены не только из-за отказа от ценностей семьи и брака, но, в первую очередь, в силу того факта, что женитьба восприни мается как роскошь из-за социальных условий, поэтому материальная необеспеченность вынуждает жить в фактическом союзе»321. «Все эти ситуации необходимо конструктивно разбирать, стараясь трансформировать их в возможность найти путь к полноте брака и к семье в свете Евангелия. Нужно принимать их, терпеливо и деликатно сопровождать»322. Именно так пос туп ил Иисус с самарянкой (см. Ин 4, 1–26): Он обратился к ней с пожеланием истинной любви, чтобы освободить ее от всего, что затмевало ее жизнь, и направить к совершенной радости Евангелия.

 

295. В русле этого святой Иоанн Павел II предлагал так наз ываемый «закон постепенности», зная, что человек «познает, любит и творит нравственное благо в соответствии со степенью своего развития»323. Это не «постепенность закона», а постеп енн ое мудрое осуществление свободных актов в субъектах, которые не в состоянии понять, оценить и в полной мере исполнять объективные требования закона. Ведь закон — это дар Божий, указующий путь, дар для всех без исключения, по которому можно жить благодаря силе благодати, хотя каждый человек «постепенно движется вперед со все более усиливающимся проникновением даров Божиих и требований Его совершенной и абсолютной любви во все аспекты личной и общественной жизни человека»324.



Распознание ситуаций, называемых «неупорядоченными»

296. Синод обратился к различным ситуациям, отмеченным слабостью и несовершенством. В связи с этим я хотел бы напомнить пояснение, обращенное ко всей Церкви, чтобы мы не сбились с пути: «Всю историю Церкви пересекают два способа мышления: изгнание и восстановление [...]. Путь Церкви, от Иерусалимского Собора и далее, неизменно остается путем Иисуса: путем милосердия и восстановления [...]. Путь Церкви — не вечное осуждение кого-либо; это путь излияния милосердия Божия на всех, кто с искренним сердцем просит об этом [...], потому что истинное милосердие всегда незаслуженно, безусловно и безвозмездно!»326. «Нужно избегать суждений, не учитывающих сложность разных ситуаций, необходимо быть внимательными к тому, как люди живут и страдают из-за своего положения»327.

 

297. Необходимо всех собрать, помочь каждому найти свой способ участвовать в церковной общине, чтобы каждый ощутил себя объектом «незаслуженного, безусловного и безвозмездного» милосердия. Никто не может быть осужден навсегда, ведь это противоречит логике Евангелия! Я думаю не только о разведенных, живущих в новом союзе, но и обо всех, каково бы ни было их положение. Ясно, что человек, упорствующий в объективном грехе и считающий, что его позиция соответствует христианскому идеалу, или стремящийся навязать мысли, противоречащие учению Церкви, не может проводить катехизацию и проповедовать. В этом смысле что-то отделяет его от общины (см. Мф 18, 17). Ему необходимо вновь услышать евангельскую Благую Весть и призыв к обращению. Но даже такой человек может некоторым образом участвовать в жизни общины: в социальном служении, в молитвенных встречах, в инициативах, предлагаемых им после обсуждения с пастырем и тщательного изучения. Отцы Синода, обсуждая тактику отношения к разным, так называемым, «неупорядоченным» ситуациям, достигли общего согласия, и я их поддерживаю: «В плане пастырского подхода к людям, заключившим гражданский брак, состоящим в разводе и вступившим в новый союз или просто сожи тельствующим, Церковь должна открывать им Божественную педагогику благодати в их жизни и помогать достичь полноты замысла Божия»328, что всегда возможно силой Святого Духа.

 

298. Например, положение разведенных, живущих в новом союзе, может сильно различаться, его невозможно подв ергн уть строгой классификации, не оставляя пространства для надлежащего личного и пастырского распознания. Одно дело — укрепившийся со временем новый союз, в котором родились дети, где верность, щедрая самоотдача, христианское обяз ат ельство нашли свое подтверждение; и где присутствует осознание неупо ря до ченности своего положения и понимание, что очень трудно вернуться назад, не ощущая угрызений совести за то, что из-за этого другой может вновь согрешить. Церковь признает ситуации, в которых «мужчина и женщина по серьезным причинам, таким, например, как воспитание детей, не могут полностью удовлетворить требование жить врозь»329. Есть те, кто искренне пытался сохранить первый брак, но сам был незас луж енно оставлен, «есть и такие, кто заключил новый союз ради воспитания детей, часто в своей совести будучи субъективно убежден в том, что предыдущий брак, непоп равимо разрушенный, никогда не был действительным»330. Совсем другое дело, когда новый союз заключен сразу после развода и, как следствие, причиняет страдание детям и целым семьям, смущает их. Или когда некто вновь и вновь прен ебрегает своими семейными обязанностями. Должно быть ясно, что не такой идеал брака и семьи предлагает Евангелие. Отцы Синода подтвердили, что пастырское распознание должно всегда опираться на «надлежащее различение»331, необходимо тщательно рассматривать разные ситуации332. Мы знаем, что «простых рецептов нет»333.

 

299. Я принимаю замечания немалого числа Отцов Синода, пожелавших заявить, что «разведенных крещеных, заключивших новый гражданский союз, следует всеми возможными способами привлекать к христианским общинам, избегая любых поводов для соблазна. Логика интеграции — ключ к пастырс кому попечению об этих лицах, чтобы они не только знали о своей принадлежности к Телу Христову, которое есть Церковь, но и могли извлечь из этого радостный и плодо твор ный опыт. Они крещены, они братья и сестры, Святой Дух изливает на них дары и харизмы на благо всех. Их участие может воплощаться в различных формах церковного служения, поэтому необходимо различать, какие нынешние формы исключения можно устранить из литургической, пастырской, образовательной и институциональной сфер. Эти верные не только не должны чувствовать себя отлученными от причастия, но и могут жить и развиваться как живые члены Церкв и, воспринимая ее как всегда принимающую матерь, с любовью заботящуюся о них и ободряющую их на жизненном пути согласно Евангелию. Эта интеграция необходима и ради попечения о христианском воспитании их детей, именно дети важнее всего»334.