Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4



ГЛАВА ПЯТАЯ 

ЛЮБОВЬ, СТАНОВЯЩАЯСЯ ПЛОДОНОСНОЙ

 

 

165. Любовь всегда дает жизнь. Поэтому супружеская любовь «не ограничивается рамками только пары [...]. Супруги, ввер яясь друг другу, производят на свет новую реальность — дитя, живой образ их любви, неизменное знамение их супружеского единства, живое и неотъемлемое свидетельство их отцовства и материнства»176.



Принять новую жизнь

166. Семья — сфера не только зарождения, но и приема жизни, появляющейся как дар Божий. Всякая новая жизнь «по зво ляет нам открыть наиболее бескорыстное измерение любви, никогда не прекращающее нас изумлять. Это прекрасно — быть любимым изначально: ведь детей любят еще до их появления на свет»177. В этом отражается первенство любви Бога, всегда берущего на Себя инициативу, ведь детей «любят прежде, чем они сделают что-то, чтобы заслужить любовь»178. Тем не менее «многих детей с самого начала отвергают, бросают, лишают детс тв а и будущего. Кто-то осмелится сказать в свое оправдание, что появление этих детей на свет было ошибкой. Какой позор! [...] Зачем мы принимаем торжественные хартии прав человека и прав ребенка, если затем наказываем детей за ошибки взрослых»179. Если ребенок приходит в мир в неже лательных условиях, то родители или другие члены семьи должны сделать все возможное, чтобы принять его как дар Божий, взять на себя ответственность за его прием в духе открытости и любви, потому что, «когда речь идет о приходящих в мир детях, никакую жертву взрослых нельзя считать слишком дорогой или великой, лишь бы ребенок не считал себя ошибкой, ничего не стоящим существ ом, и не был предоставлен ранам, наносимым жизнью, и самоу правству взрослых»180. Дар нового ребенка, доверяемый Господом папе и маме, начинается с принятия, продолжается защитой в течение земной жизни, а его окончательное предназначение — радость вечной жизни. Спокойный взгляд на реализацию человеческой личности позволит родителям еще лучше осознать драгоценность вверенного им дара: ведь Бог позволяет им выбрать имя, по которому Он позовет каждого из Своих чад в вечность181.

 

167. Многодетные семьи — радость для Церкви. В них любовь выражает свою щедрую плодоносность. Но это не означает, что можно забыть здравое предупреждение святого Иоанна Павла II, объяснявшего, что ответственное родительство — это «не неограниченное воспроизводство и не отсутствие понимания того, что значит — вырастить детей, но, в первую очередь, возможность, данная парам, мудро и ответственно использовать их неприкосновенную свободу с учетом социальных и демо гра фи че ских реалий, равно как собственного положения и законных пожеланий»182. 



Любовь в ожидании, присущем беременности

168. Беременность — трудный период и при этом чудесное время. Мать сотрудничает с Богом в совершении чуда новой жизни. Материнство исходит из «особого творческого потенциала женского организма, нацеленного на зачатие и зарождение человеческого существа»183. Каждая женщина участвует «в тайне творения, обновляющейся с рождением нового человека»184. Как сказано в Псалме, «Ты соткал меня во чреве матери моей» (Пс 139 (138), 13). Всякий ребенок, формирующийся в матери, есть вечный замысел Бога Отца и Его вечной любви: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер 1, 5). Всякий ребенок всегда заключен в сердце Бога, и в мгновение зачатия исполняется вечная мечта Творца. Давайте подумаем, насколько ценен эмбрион с мгновения своего зачатия! Необходимо смотреть на него любящим взглядом Отца, всегда видящего суть за внешностью. 

 

169. Беременная женщина может участвовать в замысле Божием, представляя себе своего ребенка: «Все мамы и все папы девять месяцев мечтали о своем ребенке. [...] Семья без мечты невозможна. Когда семья утрачивает способность мечтать, дети не растут, и любовь не растет, жизнь ослабевает и угасает»185. Для христианской супружеской пары Крещение — обязательный элемент этой мечты. Родители готовятся к нему своей молитвой, вверяя еще до рождения ребенка Иисусу.

