Подготовка обрученных пар к браку
205. Отцы Синода неоднократно заявляли о необходимости помочь юношам и девушкам открыть достоинство и богатство брака237. Им нужно уловить притягательность полного союза, возвышающего и совершенствующего социальное измерение бытия, сообщающего сексуальности высокий смысл и одновременно содействующего благу детей и дающего им наилучшие условия для взросления и воспитания.
206. «Сложная социальная реальность и вызовы, которые сегодня семья призвана преодолевать, требуют большего участия всей христианской общины в подготовке вступающих в брак. Необходимо напоминать о важности добродетелей. Среди них драгоценным условием для развития искренней межличностной любви остается целомудрие. В связи с необходимостью целомудрия Отцы Синода единодушно подчеркнули потребность в большем привлечении всей общины, считая, что предпочтение следует отдавать свидетельству самих семей, а также укреплению подготовки к браку на пути христианского посвящения, отмечая связь брака с крещением и другими таинствами. Кроме того, выявлена необходимость в специальных программах по непосредственной подготовке к браку, представляющих собой подлинный опыт участия в церковной жизни и углубляющих разные аспекты семейной жизни»238.
207. Призываю христианские общины признать, что сопровождение обрученных пар на пути любви — благо для них самих. Епископы Италии хорошо сказали, что брачующиеся для христианской общины — «драгоценный ресурс, ведь, искренне обязуясь возрастать в любви и во взаимном даре, они могут помочь обновить саму ткань всего церковного тела: переж иваемая ими особая форма дружбы может стать «заразительной» и заставить христианскую общину, к которой они принадлежат, возрасти в дружбе и братстве»239. Существует множество оправданных способов организовать подготовку непосредственно к браку, и пусть каждая местная Церковь решает, какой из них подходит лучше всего, обеспечив надлежащую формацию, которая при этом не отдалит молодежь от таинства. Не нужно преподавать им весь Катехизис или перегружать разными темами. И в этом случае действует истина: «не обильное познание питает душу и ее удовлетворяет, но внутреннее прочувствование вещи и наслаждение ее содержанием»240. Интереснее качество, а не количество. Наряду с обновленным возвещением керигмы нужно определять приоритеты содержания, которое, передаваемое увлекательно и сердечно, поможет «с великодушием и щедростью»241 взять на себя обязательство следовать по этому пути всю жизнь. Это своего рода «посвящение» в таинство брака, сообщающее вступающим в брак элементы, необходимые, чтобы приступить к таинству в наилучшем расположении и начать семейную жизнь с определенной стабильности.
208. Также целесообразно через миссионерские семьи, родные семьи обрученных пар и различные пастырские ресурсы найти возможности для долгосрочной подготовки, которая примером и свидетельством поможет обрученным возрастать в любви. Очень часто полезными оказываются группы, объединяющие обрученные пары, факультативные конференции по разнообразным темам, действительно интересующим молодежь. Кроме того, остаются обязательными и личные встречи, учитывая, что главная цель — помочь каждому научиться любить конкретного человека, с которым ты желаешь разделить всю жизнь. Научиться любить кого-то — не импровизация, и это не может быть целью краткого пути, предшествующего заключению брака. На самом деле, каждый человек готовится к браку с самого рождения. Все, что ему дала его семья, должно позволить ему узнать собственную историю и сделать его способным к принятию на себя полного и окончательного обязательства. Наверное, лучше всего подготовлены к бракосочетанию те, кто усвоил от собственных родителей, что такое христианский брак, от родителей, выбравших друг друга без условий и продолжающих день за днем обновлять свое решение. В этом смысле все пастырские инициативы, помогающие супругам возрастать в любви и жить в семье по Евангелию, — неоценимое подспорье для детей, готовящихся к своей будущей жизни в браке. Не стоит недооценивать и пастырское значение народной религиозной практики. Приведу простой пример с празднованием дня святого Валентина, хотя в ряде стран из него больше пользы извлекает торговля, нежели пастырская изобретательность.
209. Подготовка официально обрученных пар к браку заранее, при участии приходской общины, должна помочь распознать вероятные проблемы и опасности. Так, они могут прийти к выводу, что неразумно было бы им вступать в супружеские отношения, неудачный итог и болезненные последствия которых очевидны уже сейчас. Проблема в том, что изначальное увлечение заставляет утаивать или смягчать серьезность многих вещей, пары избегают расхождений и, как правило, раскалываются, столкнувшись с трудностями. Обрученные пары должны получать стимулы и помощь, стараться выражать, что каждый из обрученных ждет от будущего брака, как понимает любовь и обязательство, желаемые от партнера, какие планы строит на совместную жизнь. Беседы на эти темы могут помочь увидеть, что в реальности точек пересечения мало, что исключительно взаимной привлекательности не хватит для сохранения союза. Ничто так не переменчиво, ненадежно и непредсказуемо, как желание. Никогда нельзя поощрять решение заключить брак, пока пара не рассмотрит глубинные причины, обеспечивающие союзу подлинную стабильность.
210. В любом случае, ясно представляя себе слабые стороны другого, следует реалистично надеяться помочь развить лучшие стороны, уравновешивающие слабости, и тем самым содействовать развитию человека. Для этого необходимо твердое намерение принять возможные жертвы, трудности и конфликтные ситуации, а также неизменное решение готовиться к этому. Следует замечать сигналы об опасностях, угрожающих отношениям, чтобы до бракосочетания найти средс тв а для успешного решения проблем. К сожалению, многие пары женятся, не зная друг друга по-настоящему. Они с удовольствием проводили вместе время, что-то делали, но не приняли вызов проявить себя такими, какие они есть на самом деле, и узнать, что на самом деле представляет собой партнер.
