Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2



Некоторые сложные ситуации

247. «Особого внимания требуют проблемы, связанные со смешанными браками. Браки между католиками и крещеными других вероисповеданий “благодаря своему особенному облику содержат много элементов, которые следовало бы ценить и развивать — как в силу их внутренней ценности, так и по причине вклада, который они способны внести в экуменическое движение”. Вот почему “необходимо добиваться [...] сердечного сотрудничества между католическими и некатол ич ес кими служителями, начиная с момента подготовки к браку и венчанию” (Familiaris consortio, 78). Что касается евхаристического общения, то “решение допустить или не допустить некатолическую сторону в браке к евхаристическому общению следует принимать в соответствии с общими предписаниями по этому вопросу — как для восточных христиан, так и для прочих христиан, учитывая особую ситуацию, то есть что таинство христианского брака получают двое крещеных христиан. Хотя супругов в смешанном браке объединяют таинс тва крещения и брака, совместное приобщение Евхаристии может быть только исключением из правила и в любом случае при этом должны соблюдаться указанные предписания” (Папский Совет по содействию христианс кому единству, Руководство по применению принципов и норм об экуменизме, 25 марта 1993 г., пп. 159–160)»271.

 

248. «Браки последователей разных религий представляют собой особое пространство для межрелигиозного диалога [...], они сопряжены с определенными специфическими трудностями, касающимися как христианской идентичности семьи, так и религиозного воспитания детей. [...] Число семей, созданных на основе брачного союза последователей разных религий, увеличивается на миссионерских землях и даже в странах с долгой христианской традицией. Поэтому возникла необходимость заботиться о пастырском попечении, различном, в зависимости от разных социальных и культурных контекстов. В некоторых странах, где нет свободы вероисповедания, супруг-христианин обязан для вступления в брак принять другую религию, он не может ни заключить канонический брак в условиях различия религий, ни крестить детей. Поэтому необходимо подчеркнуть необходимость соблюдать свободу вероисповедания в отношении всех людей»272. «Необхо ди мо уделять особое внимание лицам, вступающим в такой брак, не только в период, предшествующий венчанию. Специфические вызовы преодолевают пары и семьи, в которых один из партнеров — католик, а второй — неверующий. В подобных случаях необходимо свидетельствовать, что Евангелие применимо к этим ситуациям, и потому воспитание детей в христ ианс кой вере возможно»273.

 

249. «Особые трудности создают ситуации, касающиеся крещения лиц, находящихся в сложной брачной ситуации. Речь идет о лицах, заключивших устойчивый брачный союз в то время, когда, по крайней мере, одна из сторон не знала христианскую веру. В таких случаях епископы призваны проявлять пастырское распознание соразмерно духовному благу сторон»274.

 

250. Церковь соразмеряет свою позицию с Господом Иисусом — Тот в безграничной любви отдал Себя каждому человеку без исключений275. Вместе с Отцами Синода я рассмотрел положение семей, имеющих опыт присутствия в них лиц с гомо сексуальными наклонностями — опыт, не простой ни для родителей, ни для детей. Поэтому мы хотели бы прежде всего подчеркнуть, что нужно уважать достоинство и принимать с уважением любую личность, независимо от ее сексуальной ориентации, стараясь избегать «всякого проявления несправедливой дискриминации»276 и, особенно, каких бы то ни было форм агрессии и насилия. Необходимо обеспечить таким семьям достойное сопровождение, чтобы и лица, выражающие гомосексуальные наклонности, могли получить необходимую помощь, чтобы понять и до конца исполнить волю Божию в своей жизни277. 

 

251. В ходе обсуждения достоинства и миссии семьи Отцы Синода заметили: «... в отношении планов уравнять брак и союз ы гомосексуальных лиц не существует каких-либо основан ий для отождествления и признания даже отдаленного сходства между гомосексуальными союзами и замыслом Бога о браке и семье»; недопустимо, «что на местные Церкви оказывается давление по этим вопросам, а международные организации оказывают финансовую помощь бедным странам в ответ на принятие законов, признающих “брак” между лицами одного пола»278. 

 

252. Семьи, где присутствует только один из родителей, часто начинаются «с биологических матерей или отцов, никогда не желавших интегрироваться в семейную жизнь, с насилия, из-за которого родитель был вынужден бежать с детьми, со смерти одного из родителей, с отказа от семьи со стороны одного из родителей и других обстоятельств. Какова бы ни была причина, проживающий с ребенком родитель должен встретить поддержку и утешение у других семей, образующих христианскую общину, равно как и у приходских пастырских структур. Кроме всего, такие семьи зачастую отягощены бременем экономических проблем, неуверенностью из-за нестабильной трудовой занятости, испытывают трудности с содержанием детей, не имеют жилья»279. 



Когда в нас вонзается жало смерти

253. Порой семейную жизнь потрясает смерть любимого человека. Мы не можем не приносить свет веры, поддерживая семьи, оплакивающие утрату280. Оставить семью, израненную смертью, значит — проявить отсутствие милосердия, упустить пастырскую возможность. Такое отношение закроет двери для любых попыток евангелизации с нашей стороны.

