Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Пс 111,1



Великодушие

196. Помимо маленького круга супругов и их детей, нельзя игно рировать семью, понимаемую в широком смысле как общ ность людей, связанных родственными и социальными узами. «Супружеская любовь мужчины и женщины, а также ис ходящая из нее и являющаяся ее продолжением любовь между членами одной семьи, между родителями и детьми, братьями и сестрами, родственниками и домочадцами, вдохновляется и поддерживается неустанным внутренним движением, ведущим семью ко все более глубокому и прочному общению, которое является основой и душой супружеской и семейной общи ны»223. Сюда включаются друзья и дружеские семьи, вместе с общинами семей, поддерживающих друг друга в трудностях, в социальном служении и в вопросах веры.

 

197. «Расширенная» семья, понимаемая как общность людей, связанных кровными и социальными узами, должна с безграничной любовью принимать молодых одиноких матерей, детей, оставшихся без родителей, одиноких женщин, самостоятельно занимающихся воспитанием детей, лиц с ограниченными возможностями, требующих внимания и близости, юношей и девушек, борющихся с зависимостью, страдающих от одиночества — тех, кто не состоит в браке, кто разведен или овдовел, — пожилых и больных, не получающих помощь от собственных детей. Такая семья должна принять в свое лоно «даже тех, кто окончательно сбился с жизненного пути»224. Семья, понимаемая как общность людей, связанных кровными и социальными узами, способна компенсировать слабости родителей, выявить и своевременно сообщить о фактах жестокого обращения с детьми и сексуальном надругательстве, подарить детям здоровую любовь и семейную поддержку, когда родители не в состоянии этого сделать. 

 

198. Наконец, нельзя забывать о том, что в «расширенную» семью включены все родственники супруга или супруги. Деликатность любви не позволяет видеть в них конкурентов, опасных людей, захватчиков. Супружеский союз требует уважения к их традициям и обычаям, побуждает понять их язык, сдерживать критику, заботиться о них и привязываться к ним душой, сохраняя законную самостоятельность и интимность супружеской пары. Такая позиция представляет собой деликатное выражение бескорыстия преданности в любви к своему супругу. 



ГЛАВА ШЕСТАЯ

 НЕКОТОРЫЕ ПАСТЫРСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

199. Диалог в процессе Синода выявил необходимость в новых путях пастырства, которые попробую сейчас описать в общих чертах. Разным общинам необходимо выработать более практические и эффективные предложения, уважающие учение Церкви и учитывающие местные потребности и вызовы. Не претендуя на то, чтобы представить здесь пастырское попечение о семье, я ограничусь перечислением некоторых основн ых проблем пастырства.



Возвещать сегодня Евангелие о семье

200. Отцы Синода настаивали на том, что христианские семьи по благодати брачного таинства — главные субъекты пастырского попечения о семье, прежде всего потому, что они предлагают «радостное свидетельство супругов и семей, домашних церквей»225. Вот почему Отцы Синода подчеркнули, что «необход им о на опыте почувствовать, что Евангелие о семье — радость, которая «наполняет сердце и всю жизнь», потому что во Христе мы «избавлены от греха, грусти, внутренней пустоты, замкнутости» (Evangelii Gaudium, 1). В свете притчи о сеятеле (см. Мф 13, 3–9) наша задача — сотрудничать в сеянии, а остальное — дело Бога. Ни в коем случае нельзя забывать, что Церковь, проповедующая о семье, оказывается знамением противоречия»226. Однако супруги ценят, что пастыри подд ержив ают их в мужественной преданности сильной, крепкой, длительной любви, способной поддержать их в любых превратностях, встречающихся на их пути. Церковь со смиренным пониманием желает быть рядом с семьями и стремится «сопровождать каждую из них и все семьи, чтобы те открыли лучший путь для преодоления трудностей, встречающихся на их пути»227. Недостаточно включить общую заботу о семьях в масштабные пастырские проекты. Чтобы семьи все больше становились активными субъектами пастырского попечения о семье, необходимы «усилия по евангелизации и катехизации, направленные внутрь семьи»228, которые давали бы ей ориентиры в этой области.

