«Рассуждая» о Теле
185. В этом русле стоит очень серьезно отнестись к библ ейскому тексту, который часто толкуют в отрыве от контекста, очень общо, не улавливая прямое, ярко выраженное социальное значение. Я имею в виду отрывок 1 Кор 11, 17–34, в котором святой Павел разбирает постыдную ситуацию в общине: обеспеченные люди дискриминировали бедняков, причем на трапезе, сопровождавшей священнопразднование Евхаристии. Богатые наслаждались любимыми блюдами на глазах у голодных бедняков: «Иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» (1 Кор 11, 21–22).
186. Евхаристия предполагает соединение в едином церковном теле. Приобщающийся Тела и Крови Христа не может одновременно оскорблять Его Тело, сея искусительные разделения и унижение среди членов. Следует «рассуждать» о Теле Господа, распознавать его с верой и любовью — как в сакраментальных знаках, так и в общине, иначе человек ест и пьет осуждение себе (см. 1 Кор 11, 29). Этот библейский отрывок — серьезное предупреждение семьям, закрывающимся, изолирующимся в собственном комфорте, особенно семьям, безразличным к страданиям бедных, нуждающихся семей. Священнопразднование Евхаристии — неизменный, обращенный к каждому призыв: «испытай себя» (см. 1 Кор 1, 28), чтобы открыть врата своей семьи ради большего общения с теми, кто отвергнут обществом, и поистине принять Таинс тво евхаристической любви, собирающей нас в единое тело. Нельзя забывать, что ««мистика» этого Таинства имеет со циаль ный характер»207. Причастники, не согласные с призывом открыться неимущим и страждущим, допускающие всевозможные формы разделения, пренебрежения и несправедливости, приступают к Евхаристии недостойно. Семьи же, праведно и регулярно приобщающиеся Святых Даров, укрепл яют желание братства, соц иальн ое сознание и внимание к нуждающимся.
Жизнь в «расширенной» семье
187. Маленькая семейная ячейка не должна изолироваться от семьи, понимаемой как общность людей, связанных кровными и социальными узами, то есть, от родителей, дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер и даже соседей. В такой широко понимаемой семье кто-то может нуждаться в помощи или хотя бы в дружеском общении и в проявлениях симпатии, а кто-то, испытывая сильные страдания, нуждается в утешении208. Индивидуализм нашей эпохи порой заставляет закрываться в маленьком гнездышке и воспринимать других как неизбежную угрозу. Однако изоляция не приносит мир и счастье, а закрывает сердце семьи и лишает ее открытого горизонта бытия.
Быть детьми
188. В первую очередь, давайте поговорим о наших родителях. Иисус напоминал фарисеям, что отказ от родителей нарушает Закон Божий (см. Мк 7, 8–13). Никому не полезно забывать о себе как о ребенке. В каждой личности, «даже у взрослого, пожилого человека, ставшего родителем, занимающего ответственную должность, за всем этим остается идентичность ребенка. Все мы — дети. И поэтому всегда возвращаемся к тому, что жизнь дана нам не просто сама по себе, а что мы ее получили. Великий дар жизни — первый полученный нами подарок»209.
189. Поэтому «четвертая заповедь требует от детей [...] почитать отца и мать (см. Исх 20, 12). Эта заповедь следует сразу за заповедями об отношении к Самому Богу. Действительно, в ней заключено нечто священное, Божественное, нечто, в чем заключен корень любых проявлений уважения между людьми. В библейской формулировке к четвертой заповеди добавлено: «... чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Крепкая связь между поколен иями — обещание будущего и подлинно человеческой истории. Общество детей, не почитающих родителей, — бесстыдное общество[...]. Такое общество наполнится черствой и алчной молодежью»210.
190. Но у медали есть и оборотная сторона: «Оставит человек отца своего и мать свою» (Быт 2, 24), как утверждает Слово Божие. Порой это не исполняется, и брак не принимается до конца, пока такое отречение и самоотдача не станут реальн ос тью. Родителей нельзя ни бросать, ни забывать, однако, чтобы сочетаться браком, нужно оставить их, чтобы новый дом стал обителью, защитой, фундаментом и замыслом, чтобы можно было стать по-настоящему «одной плотью» (там же). Случается, что в браке от супруга утаивают многое из того, о чем рассказывают родителям, в итоге более ценным оказывается мнение родителей, чем чувства и точка зрения супруга. Долгое время терпеть такое положение дел нелегко, оно возможно лишь временно, пока не создадутся условия для развития доверия и диалога. Брак заставляет мужа и жену найти новые выражения для сыновних и дочерних чувств.
