Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную. Ин 6,47

 

283. Часто сексуальное воспитание фокусируется на призыве «предохраняться», стремиться к «безопасному сексу». Эти понятия отражают негативное отношение к естественному детородному предназначению сексуальности, словно возможный ребенок — враг, от которого следует защищаться. Тем самым вместо открытости к его принятию распространяется нарциссическая агрессивность. Любое приглашение подр остк ам играть со своим телом и желаниями безответственно: они еще не обрели зрелость, ценности, не приняли взаимное обязательство и не поставили перед собой цели, присущие браку. Их весело призывают воспользоваться другой лич но стью как подопытным образцом, чтобы компенсировать свои недостатки и слабости. Вместо этого важно учить разным выражениям любви, заботы друг о друге, уважительной нежн ос ти, наполненному смыслом общению. Все это подготавливает к полному и щедрому дарованию себя, выраженному после публичного принятия обязательства в телесном соединении. Секс уальный союз в браке, тем самым, предстает знаком всецелой самоотдачи, обогащенной всем, что ему предшествовало.

 

284. Не нужно обманывать юношей и девушек, заставляя путать уровни реальности: половое влечение «создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви это “единство” оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде»303. Язык тела требует терпеливого овладения, позволяющего интерпретировать и воспитывать свои желания ради истинной самоотдачи. Претендуя на то, чтобы отдать все сразу, не отдашь ничего. Одно дело — понимать возрастную слабость, растерянность, другое дело — поощрять подростков как можно дольше оставаться незрелыми в любви. Но кто сегодня об этом говорит? Кто способен серьезно относиться к молодежи? Кто помогает им серьезно подготовиться к высокой и бескорыстной любви? Поверхностное сексуальное воспитание слишком многое ставит на карту.

 

285. Сексуальное воспитание должно включать в себя уважение и внимание к отличиям других людей как к возможности помочь молодежи преодолеть закрытость в себе и открыться к принятию других. Независимо от возможных понятных трудностей, следует помогать принять свое тело таким, каким оно сотворено, так как «логика господства над своим телом трансформируется порой в слабую логику господства над творением [...]. Ценить свое тело — его женственность или мужественность — необходимо, чтобы уметь признавать самих себя во встрече с другим человеком, отличным от нас. Тем самым возможно с радостью принимать особый дар другого или другой — дело Бога Отца — и взаимно обогащаться»304. Лишь оставив страх перед отличиями, можно в итоге освободиться от имманентности собственного бытия и увлечения самим собой. Сексуальное воспитание должно помогать принять свое тело так, чтобы человек не претендовал «отменить сексуальное отличие, поскольку непонятно, что с ним делать»305.

 

286. Нельзя игнорировать, что на конфигурацию образа бытия — женственного или мужественного — влияет не только сочетание биологических и генетических факторов, но и множество элементов, относящихся к темпераменту, истории семьи, культуре, приобретенному опыту, полученному воспитанию, влиянию друзей, родственников, тех, кем мы восхищаемся, а также другие конкретные об стоя тельства, заставляющие подстраиваться под них. Правда, что мы не можем отделить мужское и женское начала от творения Божия, предшест вующего всем нашим решениям и опыту, и что в этих началах присутствуют биологические элементы, которые невозможно игнорировать. Однако правда и то, что мужское и женское начало — не что-то незыблемое. К примеру, мужское начало мужа может гибко адаптироваться к условиям работы жены. Выполнение домашних обязанностей и забота об уходе за детьми не умаляет его мужественности, не означают неудачу, падение, позор. Нужно помогать детям принимать как вполне нормальный такой здоровый «взаимообмен», ни в коей мере не унижающий достоинство отца. Категоричность в этой области предполагает преувеличение мужского или женского начала, она не учит детей и молодежь взаимности, воплощаемой в реальных условиях брака. Такой категоричный подход может помешать развитию способностей и дойти вплоть до мнения, что занятия искусством и танцами — не мужское дело, а женщине не подобает быть лидером. Слава Богу, отношение изменилось, но в некоторых местах ограниченное понимание по-прежнему влияет на законную свободу и калечит настоящее развитие конкретной идентичности детей и их потенциала.