 

170. Благодаря научному прогрессу сегодня заранее можно узнать, какой цвет волос будет у ребенка, какими заболева ниями он может страдать в будущем, так как все сома ти че ские характеристики личности вписаны в генетический код на этапе эмбрионального развития. Но лишь сотворивший личность Отец знает ее до конца. Лишь Он знает, что ценнее, важнее всего, ведь Он знает, кто этот ребенок, какова его сокровенная идентичность. Матери, носящей в лоне ребенка, необходимо испрашивать у Бога свет, чтобы глубже узнать своего ребенка и ожидать его появления таким, каким он есть на самом деле. Бывает, родители считают, что ребенок появляется не в лучшее время. Им нужно просить Господа об исцелении и укрепл ении, чтобы безоговорочно принять такого ребенка, чтобы всем сердцем ждать его появления. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его ждали. Он — не дополнение и не удовлетвор ение личного желания. Он — бесценное человеческое существо, и его нельзя использовать ради собс тв енн ой выгоды. Итак, не важно, нужна или не нужна тебе эта новая жизнь, наделена ли она характеристиками, которые тебе нравятся или не нравятся, отвечает или не отвечает она твоим планам и мечтам, потому что «дети — дар. Каждый уникален и неповторим [...]. Ребенка любят, потому что он ребенок: не за красоту, не за одно или другое; нет, потому что — ребенок! Не потому что он думает, как я, или воплощает мои желания. Ребенок есть ребенок»186. Родительская любовь — орудие любви Бога Отца, с нежн ос тью ожидающего рождения каждого ребенка, принимающего его безоговорочно и бескорыстно.

 

171. Каждую беременную женщину я хочу просить с лю бовью: заботься о своей радости, которая ничего не отбирает у внутренней радости материнства. Этот ребенок заслуживает твоей радости. Не позволяй себе бояться, беспокоиться, не разрешай чужим комментариям или проблемам угасить счастье быть орудием Божиим, приносящим в мир новую жизнь. Занимайся тем, что нужно сделать и подготовить, но без одержимости, и прославляй, как Дева Мария: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, ибо призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк 1, 46–48). Живи со спокойным энтузиазмом среди твоих невзгод и моли Господа сохранить твою радость, чтобы ты могла передать ее ребенку. 



Любовь матери и отца

172. «Сразу после рождения дети начинают получать в дар вместе с питанием и уходом за ними подтверждение духовных качеств любви. Деяния любви совершаются через дар личного имени, общий язык, намерения взглядов, свет улыбок. Так дети постигают, что красота связи между человечес кими существами формирует нашу душу, устремляется к нашей свободе, принимает отличия другого человека, признает и уваж ает его как собеседника. [...] Именно это — любовь, несущая в себе искру любви Божией!»187. У каждого ребенка есть право получать любовь матери и отца, оба важны для его целостного и гармоничного развития. По заявлению епископов Австр алии, «каждый по-своему вносит вклад во взросление ребенка. Уважать достоинство ребенка — значит подтверждать его потребность и естественное право иметь мать и отца»188. Речь идет не только о любви отца и о любви матери по отдельности, но и о любви между ними, воспринимаемой ребенком в качестве источника своего существования, принимающего гнезда и фундамента семьи. Без этого ребенок окажется сведен на уровень игрушки. Оба, мужчина и женщина, отец и мать, «соработники любви БогаТворца и как бы Его толкователи»189. Они показывают детям материнский и отеческий лик Господа, вместе учат ценн ос ти взаимности, встречи отличающихся друг от друга людей, в которую каждый привносит свою идентичность, при этом принимая идентичного другого. Если по какой-либо причине один из родителей неизбежно от сут ст вует, важно стараться отчасти компенсировать его функц ии ради надлежащего развития ребенка.

 

173. Чувство сиротства, которое сегодня испытывают многие дети, юноши и девушки, намного глубже, чем мы думаем. Сегодня мы признаем совершенно законным и даже желательным стремление женщин получить образование, работать, развивать свои способности и ставить личные цели. Но одновременно мы не можем игнорировать потребность детей в материнском присутствии, особенно в первые месяцы жизни. Реальность такова, что «женщина стоит перед мужчиной как мать, субъект новой человеческой жизни, которая в ней зачинается и развивается и от нее рождается на свет»190. Сокращение материнского присутствия с присущими ему женскими качествами представляет собой серьезную угрозу для нашей земли. Я ценю феминизм, не претендующий на однородность и не отрицающий материнство. Величие женщины охваты вает все права, проистекающие из неотъемлемого человеческого достоинства и из присущего ей женского гения, необходимого обществу. Именно женские способности — в особенности, материнство — налагают на нее обязанности, поскольку быть женщиной — значит исполнить на этой земле особую миссию, которую общество должно защищать и сохранять ради блага всех191.