Пожилые
191. «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскуд евать сила моя, не оставь меня» (Пс 71 (70), 9). Крик пожилого человека, боящегося забвения и пренебрежения. Как Бог призывает нас быть Его орудиями, чуткими к мольбам бедных, так Он ждет от нас внимания к крику пожилых людей211. Вот напоминание семьям и общинам: «Церковь не может и не желает соразмеряться с менталитетом нетерпимости, а тем более — безразличия и презрения, в отношении к старости. Нам нужно пробудить коллективный дух благодарности, ценности, гостеприимства, благодаря чему пожилой человек ощущает себя живой частицей общины. Пожилые люди — это мужчины и женщины, отцы и матери, предвосхитившие нас на той же самой дороге, в нашем же доме, в нашей повседневной битве за достойную жизнь»212. Поэтому «как бы я хотел, чтобы Церковь приняла вызов «культуры отбросов», переполненная радости нового объятия молодых с пожилыми!»213.
192. Святой Иоанн Павел II призвал нас обратить внимание на место пожилого человека в семье, ведь есть культуры, которые «вследствие беспорядочного промышленного и урбанистического развития применяли и продолжают применять недопустимые меры вытеснения пожилых людей на обочину жизни»214. Пожилые помогают понять «непрерывность поколений» своей «харизмой исцеления разрывов»215. Нередко именно бабушки и дедушки заботятся о передаче великих ценностей внукам, «многие люди признают, что именно бабушке и дедушке они обязаны посвящением в христианскую жизнь»216. Их слова, ласка и само их присутствие позволяют детям понять, что история мира началась не с них, что они — наследники длинного пути, что следует уважать всех, кто был до них. Разрывающим связи с историей трудно установить крепкие отношения и отказаться от желания быть владыкой реальности. «Внимание к пожилым людям проводит демаркационную линию в обществе. Считается ли общество с пожилым человеком? Есть ли в нем место для пожилого человека? Общество сможет развиваться, если научится уважать житейский опыт и мудрость пожилых людей»217.
193. Отсутствие исторической памяти — серьезный дефект нашего общества. Незрелое мышление в стиле «тогда и теперь». Знать и уметь занять позицию в отношении событий прошлого — единственная возможность построить осмысленн ое будущее. Нельзя воспитывать без памяти: «Вспомните прежние дни ваши» (Евр 10, 32). Рассказы пожилых очень полезны детям и молодежи, поскольку связывают их с историей, пережитой семьей, определенным регионом или же всей страной. Семья, не уважающая и обделяющая заботой стариков, свою живую память, распадается; у семьи, сохраняющей память, есть будущее. «Общество, где нет места пожилым людям, где их отбрасывают из-за, якобы, создаваемых проблем, поражено смертельным вирусом»218, поскольку «отрывается от собственных корней»219. Современный феномен ощущения сиротства как утраты преемственности, выкорчевывания своих корней и разрушения четких ориентиров, то есть всего, что влияет на образ жизни, побуждает нас превратить наши семьи в пространство, где дети смогут укорениться в почве коллективной истории.
Быть братьями и сестрами
194. Отношения между братьями и сестрами со временем углуб ляются, «братские и сестринские узы, формирующиеся в семье между детьми при условии воспитания в атмосфере открытости к другим людям — великая школа свободы и мира. В семье братья и сестры учатся человеческому общежитию [...]. Возможно, мы не всегда это осознаем, но именно семья несет в мир братство! На основе первого опыта братства, питаемого привязанностью и семейным воспитанием, братское отношение, как обетование, освещает все общество»220.
195. Взросление среди братьев и сестер дает прекрасный опыт заботы друг о друге, учит помогать и получать помощь. «Братство в семье заметно особенно ярко, когда мы видим заботу, терпение, расположение, которыми окружен брат или сестра — тот, кто слаб, болен, ограничен в возможностях здоровья и развития»221. Необходимо признать, что «любящий брат или любящая сестра подарят серьезный, неоценимый, незаменимый опыт»222, однако нужно терпеливо учить детей по-братски относиться друг к другу. Порой это трудно, братские отношения становятся самой настоящей школой социализации. В некоторых странах довлеет тенденция ограничиться только одним ребенком, поэтому жизненный опыт в качестве брата или сестры становится все более редким. При невозможности родить более одного ребенка необходимо найти возможность для того, чтобы он не рос в одиночестве и изоляции.