 

254. Я понимаю мучения того, кто утратил любимого человека — супруга, с которым много пережил. Сам Иисус в скорби оплакивал кончину друга (см. Ин 11, 33.35). А как можно не понять плачь того, кто потерял ребенка? «Время словно остан ов ил ось: открывает бездна, поглощающая прошлое и даже будущее. [...] Порой доходит до обвинений против Бога. Сколько людей — я их понимаю — злятся на Бога»281. «Вдовств о — очень трудный опыт [...], некоторые проявляют способность с еще большей самоотдачей посвящать свои силы детям и внукам, обретая в таком выражении любви новую воспитательную миссию. [...] Те, кто не может рассчитывать на присутствие родных — тех, кому можно посвятить себя и от кого получить любовь и близость, — должны находить поддержку в христианской общине: следует окружать особым вни ма нием и отзывчивостью вдов и вдовцов, особенно если они оказались в стесненных обстоятельствах»282. 

 

255. Как правило, скорбь по умершему длится долго; сопровождающему семью пастырю необходимо считаться с особенностями каждого этапа. Весь период оплакивания утраты пронизан вопросами: о причинах смерти, о том, что можно было предпринять, что переживает человек за мгновение до кончины... Следуя искренне и с терпением по пути молитвы и внутреннего освобождения, можно восстановить умиротворение. В определенный момент нам нужно помочь скорбящим понять, что после утраты любимого человека наша миссия все еще не завершена и что не следует намеренно продлевать страдания, словно воздавая таким образом честь. Любимому человеку не нужны наши страдания, ему не льстит саморазрушение нашей жизни. Жить, думая об усопших, ежеминутно обращаться к ним по имени — значит оставаться привязанным к прошлому, которого больше нет, а не продолжать любить реального человека, находящегося теперь в ином мире. Он больше не может физически быть рядом, но, хотя смерть могущественна, «крепка, как смерть, любовь» (Песн 8, 6). Любовь наделена интуицией, позволяющей слышать беззвучное и всматриваться в невидимое. Это не значит — представлять себе любимых такими, какими они были, а уметь принимать их изменившимися, такими, какие они теперь. Воскресший Иисус, когда подруга Мария попыталась обнять Его, велел не прикасаться к Нему (см. Ин 20, 17), чтобы подвести ее к иной встрече.

 

256. Нас утешает знание, что умирающие исчезают не полностью, вера убеждает нас в том, что Воскресший никогда нас не оставит. Так можно воспрепятствовать смерти «отравлять нам жизнь, обесценивать наши чувства, сталкивать нас в темную пустоту»283. Библия повествует о Боге, сотворившем нас из любви и сделавшем так, что наша жизнь не оканчивается со смертью (ср. Прем 3, 2–3). Святой Павел говорит нам о встрече со Христом сразу же после смерти: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп 1, 23). Вместе с Ним после смерти нас ждет уготованное Богом любящим Его (ср. 1 Кор 2, 9). Об этом торжественно возвещает Префация Мессы за усопших: «... чтобы, опечаленные неотвратимостью смерти, мы утешились обещанием будущего бессмертия. Ибо у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается...». «Наши любимые не исчезли в темноте пустоты: надежда убеждает нас, что они — в добрых и сильных руках Божиих»284.

 

257. Молитва за усопших близких — один из способов общения с ними285. Библия говорит, что «молиться за умерших» — «святое и благочестивое дело» (см. 2 Мак 12, 44–45). Молитва за них «может не только им помочь, но и сделать успешным их заступничество за нас»286. В Апокалипсисе представлены мученики, заступающиеся за страдающих от несправедливости на земле (см. Откр 6, 9–11), солидарные с нашим странствующим миром. Некоторые святые перед смертью утешали своих близких, обещая свою близость и помощь после кончины. Святая Тереза из Лизьё ощущала желание продолжать творить добро с Неба287. Святой Доминик говорил, что «принесет больше пользы после смерти, [...] что скорее испросит благодати»288. Таковы узы любви289, ведь «единство странствующих со своими братьями, почиющими в мире Христовом, отнюдь не прерывается [...], а лишь укрепляется через общение в духовных благах»290. 

 

258. Принимая смерть, можно подготовиться к ней. Это возможн о, возрастая в любви к тем, кто странствует вместе с нами до того дня, когда «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля» (Откр 21, 4). Так мы подготовимся ко встрече с нашими умершими близкими. Как Иисус вернул матери ее усопшего сына (см. Лк 7, 15), так же Он поступит и с нами. Не будем терять силы, останавливаясь на прошедших годах. Чем лучше мы проживем на этой земле, тем большей радостью сможем поделиться с близкими на небе. Чем больше сможем созреть и развиться в этом мире, тем больше прекрасного мы принесем с собой на небесную трапезу.