Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

Вопросы по принятию и углублению содержания Relatio Synodi 

Предварительный вопрос, касающийся всех разделов Relatio Synodi

 

 Соответствует ли описание семейных реалий в тексте Relatio Synodi тому, что проявляется сегодня в Церкви и обществе? Какие отсутствующие аспекты можно дополнить? 

 

I Часть 

Слушание: условия и вызовы, брошенные семье 

Как указано во Вступлении (пп. 1-4), Внеочередной Синод решил обратиться ко всем семьям мира, желая разделить их радости, сложности и надежды. Затем Синод обратил особый, признательный взгляд на множество христианских семей, верных своему призванию, и ободрил их сейчас, в этот час «Церкви миссионерского «исхода»», открыть себя заново в качестве неотъемлемого субъекта евангелизации. В первую очередь – через поддержание в себе самих и в семьях, испытывающих трудности, то «желание семьи», неизменно живое, лежащее в основании убежденности в том, насколько необходимо «отталкиваться от семьи» ради действенного возвещения самого ядра Евангелия. 

 Обновленный путь, намеченный Внеочередным Синодом, включен в более широкий церковный контекст, указанный Папой Франциском в Обращении Evangelii gaudium, то есть: начиная от «экзистенциальных окраин» с пастырством, отмеченным «культурой встречи», способным признавать свободное деяние Господа, даже вне привычных нам схем, и без колебаний брать на себя функции «полевого госпиталя», что весьма способствует возвещению милосердия Бога. На эти вызовы отвечают пункты первой части Relatio Syndoni, где изложены аспекты, формирующие более конкретную картину реального положения семей, в рамках которой следует продолжать размышление. 

 Цель предложенных ниже вопросов по содержанию первой части Relatio Syndoni – поддержать должный реализм в размышлении отдельных епископатов, с тем, чтобы они избегали ответов, построенных согласно схемам и линиям чисто прикладного применения  учения в пастырской работе, что не соответствует заключениям Внеочередной Ассамблеи Синода и уведет размышление с уже намеченного пути. 

 

Социо-культурный контекст (пп. 5-8) 

 1. Какие инициативы уже проводятся, какие запланированы в связи с вызовами, брошенными семьей культурными противоречиями (см. пп. 6-7): направленные на пробуждение чувства присутствия Бога в жизни семей; обращенные к воспитанию и установлению крепких межличностных отношений; нацеленные на содействие благоприятной для семьи социальной и экономической политике; для облегчения трудностей, связанных с вниманием к детям, пожилым людям и больным родственникам; для сопротивления специфическому культурному контексту, в который вовлечена местная Церковь? 

 

 2. Какие применяются инструменты для анализа, каковы результаты, наиболее важные в плане (положительных и отрицательных) аспектов культурного антропологического изменения? (см. п.5) Предполагается ли среди этих результатов возможность найти общие элементы в условиях культурного плюрализма? 

 

 3. Помимо проповеди и обличения, какие еще формы действия выбраны для того, чтобы нам в качестве Церкви быть рядом с семьями, оказавшимися в крайних обстоятельствах? (см. п. 8) Какие воспитательные стратегии необходимы для предотвращения подобных ситуаций? Что можно сделать для поддержания и укрепления верующих семей, верных брачным узам? 

 

 4. Как пастырская деятельность Церкви реагирует на распространение культурного релятивизма в секуляризованном обществе и на сопутствующий отказ со стороны многих людей от модели семьи, состоящей из мужчины и женщины, соединенных брачными узами и открытыми для продолжения рода? 

 

Важность эмоциональной жизни (пп. 9-10) 

 5. Каким образом, через какую деятельность христианские семьи привлекаются к свидетельству новым поколениям о процессе эмоционального созревания? (см. пп. 9-10) Как можно помочь формации рукоположенных служителей по этим темам? В какого рода пастырских работниках, получивших специальную квалификацию, ощущается острая потребность? 

 

Пастырская задача (п. 11) 

 6. В какой пропорции и с помощью каких средств пастырское попечение о семье обращено к дальним? (см. п. 11) Какие намечены направления работы по пробуждению и применению «желания семьи», посеянного Творцом в сердце каждой личности, особенно ощутимого у юношей и девушек – даже у тех, кто живет в семейном окружении, не соответствующем христианскому видению? Как они на самом деле отвечают на обращенную к ним миссию? Насколько сильно присутствие естественных браков среди некрещеных, в том числе, в связи с желанием юношей и девушек создать семью?