Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

Истина и красота семьи и милосердие к раненным и хрупким семьям 

 23. С нежной радостью и глубоким утешением Церковь взирает на семьи, остающиеся верными наставлениям Евангелия, с благодарением за предлагаемое ими свидетельство и ободрением. Благодаря им красота нерасторжимого брака и верности навсегда становятся достоверными. В семье, «которую можно называть домашней Церковью (Lumen gentium, 11), созревает первый церковный опыт общения личностей, в чем отражается, по благодати, тайна Пресвятой Троицы. «Именно здесь учатся выносливости в труде и его радости, братской любви, щедрому прощению, даже многократному, но прежде всего – поклонению Богу в молитве и жертве собственной жизни» (Катехизис Католической Церкви, 1657). Святая Семья из Назарета – чудесный образец этого, в ее школе «мы понимаем, почему должны соблюдать духовную дисциплину, если хотим следовать учению Евангелия и стать учениками Христа» (Павел VI, Речь в Назарете, 5 января 1964 г.). Евангелие семьи также питает семена, которым еще следует созреть, и должно заботиться о засыхающих деревьях, нуждающихся в уходе. 

 

 24. Церковь, будучи надежной наставницей и заботливой матерью, хотя и признает, что для крещеных не существует иных брачных уз, кроме как таинственных, и что любой разрыв таинственного брака противоречит воле Божией, но и осознает хрупкость многих своих детей, с трудом следующих по пути веры. «Поэтому, не уменьшая ценности евангельского идеала, возможные этапы возрастания личности, созидающейся день за днем, нужно сопровождать милосердно и терпеливо. […] Маленький шаг в обстановке серьезных человеческих ограничений может оказаться более угодным Богу, чем внешне правильная жизнь того, кто проводит свои дни, не сталкиваясь с серьезными трудностями. Всех должны достичь утешение и потребность в спасительной любви Бога, таинственно действующего в каждой личности, несмотря на ее недостатки и падения» (Evangelii Gaudium, 44). 

 

 25. В плане пастырского подхода к людям, заключившим гражданский брак, состоящим в разводе, женившимся повторно или просто сожительствующим, Церкви следует открывать им Божественную педагогику благодати в их жизни и помогать им достичь полноты замысла Божия в них. Следуя за взглядом Христа, свет которого просвещает каждого человека (ср Ин 1,9; Gaudium et Spes, 22), Церковь с любовью обращается к тем, кто не в полной мере участвует в Его жизни, признавая, что благодать Божия действует и в их жизни, сообщая им мужество творить добро, с любовью заботиться друг о друге и служить сообществу, в котором они живут и работают. 

 

 26. Церковь с пониманием смотрит на недоверие многих юношей и девушек к супружескому обязательству, страдает из-за того, что столькие верные поспешно решают положить конец взятым на себя узам и завязать новые отношения. Эти верные, будучи частицей Церкви, нуждаются в милосердном и ободряющем пастырском внимании и в надлежащем различении их ситуаций. Молодых крещеных следует ободрять не колебаться перед богатством, приносимым таинством брака их любовным планам, укрепляемым поддержкой, получаемой от благодати Христа и от возможности полноценно участвовать в жизни Церкви. 

 

 27. В связи с этим новое измерение сегодняшнего пастырского попечения о семье заключается во внимании к реалиям гражданских браков мужчины и женщины, традиционным бракам и, с должным признанием отличий, к сожительствам. Если союз достигает крепкой стабильности благодаря публичным узам, если он отмечен глубокой любовью, ответственностью перед потомством, способностью преодолевать испытания, то такой союз справедливо воспринимать как возможность для сопровождения в развитии по пути к таинству брака. Однако зачастую люди сожительствуют, не допуская для себя возможность заключить в будущем брак, без малейшего намерения установить институциональную связь. 

 

 28. В согласии с милосердным взглядом Иисуса, Церковь должна внимательно и заботливо сопровождать своих самых слабых чад, страдающих из-за раненной и утраченной любви, чтобы вернуть им упование и надежду, словно свет портового маяка или факел среди народа, чтобы освещать тех, кто утратил направление или оказался застигнут бурей. Зная, что большее милосердие заключается в сказанной с любовью истине, давайте не останавливаться на сострадании. Милосердная любовь влечет и соединяет, но также – преображает и возвышает. Призывает к приглашению. Тем самым мы понимаем отношение Господа, не осуждающего женщину, взятую в прелюбодеянии, но просящего ее больше не грешить (см. Ин 8,1-11).