Передавать веру

287. Воспитание детей должно характеризироваться процессом передачи веры, затрудненным современным образом жизни, графиком работы, сложностью сегодняшнего мира, в котором многие, чтобы выжить, подчиняются безостановочному ритму306. Несмотря на это, семья должна оставаться пространством, где учатся принимать основы веры и ее красоту, молиться и служить ближнему. Все это начинается с крещения, в котором, по словам святого Августина, матери, принося детей, «соучаствуют в священном рождении»307. Затем начинается путь возрастания в новой жизни. Вера — дар Божий, полученный в крещении, а не результат человеческих действий, однако родители — орудия Бога, содействующие созреванию и возрастанию веры. Поэтому «прекрасно, когда мамы учат маленьких детей приветствовать воздушным поцелуем Иисуса и Пресвятую Деву. Сколько нежности в этом жесте! В эту секунду детское сердце преображается в молитвенное пространство»308. Передача веры предполагает, что родители переживают реальный опыт доверия к Богу, ищут Его, нуждаются в Нем, ведь только так «род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем» (Пс 144, 4), а «отец возвестит детям истину Твою» (Ис 38, 19). Это призывает нас молить Бога действовать в их сердцах, в тех местах, которых мы не можем достичь. Из крошечного горчичного зерна вырастает большой куст (см. Мф 13, 31–32), тем самым мы признаем непропорциональность действия и его эффекта. Будем помнить, что мы не господа дара, а его заботливые распорядители. Однако вклад нашего творческого усилия позволяет нам сотрудничать с инициативой Бога. Поэтому «нужно стараться видеть в супружеских парах, в матерях и отцах активных субъектов катехизации [...]. Очень полезна семейная катехизация как действенный метод воспитания молодых родителей, помогающий им осознать свою евангелизаторскую миссию в семье»309.

 

288. Воспитание в вере следует адаптировать к каждому ребенку, поскольку ранее освоенные орудия и рецепты могут не подействовать. Детям нужны символы, жесты, рассказы. Подростки обычно конфликтуют с авторитетом и нормами, поэтому следует стимулировать их личный опыт веры, предлагать им яркие свидетельства, привлекающие своей красотой. Родители, желающие сопровождать в вере детей, должны внимательно относиться к переменам в детях и помнить, что духовный опыт не навязывается, а предлагается их свободе. Важно, чтобы дети видели, что молитва действительно важна для родителей. Молитва в семье и практики народного благочестия обладают большей евангелизационной силой, чем все катехизации и беседы. Я хотел бы особо поблагодарить всех матерей, по примеру святой Моники не прекращающих молитву за детей, удалившихся от Христа.

 

289. Старание передать детям веру, в смысле облегчения ее выражения и ее возрастания, помогает всей семье исполнять миссию евангелизации. Для семьи становится естественным распространять веру повсюду, даже за пределами семейного круга. Дети, выросшие в миссионерских семьях, часто становятся миссионерами; взрослея в теплых, дружеских семьях, они учатся полагаться на мир, не отказываясь от своей веры и убеждений. Мы знаем, что Сам Иисус ел и пил с грешниками (см. Мк 2, 16; Мф 11, 19), беседовал с самарянкой (см. Ин 4, 7–26), принимал ночью Никодима (см. Ин 3, 1–21), позволил блуднице помазать Ему ноги (см. Лк 7, 36–50), без колебания возлагал руки на больных (см. Мк 1, 40–45; 7, 33). То же самое совершали Его апостолы, не смотревшие на других свысока, объединившись в малочисленные группы избранных, изолированные от жизни народа. Несмотря на гонения власти, апостолы пользовались симпатией всего народа (см. Деян 2, 47; 4, 21.33; 5, 13).

 

290. «Семья становится субъектом пастырского делания, открыто возвещая Евангелие и свидетельствуя о солидарности с бедными, об открытости в отношении различных людей, о сохранении творения, нравственной и материальной солидарности с другими семьями, особенно — с самыми нуждающимися. Семья стремится распространять общее благо, изменять несправедливые социальные структуры, начиная с территории, на которой проживает, практикуя дела телесного и духовного милосердия»310. Все это выражает нашу глубокую христианскую веру в любовь направляющего и поддерживающего нас Отца — в любовь, явленную нам в полном самопожертвовании Иисуса Христа, живущего среди нас, помогающего нам в единстве преодолевать все бури на всех этапах жизни. В сердце каждой семьи в подходящее и не подходящее время должна вновь звучать керигма, освещающая наш путь. Благодаря опыту наших семей мы все должны суметь сказать: «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог» (1 Ин 4, 16). Лишь на основе этого опыта пастырское попечение о семьях может помочь им оставаться домашними Церквями и закваской благовестия в обществе.