211. Как непосредственная подготовка, так и долгосрочное сопровождение должны помочь обрученным парам не видеть в бракосочетании окончание пути, а относиться к браку как к призванию, влекущему вперед и требующему твердого и реалист ичн ого решения вместе преодолеть любые испытания и проблемы. Пастырское попечение о готовящихся к браку и о тех, кто уже заключил брак, должно быть, прежде всего, пастырской заботой об узах, включать в себя элементы, помогающие как углублять любовь, так и преодолевать трудные минуты. То есть необходимо не только помочь парам принять основы учения и получить доступ к неизменным духовным богатствам Церкви, но также предлагать практические программы, проверенные стратегии и психологическое руководс тво. Все это составляет педагогику любви, которая не может игнорир ов ать нынешнюю восприимчивость юношей и девушек, чтобы внутренне мобилизовать их. В то же время при подготовке обрученных пар следовало бы указать им места и людей, консультантов и отзывчивые семьи, к которым они могли бы обращаться за помощью в трудную минуту. Но никогда нельзя забывать о том, чтобы предлагать им таинство примирения, позволяющее подвергнуть грехи и ошибки прошлого, а также сами отношения, действию милосердия прощающего Бога и Его исцеляющей силы.
Подготовка к совершению таинства брака
212. Непосредственная подготовка к браку фокусируется на приглашениях, нарядах, празднике и бесчисленных деталях, поглощающих как материальные средства, так и силы, и радость. Жених и невеста вместо того, чтобы посвятить свои лучшие силы подготовке к важному совместному шагу в паре, доходят до церемонии бракосочетания истощенными и обессиленными. Этот менталитет отмечается и в некоторых фактических союзах, так и не увенчивающихся бракосочетанием из-за подсчета расходов на дорогостоящие празднования, хотя приоритетом должны быть взаимная любовь и придание ей официального характера в присутствии других людей. Дорогие обрученные, имейте мужество быть другими, не позво ляйте обществу потребления и погони за видимостью погло тить себя. Важнее всего — соединяющая вас любовь, укрепленн ая и освященная благодатью. Вы можете предпочесть скромный и простой праздник, ставя любовь превыше всего. Пастырс кие сотрудники и вся община могут помочь, чтобы приоритет любви был правилом, а не исключением.
213. В непосредственной подготовке к браку важно поощрять пару глубже переживать литургическое священнопразднование, помогая понять и прочувствовать смысл каждого жеста. В случае двух крещеных людей обязательство, выраженное в словах согласия, и телесное единение, окончательно закрепляющее брак, можно интерпретировать лишь как знаки любви Сына Божьего, принявшего плоть и соединившегося в завете любви с Церковью. У крещеных слова и жесты трансф ормируют ся в язык выражения веры. Тело, наполненное по воле сотворившего его Бога глубинными смыслами, «преображается в язык служителей таинства, осознающих, что в супружеском договоре проявляется и воплощается тайна»242.
214. Порой обрученные не понимают богословской и духовной значимости согласия, выявляющего смысл всех последую щих жестов. Необходимо подчеркнуть, что слова не могут ограничиваться настоящим; их полнота охватывает будущее: «пока смерть не разлучит нас». Смысл согласия показывает, что «свобода и верность не противоречат друг другу, а, скорее, взаимно поддерживают друг друга как в межличностных, так и в социальных отношениях. Вспомним о том, какой вред цивилизации глобальной коммуникации наносит обесценивание невыполненных обещаний [...]. Ценность данного слова, верность обещанию нельзя ни купить, ни продать. Их нельзя навязать силой, но нельзя и сохранить без жертвенности»243.
215. Епископы Кении отметили, что «будущие супруги, чрезмерно концентрируясь на дне свадьбы, забывают, что готовятся принять обязательство на всю свою жизнь»244. Следует помогать понять, что таинство — не мгновение прошлого, ставшее воспоминанием, поскольку оно неизменным образом влияет на всю жизнь в браке245. Направленное на деторождение значение сексуальности, «язык тела» и знаки любви, присутствующие в истории супружеской пары, становятся «непрер ыв аем ой последовательностью литургического языка», а «супружеская жизнь становится, в определенном смысле, литургией»246.
216. Углубить понимание смысла колец, которыми обмениваются супруги, и других знаков, включенных в обряд, можно, размышляя над чтениями из Библии. Однако неверно приближаться к бракосочетанию без совместной молитвы друг за друга, им надо молить Бога помочь быть верными и великодушными, вместе спрашивая Бога, чего Он ожидает от них, и вверяя Ему свою любовь перед образом Девы Марии. Сопровождающие жениха и невесту во время подготовки к браку должны научить их, как надо жить совместной молитвой, извлекая из нее огромную пользу. «Литургия бракосочетания — уникальное событие, переживаемое в семейном и социальном контексте празднования. Первое чудо Иисус совершил на брачном пиру в Кане: доброе вино чуда Господнего, наполняющее радостью рождение новой семьи, — новое вино завета Христа с мужчинами и женщинами всех времен. [...] Часто священник имеет возможность обратиться к собранию, состоящему из людей, мало участвующих в церковной жизни, принадлежащих к иной христианской конфессии или религиозному сообществу. Это ценная возможность возвестить Евангелие Христово»247.