 

201. «Поэтому от всей Церкви требуется миссионерское обращение: необходимо не останавливаться на чисто тео ре тичес ком возвещении, оторванном от реальных человеческих проблем»229. Пастырское попечение о семье «должно давать возможность испытать, что Евангелие семьи отвечает на самые сокровенные чаяния человеческой личности: на признание ее достоинства и полноценную самореализацию во взаимности, единстве и деторождении. Речь идет не только о представлении каких-либо норм, но и о предложении ценностей, потребность в которых сегодня ощущается даже в самых секуляризованных странах»230. К тому же, «равноценно подчеркивалась необходимость в евангелизации, искренне обличающей такие культурные, социальные, политические и экономические услов но сти, как чрезмерное пространство, отведенное рыночной логике. Оно препятствует подлинной семейной жизни и обуславливает дискриминацию, нищету, отверженность, насилие. Поэтому следует развивать диалог и сотрудничество с социальными структурами, необходимо воодушевлять и подд ерж ив ать мирян, которые в качестве христиан ведут активную деятельность в культурной и социально-поли ти че ской сферах жизни»231.

 

202. «Принципиальный вклад в пастырское попечение о семьях предлагает приход, семья семей, где обретают гармонию инициативы малых общин, движений и церковных ассоциаций»232. Наряду с пастырским попечением, ориентированным именно на семьи, необходима «более надлежащая подготовка пресвитеров, диаконов, мужчин и женщин, посвятивших свою жизнь Богу, катехизаторов и других лиц, занимающихся пастырской работой»233. Ответы, собранные в ходе предш ество вав ших Синоду консультаций, выявили, что у рукоположенных служителей зачастую отсутствует подготовка, необходимая для работы со сложными актуальными семейными проблемами. В этом смысле может быть полезным опыт многовековой восточной традиции женатого духовенства.

 

203. Семинаристы должны иметь доступ к разносторонней междисциплинарной подготовке по вопросам обручения и брака, а не только к основам учения. Формация не всегда позво ляет им выражать свой собственный психоэмоциональный мир. Некоторые приносят в жизнь опыт своей израненной семьи, отсутствия родителей и эмоциональной нестабильности. Во время подготовки будущих служителей необходимо обеспечить возможности для достижения ими требуемого служением психического равновесия. Семейные узы — фундамент для укрепления здорового самоуважения семинаристов. Вот почему важно, чтобы семьи сопровождали весь процесс обучения в семинарии и священнического служения, помогая реалистично укреплять самооценку. В связи с этим полезно сочетать периоды жизни в семинарии с пребыванием в приходе, позволяющим больше контактировать с конкретными реалиями семей, ведь в течение всей своей пастырской жизни священник встречается преимущественно с семьями. «Участие мирян и семей, особенно женщин, в священнической формации развивает благодарность за разнообразие и сочетаемость разных призваний в Церкви»234.

 

204. Ответы, собранные в ходе предшествовавших Синоду консультаций, подчеркивают необходимость в подготовке сотрудников пастырского попечения о семье из числа мирян, при участии педагогов-психологов, семейных и участковых врачей, социальных работников, адвокатов по делам несовершеннолетних и семейному праву. Необходима открытость к знаниям по психологии, социологии, сексологии и даже по психологическому консультированию. Профессиональные работники, особенно те, у кого есть опыт сопровождения, помогают воплотить пастырские планы в реальных ситуациях, с учетом того, что на самом деле беспокоит семьи. «Подготовительные программы и курсы, предназначенные специально для пастырских работников, смогут помочь им включить собств енн о подготовку к браку в широкую динамику церковной жизни»235. Хорошая пастырская подготовка важна «и с учетом специфических чрезвычайных ситуаций, вызванных домашней жестокостью и сексуальным насилием»236. Все это никоим образом не уменьшает, а, скорее, дополняет фундаментальную ценность духовного руководства, бесценных духовных ресурсов Церкви и таинства примирения.