Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2



ГЛАВА СЕДЬМАЯ 

УКРЕПИТЬ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 

 

259. Родители всегда влияют на нравственное развитие своих детей, в хорошем и в дурном. Поэтому им необходимо принимать свою неизбежную ответственность и последовательно исполнять ее, с энтузиазмом, разумно и надлежащим образом. Воспитательная функция семей настолько важна и так сильно усложнилась, что я хочу особо остановиться на этой проблеме. 



Где дети?

260. Семья не может отказаться от того, чтобы быть прос транст вом поддержки, сопровождения, наставничества, даже если ей придется изобретать собственные методы и изыскивать новые ресурсы. Родителям необходимо понять, что они хотят предложить своим детям, а это неизбежно предполагает внимание к следующим вопросам: кто организует досуг детей, кто появляется дома на экране телевизора, кому доверяют детей в свободное время? Достаточно посвящать детям время, просто и с любовью обсуждать с ними важные вещи, и мы найдем здоровые пути для досуга и сможем оградить их от вредоносного вмешательства. Бдительность необходима всегда. Пренебрежение никогда не доведет до добра. Родители должны направлять и учить детей и подростков понимать, как нужно действовать в возможных ситуациях, например, при угрозе агрессии, насилия, вовлечения в наркотическую зависимость.

 

261. Однако навязчивая бдительность не способствует воспитанию. Нельзя контролировать все ситуации, в которых может оказаться ребенок. Здесь действует принцип «время выше пространства»291, то есть важнее начинать процессы, чем занимать пространство. Родитель, одержимый стремлением знать, где сейчас его ребенок, и контролировать все его движения, стремится овладеть его личным пространством. Так он его не воспитает, не разовьет в нем силу, не научит противос тоять вызовам. Важнее всего способность с любовью пробудить в ребенке процессы созревания свободы, подготовки, полноценного взросления, развития истиной самостоятельности. Лишь так ребенок найдет в себе необходимые элементы, помогающие защитить себя, действуя в трудных сит уац иях разумно и осторожно. Поэтому главный вопрос — не где физически находится ребенок, с кем он сейчас, а в чем он ищет смысл бытия, на что обращены его убеждения, цели, желания, планы на жизнь. Вот почему я задаю родителям такие вопросы: «Мы стараемся понять, “где” на самом деле дети на пути странствия? Мы действительно знаем, где их душа? И, главное: мы хотим знать об этом?»292.

 

262. Если бы зрелость представляла собой развитие того, что изначально вписано в генетический код, можно было бы особо не беспокоиться. Благоразумие, правильное суждение, здравый смысл зависят не от чисто количественных факторов взросления, а от цепочки элементов, соединяющихся в глубине личности, или, лучше сказать, в ядре ее свободы. Любой ребенок обязательно изумит нас планами, рожденными свободой, разрушающей наши схемы. И это хорошо. Воспитывать — значит поощрять ответственное использование свободы, позволяющее в нужную минуту делать осмысленный и умный выбор. Необходимо воспитывать людей, понимающих, что их собственная жизнь и существование общества — в их руках, а свобода — великий дар.



Этическое воспитание детей

263. Родители могут полагаться на помощь учебных заведений в процессе получения детьми общего образования, однако ни в коем случае нельзя полностью делегировать им нравственное воспитание. Для эмоционального и этического становления личности требуется фундаментальный опыт: уверенность в том, что на родителей можно положиться. В этом и состоит ответственность за воспитание: родители своей привязаннос тью и свидетельством должны пробуждать у детей доверие, любящее уважение. Ребенок чувствует, когда из-за несовершенства родители его не ценят, не проявляют искрен него беспокойства о нем. Все это наносит глубокие раны, обуславливающие серьезные проблемы в процессе взросления. Физическая и эмоциональная отверженность причин яет более сильную боль, чем возможное наказание за плохой поступок. 

 

264. Задача родителей включает воспитание воли, развитие хороших привычек и естественного стремления к благу. Родителям следует размышлять и поступать так, чтобы процесс взросления для детей стал привлекательным и плодотворным. Но в любом случае этот процесс должен вести от несо вер шенств а к большей полноте. Желание приспособиться к обществу или привычка отказываться от немедленного удовольствия ради соответствия нормы и сохранения доброго общежития — изначальная ценность, помогающая открыться еще более высоким ценностям. Нравственное формирование обязательно должно быть активным, построенным на диалоге, воспитывающем чуткость при использовании доступных детям выразительных средств. Это формирование должно носить индуктивный характер, чтобы ребенок мог самостоятельно открыть для себя важность определенных ценностей, принципов и норм. Нельзя навязывать их ему в качестве непре рекаем ых истин.

