Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам
(Евр 10, 24)

 

 

Дорогие братья и сестры!

 

Время Великого Поста предоставляет нам очередную возможность поразмыслить о самом главном в христианской жизни: о милосердии. Великий Пост – это благодарное время для обновления в паломничестве веры и лично, и всей общиной, посредством обращения к Слову Божию и Таинствам. Наше паломничество будет отмечено молитвой и уединением, молчанием и постом, предваряющими Пасхальную радость.

 

В этом году я бы хотел сделать предметом размышлений несколько идей, почерпнутых из краткого фрагмента Послания к Евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам». Эти слова – часть отрывка, в котором богодухновенный автор призывает нас уповать на Христа-Первосвященника, приобретшего для нас прощение грехов и открывшего нам путь к Богу. Вместить Христа, значит принести плод жизни, отмеченной тремя богословскими добродетелями. Это значит приступать к Богу «с искренним сердцем, с полною верою» (Евр 10,22), держась «исповедания упования неуклонно» (Евр 10,23) и «поощряя к любви и добрым делам» (Евр 10,24) наших братьев и сестер. Автор Послания отмечает, что для того, чтобы вести такую, сформированную Евангелием жизнь, важно участие в литургической и общинной молитве, не упуская притом из виду эсхатологическую цель полноты общения с Богом (Евр 10,25). Я бы хотел поразмышлять о стихе 24, в котором содержится сжатое, значимое и всегда актуальное наставление относительно трех аспектов христианской жизни: заботе о других, взаимных обязательствах и личной святости.

 

 

1. «Будем внимательны друг ко другу»: ответственность за наших братьев и сестер.

 

Итак, первый аспект – приглашение «быть внимательным». Использованный здесь греческий глагол катаноэйн означает «тщательно исследовать», «быть внимательным», «тщательно наблюдать», «изучать что-либо». Мы встречаем это же слово в Евангелии, когда Иисус предлагает ученикам «посмотреть» на воронов, которые, не прилагая к тому усилий, оказываются предметом заботливого и попечительного Божественного Провидения (Лк 12,24); и когда Он же призывает «почувствовать» бревно в своем собственном глазу (Лк 6,41). В еще одном стихе Послания к Евреям (Евр 3,1) мы находим призыв «уразуметь» Иисуса, Посланника и Первосвященника исповедания нашего. Таким образом глагол, которым обозначена наша ответственность, подразумевает призыв «видеть» других в Иисусе, проявлять заинтересованность друг в друге, не замыкаясь в себе и не проявляя безразличия к судьбе наших братьев и сестер. Слишком часто, однако, наш образ действий бывает прямо противоположным: мы демонстрируем безразличие и незаинтересованность, чреватые эгоизмом, маскируя всё это под уважение к «личной жизни». Сегодня глас Божий призывает нас быть внимательными друг ко другу. Сегодня Бог предлагает нам стать «стражами» наших братьев и сестер (ср. Быт 4,9), вступить с ними в отношения, зиждущиеся на взаимной предупредительности и внимании к их благу, к благу ближних, понятому интегрально. Большая заповедь любви к ближним подразумевает взятие на себя ответственности за тех, кто, подобно нам самим, является творением и чадом Божиим. Быть братьями и сестрами по принадлежности к человеческому роду, а во многих случаях – и по вере, означает видеть в других свое бесконечно возлюбленное Богом alter ego. Если мы взрастим в себе это умение видеть в других людях наших братьев и сестер, то чувства солидарности, справедливости, милосердия и сострадания естественным образом укоренятся в наших сердцах. Слуга Божий Папа Павел VI однажды заметил, что мир больше всего страдает от дефицита братства: «Человеческое сообщество тяжело больно. И причина – не столько в истощении природных ресурсов или в монополистическом контроле над ними со стороны немногих привилегированных лиц, сколько в ослаблении братских связей между отдельными людьми и целыми народами» (Populorum Progressio, 66).

