Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14



Терпеливый реализм

271. Нравственное воспитание не заставляет ребенка или подростка идти на чрезмерные жертвы, необходимы некоторые усилия, не вызывающие негодования и не требующие принуждения. Обычно предлагаются маленькие шаги, которые можно понять, принять и оценить, включая соразмерную жертву. Требуя слишком многого, ничего не добьешься. Как только ребенок освободится от власти, он, скорее всего, перестанет вести себя хорошо.

 

272. Этическое формирование порой отвергается из-за опыта отверженности, разочарования, эмоциональной бедности, дурного образа родителей. На этические ценности проецируются искаженные образы отца и матери и слабости взрослых. Поэтому нужно помогать подросткам находить аналогии: этические ценности во всей полноте воплотили в себе некоторые люди, служащие примером, но несовершенным образом, в разной степени, их воплощают и другие люди. Поскольку сопротивление молодых людей тесно связано с негативным опытом, нужно помогать им следовать по пути исцеления израненного внутреннего мира, чтобы достичь понимания и примирения с людьми и с обществом.

 

273. Предлагать ценности нужно постепенно, использовать разный подход с учетом возраста и конкретных возм ожн остей людей, не претендуя на применение строгих и неизменных методов. Ценный вклад психологии и наук о воспитании под тверж дает необходимость постепенного процесса изменения поведения. Не менее важно стимулировать и направлять свободу, поскольку, будучи предоставлена самой себе, свобода не гарантирует достижения зрелости. Сос тоятельн ая, реальная свобода ограничена и обусловлена. Это не просто способность совершенно спонтанно выбирать благо. Не всегда можно верно отделить «добровольное» действие от «свободного». Например, кто-то может изо всех сил стремиться совершить злодеяние, но лишь по причине непреодолимой страсти или дурного воспитания. В этом случае решение совершенно добровольно, не противоречит стремлению его воли, но несвободно, так как практически отсутствует возможность отказаться от зла. Именно такое компульсивное влечение к наркотику испытывает страдающий зависимостью человек. Желая принять наркотик, зависимый добивается его всеми силами, но это стремление обуслов лено настолько, что в этот момент человек не способен принять другое решение. Вот почему его выбор доброволен, но не свободен. Нет смысла «позволить выбирать самостоятельно», поскольку на самом деле наркоман не в состоянии сделать выбор: предоставить ему наркотик — значит лишь еще более усугубить зависимость. Он нуждается в помощи других людей и в воспитательном процессе.



Семейная жизнь как среда воспитания

274. Семья — первая школа человеческих ценностей, в которой учатся правильно пользоваться свободой. Некоторые сложившиеся в детстве склонности накладывают глубокий отп ечаток на личности и сохраняются в течение всей жизни, например, влечение к одной из ценностей или добровольный отказ от каких-то поступков. Многие люди думают и пос тупают определенным образом, потому что считают это правильным, они словно с первых лет жизни впитали осмосом такой стиль поведения: «Меня так учили». «Вот что мне привили». В семье можно научиться критически воспринимать содержание разных средств коммуникации. К сожалению, многие телевизионные программы и некоторые формы рекламы влияют негативно и ослабляют прививаемые в семье ценности.

 

275. В нынешнюю эпоху, когда господствуют стресс и стремительный технологический прогресс, важнейшая задача семей — воспитывать умение ожидать. Дело не в том, чтобы запрещать молодым людям играть с электронными устрой- ствами, а в том, чтобы пробудить у них способность различать логические схемы и не действовать во всех сферах жизни с цифровой скоростью. Отложить — значит не отказаться от желания, а повременить с его удовлетворением. Если у детей и подростков не воспитано понимание, что чего-то необходимо подождать, то они становятся назойливыми, подчиняют все удовлетворению своих непосредственных потребностей, растут в порочной атмосфере «все и сразу». Такой серьезный обман не поощряет, а отравляет свободу. Напротив, учась откладывать некоторые вещи до подходящего момента, человек приобретает самообладание и учится не поддаваться импульсам. Так, ребенок, совершенствуя навыки самообслуживания, развивает самоуважение и одновременно учится уважать свободу других. Естественно, это не означает, что дети должны поступать, как взрослые, но нельзя недооценивать их способность развивать и совершенствовать ответственную свободу. В здоровой семье это усваивается естественно, через требования совместного общеж ития. 

 

276. Семья — среда первичной социализации, потому что именно в ней впервые человек учится встречаться с другими, слушать друг друга, делиться, терпеть, уважать, помогать, вместе жить. Задача воспитания — помочь нам ощутить мир и общество как «семейную среду», воспитать умение «сос ущест вовать» вне границ своего дома. В семье мы учимся близости, заботе, уважению к другим. Здесь разрывается первый круг пагубного эгоизма: мы понимаем, что живем вместе с другими людьми, достойными нашего внимания, нашей обходительности, нашей симпатии. Без этого первичного, повседневного, практически микроскопического измерения не бывает связи с обществом: без этой жизни бок о бок, без пересечения друг с другом в разные моменты дня, без беспокойства о том, что всех интересует, без взаимовыручки в незначительных по вседневных делах.

