Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Пс 118,1

III Часть 

Обсуждение: пастырские перспективы 


Возвещать Евангелие семьи сегодня, в разных условиях 

 29. Синодальный диалог остановился на некоторых из наиболее безотлагательных пастырских требований, которые нужно доверить отдельным местным Церквам для конкретизации, в общении «cum Petro et sub Petro». Возвещение Евангелия о семье экстренно необходимо для новой евангелизации. Церковь призвана привлекать к нему с нежностью матери и четкостью наставницы (см. Еф 4,15), в верности милосердному уничижению Христа. Истина воплощается в человеческой слабости не чтобы осуждать ее, а чтобы спасать (см. Ин 3,16-17). 

 

 30. Евангелизация – ответственность всего народа Божия, каждого, в соответствии с его служением и харизмой. Без радостного свидетельства супругов и семей, домашних церквей, есть опасность, что даже правильное возвещение окажется непонятым и утонет в море слов, неотъемлемой характеристике нашего общества (см. Novo Millennio Ineunte, 50). Отцы Синода неоднократно подчеркивали, что католические семьи в силу благодати брачного таинства призваны становиться активными субъектами пастырского попечения о семье. 

 

 31. Решающим станет подчеркнуть первенство благодати и, тем самым, возможностей, даруемых в таинстве Святым Духом. Необходимо на опыте почувствовать, что Евангелие о семье – радость, которая «наполняет сердце и всю жизнь», потому что во Христе мы «избавлены от греха, грусти, внутренней пустоты, замкнутости» (Evangelii Gaudium, 1). В свете притчи о сеятеле (см. Мф 13,3-9), наша задача – сотрудничать в сеянии: остальное дело Бога. Ни в коем случае нельзя забывать, что Церковь, проповедующая о семье, оказывается знамением противоречия. 

 

 32. Поэтому от всей Церкви требуется миссионерское обращение: необходимо не останавливаться на чисто теоретическом возвещении, оторванном от реальных людских проблем. Нельзя никогда забывать о том, что кризис веры обусловил кризис брака и семьи и, как следствие, передача веры от родителей детям нередко прерывается. Перед лицом сильной веры навязывание ряда культурных перспектив, ослабляющих семьи и брак, не имеет шансов. 

 

 33. Обращение, в том числе, на уровне терминологическом, чтобы речь была действительно значимой. Возвещение должно на собственном опыте показать, что Евангелие семьи отвечает на самые сокровенные ожидания человеческой личности: на ее достоинство и полноценную реализацию во взаимности, единстве и плодородности. Речь идет не о только лишь представлении нормативных регламентов, а о предложении ценностей, отвечая на потребность в них, отмечаемую сегодня даже в самых секуляризованных странах. 

 

 34. Слово Божие – источник жизни и духовности для семьи. Пастырское попечение о семье должно полностью измениться внутренне и формировать членов домашней Церкви с помощью ежедневного молитвенного и церковного чтения Священного Писания. Слово Божие – не просто благая весть для частной жизни людей, а критерий рассуждения и свет для распознания разных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются супруги и семьи. 

 

 35. В то же время многие Отцы Синода настаивали на более положительном подходе к богатствам различного религиозного опыта, без замалчивания трудностей. В разнообразных религиозных реалиях и при огромных культурных отличиях, присущих нациям, целесообразно сначала оценить положительные возможности, а уже в их свете – измерять ограничения и недостатки. 

 

 36. Христианский брак – призвание, которое человек принимает при надлежащей подготовке в процессе веры, по зрелому распознанию, и его нельзя считать всего лишь культурной традицией, социальным или юридическим требованием. Поэтому необходимо проводить курсы по сопровождению личности и пары с тем, чтобы к передаче содержания вероучения присоединялся бы жизненный опыт, предлагаемый всей церковной общиной. 

 

 37. Неоднократно напоминали о необходимости радикального обновления пастырской практики в свете Евангелия о семье посредством отказа от все еще присущих ей индивидуалистских воззрений. Поэтому неоднократно настаивали на обновлении формации пресвитеров, диаконов, катехизаторов и прочих пастырских работников с помощью большего привлечения собственно семей. 

 

 38. Равноценно подчеркивалась необходимость в евангелизации, искренне обличающей такие культурные, социальные, политические и экономические условности, как чрезмерное пространство, отведенное рыночной логике, так как все это препятствует подлинной семейной жизни и обуславливает дискриминацию, нищету, отверженность, насилие. Поэтому следует развивать диалог и сотрудничество с социальными структурами, необходимо поощрять и поддерживать мирян, в качестве христиан, занимающихся культурной и социо-политической сферами. 

 

Направлять брачующихся на пути подготовки к браку 

 39. Сложная социальная реальность и вызовы, которые сегодня семья призвана преодолевать, требуют большего участия всей христианской общины в подготовке брачующихся к браку. Необходимо напоминать о важности добродетелей. Среди них драгоценным условием для развития искренней межличностной любви остается целомудрие. В связи с необходимостью целомудрия Отцы Синода единодушно подчеркнули потребность в большем привлечении всей общины, считая, что предпочтение следует отдавать свидетельству самих семей, а также – укреплению подготовки к браку на пути христианского посвящения, отмечая связь брака с крещением и другими таинствами. Кроме этого, выявлена необходимость в специальных программах по непосредственной подготовке к браку, представляющих собой подлинный опыт участия в церковной жизни и углубляющих разные аспекты семейной жизни.

 

Сопровождать в первые годы жизни в браке 

 40. Первые годы брака – жизненно важный и деликатный период, когда пары возрастают в понимании смысла брака и брошенных ему вызовов. Следовательно, необходимо пастырское сопровождение и после совершения таинства (см. Familiaris Consortio, часть III). В этой пастырской работе огромную важность играет присутствие опытных супружеских пар. Приход рассматривается как место, где умудренные пары могут быть в распоряжении молодых семей, при возможном соучастии ассоциаций, церковных движений и новых общин. Следует поощрять супругов видеть в приятии великого дара – детей - основополагающую позицию. Нужно подчеркивать важность семейной духовности, молитвы, участия в воскресной Евхаристии, ободрять пары регулярно встречаться для поддержания возрастания в духовной жизни и в солидарности в конкретных жизненных потребностях. Литургии, практики благочестия, Евхаристия для семей, особенно – в годовщину бракосочетания, упомянуты как жизненно необходимые меры по содействию евангелизации через семью.