 

265. Правильное поведение означает больше, чем «верное суждение» или четкое понимание, как следует сделать, скорее, это понимание приоритета. Мы часто поступаем вопреки даже собственным стойким убеждениям. Порой, когда совесть диктует нам ясное нравственное решение, другие факторы оказываются притягательнее и сильнее. Необходимо достичь понимания того, что усвоенное интеллектом благо укореняется в нас как глубокая эмоциональная расположенность, как жажда блага, перевешивающая другие влечения и помогающая нам осознать, что то, что мы считаем объективным благом, хорошо «для нас» здесь и сейчас. Действенное этическое воспитание основано на том, чтобы показать личности, что в ее же интересах поступать правильно. Сегодня зачастую бессмысленно призывать к тому, что требует усилий и жертв, если ясно не указывать, какого блага в итоге можно достичь. 

 

266. Необходимо взращивать привычки. Обычаи, усвоенные детьми, играют положительную функцию, так как помогают воплощать усвоенные важные ценности во внешнем здравом и устойчивом поведении. Ребенок может быть общительным и по-доброму расположенным к другим людям, но если он долго не может привыкнуть к требованию взрослых говорить «пожалуйста», «разрешите», «спасибо», то его доброе расположение ничем ему не поможет. Тренировка воли и повторение определенных действий созидают нравственное поведение. Без осознанного, добровольного и поощряемого повторения определенных добрых поступков воспитание нравственного поведения так и не будет доведено до конца. Мотивация, влечение к определенной ценности не превратятся в добродетель без таких верно обусловленных поступков.

 

267. Свобода — нечто великое, но ее можно утратить. Нравственн ое воспитание позволяет взращивать свободу с помощью предложений, мотивации, практических мер, стимулов, вознаграждений, примеров, образцов, символов, размышлений, увещеваний, пересмотра поведения и диалога, помогающих личности развивать внутренние непоколебимые принципы, помогающие без принуждения стремиться к благу. Добродетель — убежденность, преобразившаяся во внутренний и устойчивый принцип действия. Поэтому добродетельная жизнь созидает, укрепляет и воспитывает свободу, избегая порабощения личности компульсивными, дегуманизирующими и антисоциальными наклонностями. Ведь само достоинство человека требует, чтобы он «дей ствовал по сознательному и свободному выбору, то есть лично, движимый и побуждаемый изнутри личными убеждениями»293.



Запрет как стимул

268. Столь же важно воспитывать у ребенка и подростка понимание того, что дурные поступки имеют последствия. Необходимо пробудить способность ставить себя на место другого и раскаиваться за причиненные ему страдания. Определ енные запреты — антисоциального, агрессивного поведения — могут отчасти помочь достижению этой цели. Важно твердо учить ребенка просить прощение и возмещать ущерб, причиненный другим людям. Если процесс воспитания приносит плоды созревания личностной свободы, то сам ребенок в определенный момент начнет с благодарностью признавать ценность воспитания в семье и мириться с требованиями, предъявляемыми процессом формирования личности.

 

269. Исправление служит стимулом, если одновременно признаются и ценятся усилия и если ребенок видит, что родители хранят терпеливое доверие. Ребенок, которого поп равл яют с любовью, чувствует заботу о себе, понимает свою ценность, видит, что родители признают его потенциал. Родителям необязат ельно быть безгрешными, нужно уметь смиренно признавать собственные слабости и стараться стать лучше. Но вот чему дети должны научиться у родителей, так это умению не терять голову в гневе. Ребенка, поступившего неправильно, нужно исправить, но ни в коем случае не относиться к нему как к врагу или объекту для проявления агрессии. Взрослый должен понимать, что определенные типы непослушания обусловлены слабостью и возрастным уровнем развития. Поэтому готовность постоянно наказывать сильно вредит, так как не позволяет ребенку научиться различать тяжесть проступков, вызывает у него уныние и раздражение: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Еф 6, 4; ср. Кол 3, 21).

 

270. Очень важно, чтобы дисциплина не уродовала желания, а оставалась стимулом двигаться дальше. Как соединить дисциплину и внутренний динамизм? Как сделать так, чтобы дисципл ина была конструктивным ограничением поступков ребенка, а не преградой, задерживающей его на пути развития? Нужно уметь находить баланс между двумя одинаково вредными крайностями. Одна крайность — стремиться перес троить мир под желания ребенка, воспринимающего себя субъектом прав, не знающим ответственности. Другая — не позвол ять ему осознать собственное достоинство, свою исключительную идентичность и свои права, мучить его обязанно стями и подчинять ради достижения чужих желаний.