 

Забота о других побуждает нас желать им всестороннего добра: с физической, нравственной, духовной точки зрения. В современной же культуре чувство добра и зла, как кажется, утрачено. И, тем не менее, ощущается настоятельная потребность вновь подтвердить, что добро реально существует и непременно победит, потому что Бог «щедр и многомилостив» (Пс 119,68). Добро – это то, что дарит, защищает и продвигает жизнь, братство, общение. Нести ответственность за других – это значит жить и трудиться во благо ближних в надежде, что они станут восприимчивы к совершенству и его требованиям. Забота о других предполагает знание их потребностей. Священное Писание предупреждает об опасности, связанной с ожесточением сердца под влиянием «духовной анестезии», делающей нас равнодушными при виде чужих страданий. Евангелист Лука поясняет это на примере двух притчей. В притче о Добром самарянине священник и левит «идут мимо», не замечая присутствия раздетого донага, избитого грабителями человека (Лк 10,30-32). А в притче о богаче и Лазаре богач не замечает нужды Лазаря, умирающего от голода у дверей его дома (Лк 16,19). Эти притчи демонстрируют собой образцы поведения, противоположные тем иным, продиктованным чувствами любви и сострадания. Что же препятствует нам взглянуть на наших братьев и сестер с вниманием, гуманностью и любовью? Часто – обладание материальным богатством и связанное с этим ощущение самодостаточности. Это может быть и стремление ставить свои собственные интересы и проблемы выше всего другого. Нельзя допустить, чтобы мы оказались вдруг неспособными проявить милость к страждущим. Нельзя допустить, чтобы наши сердца настолько погрузились в наши личные дела и проблемы, чтобы до них не мог дойти вопль нищих. Смирение сердца и личный опыт страданий могут способствовать пробуждению в нас чувства сострадания, сочувствия к другим людям. «Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» (Притч 29,7). И тогда мы сможем понять, в чем заключается «блаженство плачущих» (Мф 5,5), способных увидеть что-то кроме самих себя, сочувствовать страданиям других. Открытость другим людям, чуткость наших сердец к потребностям ближних дают нам самим шанс спасения и блаженства.

 

«Быть внимательными друг к другу» значит также заботиться о духовном благополучии других людей. И здесь я бы хотел затронуть тот аспект христианской жизни, о котором, как кажется, теперь совершенно забыли. Я имею в виду братское увещание ради вечного спасения. Ныне мы охотно принимаем идею милосердия в плане заботы о физическом и материальном благополучии ближних, но практически совсем не вспоминаем о нашей духовной ответственности за братьев и сестер. Не так обстояло дело в ранней Церкви или в действительно зрелых в вере общинах, где проявляли заботу не только о физическом здоровье состоящих в них братьев и сестер, но также и об их духовном здравии и вечном спасении. Книга Притчей учит нас: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притч 9,8-9). Сам Христос призывает нас обличить согрешающего брата (Мф 18,15). Греческий глагол, которым выражено братское увещание – эленхэйн – тот же, что используется для обозначения пророческой миссии христиан, призванных обличать современников, творящих зло (ср. Еф 5,11). Традиция Церкви упоминает «увещание грешников» в числе прочих дел милосердия касающихся души. Очень важно вернуть это измерение милосердия. Мы не должны молчать перед лицом творимого зла. Здесь я имею в виду тех христиан, которые по соображениям человеческой деликатности или просто ради личного комфорта приспосабливаются к господствующей ментальности вместо того, чтобы предостеречь своих братьев и сестер относительно опасности некоторых форм мышления и поступков, противоречащих истине и препятствующих продвижению по пути святости. Со своей стороны, христианское обличение никогда не должно мотивироваться желанием обвинить или желанием защититься от обвинений. Оно вдохновляется исключительно любовью и милосердием, возникает из подлинной заботы о благе других людей. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал 6,1). В проникнутом индивидуализмом мире важно вновь открыть важность братского увещания, дабы всем вместе продолжить наш путь к святости. Священное Писание учит нас, что «даже праведник семь раз упадет» (Притч 24,16), что все мы слабы и несовершенны (ср. 1 Ин 1,8). Огромное одолжение – помочь другим людям и позволить им помочь нам открыться всей полноте истины, непосредственно нас касающейся; улучшить свою жизнь, стать на пути к Господу более праведными. Никогда не исчезнет потребность во внимательном взгляде, любящем и предостерегающем, знающем и понимающем, распознающем и прощающем (ср. Лк 22,61), подобно тому, как Бог действовал и продолжает действовать по отношению к каждому из нас.

 

 

2. «Будем внимательны друг ко другу»: дар взаимности.

 

Это «бодрствование» над другим человеком в корне отлично от того менталитета, который, редуцируя жизнь исключительно к ее земному измерению, не в состоянии увидеть ее в эсхатологической перспективе и готов во имя личной свободы согласиться с любым нравственным выбором. Общество, подобное нашему, вполне может оказаться слепым и по отношению к физическим страданиям, и по отношению к духовным и нравственным требованиям жизни. Однако этому нет места в христианском сообществе! Апостол Павел призывает нас «искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим 14,19), к тому, чтобы «угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим 15,2), «ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись» (1 Кор 10,33). Это взаимное исправление и поддержка в духе смирения и любви должны стать неотъемлемой частью жизни христианского сообщества.