 

277. В кругу семьи можно также пересмотреть отношение к потреблению ради заботы об общем доме: «Семья — главное действующее лицо интегральной экологии, будучи первичным социальным субъектом, объединяющим в себе два основных принципа человеческой цивилизации на земле: принцип общности и принцип плодородия»294. Точно так же трудные и мучительные минуты семейной жизни могут многому научить —  например, когда кто-то заболел, ведь «по причине человеческой слабости в условиях болезни даже в семье возникают проблемы. Но в целом период болезни укрепляет семейные узы. [...] Воспитание, отдаляющее от чуткости в отношении болезни человека, ожесточает сердца. В итоге юноши и девушки получают «обезболивание» от чужого страдания, неспособны считаться со страданием и переживать связанные с ним ограничения»295.

 

278. Воспитательной встрече между родителями и детьми могут способствовать либо препятствовать все более изощренные технологии коммуникации и развлечения. Они могут быть полезными при правильном использовании — например, могут объединять членов семьи, несмотря на расстояние. С их помощью можно поддерживать контакты, решать пробл емы296. Однако нужно четко понимать, что средства коммуникации не замещают необходимость в более личном и глубок ом общении, для чего необходим физический контакт или, по крайней мере, голос другого человека. Мы знаем, что порой средства коммуникации не сближают, а отдал яют — например, когда во время приема пищи все сосредоточены на своих мобильных телефонах или когда один из супругов засыпает, пока другой часами играет со своим электронным гаджетом. В семье и это должно стать темой диалога для достижения согласия, чтобы приоритетом была встреча членов семьи, а не необоснов анные запреты. Впрочем, нельзя игнорировать угроз у новых форм коммуникации для детей и подростков; порой они становятся апа тич ными и отключаются от реальн ого мира. Из-за «техногенн ого аутизм а» они легко оказ ыв аются жертвами манипуляции тех, кто стремится проникнуть в их личное пространство с эгоистичными интересами.

 

279. Но родители не должны доминировать над детьми. Воспитание у детей доверия только к родителям мешает необходимому процессу социализации и эмоционального созревания. «Христианские общины призваны поддерживать воспитательную миссию семей»297 для распространения отцовства и материнства за пределы семьи, прежде всего с помощью катехизации и подготовки к таинствам. Для интегрального воспитания нам необходимо «обновить союз между семьями и христианской общиной»298. Синод подчеркнул важность католических школ, «играющих важную роль и помогающих родителям исполнять долг воспитания детей. [...] Нужно поощрять миссию католических школ, помогающих ученикам вырастать зрелыми людьми, смотрящими на мир любящим взглядом Иисуса и понимающими жизнь как призвание служить Богу»299. В связи с этим «следует решительно подтвердить свободу Церкви преподавать свое учение и право педагогов на возражение по мотивам совести»300.



Необходимость сексуального воспитания

280. II Ватиканский Собор предвидел необходимость «позитивного и мудрого полового воспитания», прививаемого детям и подросткам «по мере взросления», «принимая во внимание прогресс психологии, педагогики и дидактики»301. Нам следует задаться вопросом, приняли ли наши образовательные учреждения этот вызов. Трудно представить себе половое воспитание в эпоху банализации и обеднения сексуальности. Его можно понять лишь в рамках воспитания любви, взаимной самоотдачи. Тем самым язык сексуаль но сти не при скорб но обедняется, а наполняется светом. Сек суальный импульс можно воспитать в процессе самопоз нания и развития самообладания, которые могут помочь развить ценное умение радоваться и встречать с любовью.

 

281. Сексуальное воспитание должно давать информацию, не забывая о том, что дети и подростки еще не достигли полной зрелости. Информацию нужно подавать надлежащим образом, адаптируя ее к этапу развития слушателей. Бессмысленно предоставлять данные, не развивая критическое отношение в условиях наплыва предложений, неконтролируемого распространения порнографии, переизбытка стимулов, способных изуродовать сексуальность. Юноши и девушки должны осознавать, что их со всех сторон бомбардируют информацией, не заботясь об их благе и созревании. Необходимо помочь им распознавать и искать положительные стороны и одновременно дистанцироваться от всего, что деформирует способность любить. Равным образом нам следует согласиться с тем, что «потребность в новом, более подходящем языке возникает прежде всего в момент знакомства детей и подр остков с темой сексуальности»302.

 

282. Сексуальное воспитание, сохраняющее здравую стыдливость, обладает высочайшей ценностью, хотя некоторые наши современники считают стыдливость уделом прошлого. Стыдливость — естественная защита внутреннего мира, реакция личности, избегающей превращения в объект. Без нее любовь и сексуальность можно свести к навязчивому влечению, сосредоточенному исключительно на половой сфере, на болезненном искажении нашей способности любить, на всевозможных формах сексуального насилия, подвергающего нас бесчеловечному обращению или заставляющего причинять вред другим.