Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

II Часть 

Взгляд на Христа: Евангелие семьи 

 

 В современном мире мы должны возвещать Евангелие о семье, преданно хранимое Церковью в русле записанного и переданного христианского Откровения, в духе обновленной радости и надежды, постоянно обращая взгляд на Иисуса Христа. Призвание и миссия семьи полностью вырисовываются в порядке творения, развивающегося вплоть до порядка искупления, итог чего Собор подвел в следующем пожелании: «Сами супруги, сотворённые по образу Бога живого и наделённые подлинным личным достоинством, пусть будут едины в равной любви друг ко другу, в единомыслии и взаимной святости, чтобы, следуя Христу как началу жизни, в радостях и жертвах своего призвания через свою верную любовь смогли стать свидетелями той тайны любви, которую Господь открыл миру через Свою смерть и Своё Воскресение» (Gaudium et Spes, 52; ср. Катехизис Католической Церкви 1533-1535). 

 В свете этого, вопросы, следующие из Relatio Synodi, нацелены на поиск верных и мужественных ответов от Пастырей и народа Божия ради обновления возвещения Евангелия о семье. 

 

Взгляд на Иисуса и божественная педагогика в истории спасения (пп. 12-14) 

 Принимая призыв Папы Франциска, Церковь взирает на Христа – на Его постоянную истину и неисчерпаемую новизну, просвещающую и каждую семью: «Христос – «вечное Евангелие» (Откр 14, 6), «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13, 8), но Его богатство и красота неисчерпаемы. Он всегда молод и остается неизменным источником новизны» (Evangelii Gaudium, 11). 

 

 7. Обращенный на Христа взгляд открывает новые возможности. «Ведь всякий раз, когда мы возвращаемся к источнику христианского опыта, нам открываются новые дороги и немыслимые возможности» (п. 12). Как используется учение Священного Писания в пастырском попечении о семьях? В какой мере этот взгляд укрепляет мужественное и верное пастырство семей? 

 

 8. Какие ценности брака и семьи видят реализованными в своей жизни молодежь и супруги? И в какой форме? Какие можно выявить ценности? (см. п. 13) Каких измерений греха нужно избегать, какие преодолевать? 

 

 9. Какую человеческую педагогику целесообразно учитывать – в согласии с Божественной педагогикой – на наилучшего понимания того, что требуется от пастырской деятельности Церкви для достижения зрелой жизни пары на пути к будущему браку? (см. п. 13). 

 

 10. Что делать для демонстрации величия и красоты дара нерасторжимости брака, с тем, чтобы пробуждать желание жить им и все больше созидать? (см. п. 14) 

 

 11. Каким образом можно помочь понять, что связь с Богом позволяет победить слабости, присущие, в том числе, супружеским отношениям? (см. п. 14). Как свидетельствовать о том, что благословение Божие сопутствует каждому настоящему браку? Как показать, что благодать таинства поддерживает супругов на всем их жизненном пути? 

 

Семья в спасительном замысле Бога (пп. 15-16)

 Тварное призвание мужчины и женщины к любви друг к другу обретает законченную форму в пасхальном событии Господа Христа, отдающего Себя без остатка, делающего Церковь Своим мистическим Телом. Христианский брак, черпая из благодати Христовой, тем самым становится путем, на котором те, кто к нему призваны, следуют к совершенству любви, которое есть святость. 

 

 12. Как можно помочь понять, что христианский брак отвечает изначальному повелению Бога и, следовательно, является опытом полноты, а отнюдь не ограничением? (см. п. 13) 

 

 13. Как рассматривать семью в качестве «домашней Церкви» (ср. LG 11), субъект и объект евангелизационного действия на служении Царству Божию? 

 

 14. Как распространять осознание миссионерского обязательства семьи? Семья в документах Церкви (пп. 17-20) Народ Божий должен лучше узнать церковное учительство во всем его богатстве. Супружеская духовность питается постоянными наставлениями Пастырей, заботящимися о стаде, и созревает благодаря неустанному слушанию Слова Божия, таинствам веры и любви. 

 

 15. Христианская семья живет перед любящим взглядом Господа и развивается как подлинная община жизни и любви благодаря отношениям с Ним. Как развивать духовность семьи и как помочь семьям быть пространством новой жизни во Христе? (см. п. 21) 

 

 16. Как развивать и поддерживать катехизические инициативы, позволяющие познакомиться с наставлениями Церкви о семьи и помогающие жить по ним; как содействовать преодолению возможной дистанции между тем, что человек переживает, и тем, что исповедует; как содействовать пути обращения? 


Нерасторжимость брака и радость совместной жизни (пп. 21-22) «Любовь Божественная приемлет в себя подлинную супружескую любовь, которая направляется и обогащается искупительной силой Христа и спасительным действием Церкви, чтобы успешно вести супругов к Богу, подавая им помощь и утешение в высоком служении отца и матери. Поэтому христианские супруги укрепляются и как бы освящаются особым таинством, чтобы достойно нести обязанности, свойственные их статусу. Силою этого таинства исполняя своё супружеское и семейное служение, проникнувшись Духом Христовым, Который преисполняет всю их жизнь верой, надеждой и любовью, они всё выше и выше восходят в своём личном совершенствовании и взаимном освящении, а потому и в совместном прославлении Бога» (Gaudium et Spes, 48). 

 

 17. Какие инициативы помогают понять ценность нерасторжимого и плодотворного брака как пути к полной личностной реализации? (см. п. 21) 

 

 18. Как указывать на семью в качестве пространства, по многим аспектам уникального, для достижения радости человеческих существ? 

 

 19. II Ватиканский Собор высоко оценил естественный брак, возобновив древнюю церковную традицию. В какой мере диоцезные пастырские начинания умеют использовать эту народную мудрость, в качестве основополагающей для культуры и совместного общества? (см. п. 22) 

 

Истина и красота семьи, милосердие к раненным и хрупким семьям (пп. 23-28) 

 Рассмотрев красоту удачных браков и крепких семей, оценив бескорыстное свидетельство тех, кто покинут супругом, но несмотря на это, сохраняет верность узам, пастыри, собравшиеся на Синоде, задались вопросом – открыто и мужественно, не без опасений и предосторожности – как Церковь должна смотреть на католиков, соединенных лишь гражданскими узами, на тех, кто пока сожительствует, и на тех, кто после заключения действительного брака развелся и вступил в новый гражданский союз. Зная об очевидных недостатках и несовершенствах столь различных ситуаций, Отцы Синода положительно восприняли перспективу, указанную Папой Франциском, согласно которой «не уменьшая ценности евангельского идеала, нужно сопутствовать милосердно и терпеливо возможным этапам возрастания личности, созидающейся день за днем» (Evangelii Gaudium, 44). 

 

 20. Как помочь понять, что никто не обделен милосердием Бога, и как воплотить эту истину в пастырском попечении Церкви о семьях, особенно – о раненных и хрупких? (см. п. 28). 

 

 21. Как верные могут проявлять в отношении лиц, пока не полностью понимающих дар любви Христовой, позицию приятия и доверительного сопровождения, при этом ни в коей мере никогда не отказываться от возвещения требований Евангелия? (см. п. 24) 

 

 22. Что возможно сделать для того, чтобы в разных формах союза – где могут встречаться человеческие ценности – мужчина и женщина ощущали со стороны Церкви уважение, доверие и ободрение возрастать во благе; чтобы им помогали достичь полноты христианского брака? (см. п. 25)