 

Ученики Господа, ставшие с Ним одним целым благодаря Евхаристии, живут в братском общении, будучи связаны друг с другом как бывают связаны члены одного и того же тела. Это означает, что собрат – часть меня самого, что его или ее жизнь, его или ее спасение прямо касаются моих жизни и спасения. Здесь мы входим в глубокое измерение общины: наша жизнь связана с жизнью других людей и в добре, и в зле. И у наших грехов, и у наших актов любви имеется социальный аспект. Эта взаимность проявлена в Церкви, мистическом Теле Христа: община в целом творит покаяние и просит прощения за грехи своих членов, но вместе с тем и радуется случаям героических добродетелей и милосердия, существующим в ее среде. В той мере, в какой выполняется пожелание св. Павла, чтобы «все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12,25), все мы созидаем одно общее Тело. Акты милосердия по отношению к нашим братьям и сестрам, выраженные, в частности, в раздаче милостыни (а эта практика, наряду с молитвой и ограничениями в пище, характерна для Великого Поста), коренятся в этой общей принадлежности. Христиане могут продемонстрировать, что они и в самом деле являются членами одного и того же Тела, заботясь о тех, кто нуждается в этом больше всего. Взаимная забота друг о друге подразумевает и умение видеть всё хорошее, что Господь делает в жизни других людей, как и благодарить за чудеса благодати, которой Всемогущий Бог в Его благости непрерывно касается Своих детей. Когда христиане видят, как Святой Дух действует в жизни собратьев, они не могут не радоваться и не прославлять Отца Небесного (ср. Мф 5,16).

 

 

3. «Поощряя к любви и добрым делам»: совместное путешествие в святости.

 

Эти слова из Послания к Евреям (Евр 10,24) побуждают нас задуматься о всеобщем призвании к святости, о путях нашего духовного странствия, больших духовных дарах и «еще превосходнейшем» пути милосердной любви (ср. 1 Кор 12,31 – 13,13). Призыв «быть внимательными друг к другу» побуждает нас ко всё более и более действенной любви, которая «как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч 4,18), превращает каждый наш день в предварение Вечного Дня, ожидающего нас в Боге. Подаренное нам время этой жизни предназначено для распознания и для совершения добрых дел из любви к Богу. Таким образом и вся Церковь непрерывно возрастает «в меру полного возраста Христова» (Еф 4,13). И наши увещания, которыми мы призываем друг друга приумножать любовь и творить добрые дела, умещаются в этой динамической перспективе роста.

 

К сожалению, по-прежнему существует искушение быть «ни горячим, ни холодным», умерщвлять Дух, изъять из оборота таланты, которые мы получили для нашей собственной пользы и пользы других людей (ср. Мф 25,25 слл.). Все мы получили в пользование духовное или материальное богатство, предназначенное послужить исполнению замыслов Божиих во благо Церкви и ради нашего личного спасения (ср. Лк 12,21b; 1 Тим 6,18). Духовные наставники твердят нам, что в жизни веры тот, кто не движется вперед, неизбежно откатывается назад. Дорогие братья и сестры! Услышим этот призыв, актуальный сегодня, как и всегда! Будем стремиться воплотить «высокий стандарт живого христианина» (Novo Millennio Ineunte, 31). Та мудрость, с какой Церковь признает и провозглашает определенных выдающихся христиан блаженными и святыми, предполагает также стремление вдохновить всех прочих подражать их добродетелям. Св. Павел призывает нас «предупреждать друг друга в почтительности» (Рим 12,10).

 

Живя в мире, который так нуждается в обновленном христианском свидетельстве любви и преданности Господу, мы все ощущаем насущную потребность предупреждать друг друга в милосердии, служении и добрых делах (ср. Евр 6,10). Этот призыв звучит особенно актуально в святое время приготовления к Пасхе. Я присоединяю свои молитвенные благие пожелания, дабы время Великого Поста прошло для вас счастливо и плодотворно, поручаю всех вас заступничеству Приснодевы Марии и от всего сердца преподаю вам свое Апостольское благословение.

 

 

 

Из Ватикана, 3 ноября 2011 г.


BENEDICTUS PP. XVI

 

Перевод: Сибирская католическая газета