Катехеза XV. Человек как личность становится даром
1. Сегодня мы продолжим анализировать тексты книги Бытия, что мы уже начали делать, согласуясь с учением Христа. Действительно, вспомним, что в беседе о браке Он сослался на то, что было «в начале».
Откровение и вместе с тем открытие изначального значения тела в «браке» состоит в том, что человек, мужчина и женщина, предстает во всей действительности и истинности своего тела и пола («были наги»), и в то же время в абсолютной свободе от любого ограничения своим телом и полом. Это свидетельствует о наготе прародителей, внутренне не испытывавших стыд. Можно сказать, что, сотворенные Любовью, т.е. одаренные в их естестве мужественностью и женственностью, они оба «наги», потому что они свободны от самой свободы дара. Как раз эта свобода лежит в основе значения тела в браке. Человеческое тело с его полом, мужественностью и женственностью, рассматриваемое в самом таинстве сотворения, является не только источником плодовитости и способности к продолжению рода, что в порядке вещей, но оно «изначально» обладает «брачной» характеристикой, т.е. способностью выражать любовь: именно эта любовь, в которой человек-личность становится даром и через этот дар реализует само значение своего бытия и существования.
Вспомним текст последнего Собора, где говорится, что человек – единственное творение в мире видимом, которое Бог пожелал создать «ради него самого», и что этот человек может «полностью найти самого себя только через искреннюю самоотдачу». (Более того, когда Господь Иисус молится Отцу: «да будут все едино, как Мы едино» (Ин 17:21-22), открывая непостижимые для человеческого разума перспективы, он намекает на некоторое сходство между единением Божественных ипостасей и единением сынов Божиих в истине и любви. Это сходство показывает, что человек, единственное на земле творение, которое Бог пожелал создать ради него самого, может полностью найти самого себя только через искреннюю самоотдачу [Gaudium et Spes, 24]. Чисто теологический анализ «книги Бытия», а особенно стихов 2:23-25 книги Бытия, позволяет нам сослаться на этот текст. Это является еще одним шагом от «адекватной антропологии» к «теологии тела», тесно связанной с открытием основных характеристик личной жизни в «теологической доисторической эпохе» человека. Хотя это может встретить сопротивление сторонников эволюционистских взглядов [даже среди теологов], но все же трудно не заметить, что проанализированный текст «книги Бытия», особенно Бытие 2:2325, показывает не только «изначальную» реальность, но также и «образец» жизни человека, особенно человека «как мужчины и женщины».)
2. Смысл изначальной наготы, лишенной стыда, о чем говорится в книге Бытия 2:25, нужно искать именно в полноте истины о человеке. Мужчина и женщина в контексте их «изначального» блаженства свободны от самой свободы дара. Действительно, чтобы остаться в состоянии «самоотдачи» и стать подобным даром для другого благодаря всей человечности женственности и мужественности (даже в отношении той перспективы, о которой говорится в Книге Бытия 2:24), они должны быть свободны именно таким образом. Здесь мы понимаем свободу, прежде всего, как самообладание (власть над собой). С этой точки зрения она необходима для того, чтобы человек мог «отдать себя», чтобы смог стать даром, чтобы (ссылаясь на слова, прозвучавшие на Соборе) он смог «полностью найти самого себя» через «искреннюю самоотдачу». Так, слова «были наги и не стыдились» можно и нужно понимать как откровение и вместе с тем как повторное открытие свободы, которая разрешает и определяет «брачный» смысл тела.
3. Однако в стихе 2:25 книги Бытия говорится о большем. Действительно, этот шаг указывает на возможность и качество такого взаимного «опыта тела». И, кроме того, позволяет нам определить это значение тела в браке в действии. Когда мы читаем, что они «были наги и не стыдились», мы косвенно касаемся причины, и прямо – уже следствия. Внутренне свободные от собственного тела и пола, свободные от свободы дара, мужчина и женщина могли наслаждаться всей истиной, всей человеческой правдивостью так, как Бог Яхве открыл им их в таинстве сотворения. Эта истина о человеке, которая уточняется в ранее процитированном соборном тексте, включает два главных аспекта. Первый утверждает то, что человек – единственное творение на земле, которое Создатель пожелал сотворить «ради него самого», второй состоит в том, что сам человек, желанный для Бога с самого «начала», может найти себя самого только через бескорыстную самоотдачу. Теперь же эта истина о человеке, которая, кажется, особенным образом уловила изначальное состояние, связанное с самим «началом» человека в таинстве сотворения, может быть перечитана с опорой на соборный текст в обоих направлениях. Такое перечитывание поможет нам еще лучше понять значение тела в браке, которое прописано в изначальных условиях мужчины и женщины (см. Быт 2:23-25) и особенно в значении их изначальной наготы. Если, как мы уже установили, в основе наготы лежит внутренняя свобода дара (бескорыстной самоотдачи), именно этот дар позволяет обоим, мужчине и женщине, взаимно найти себя, поскольку Создатель пожелал сотворить каждого из них «ради него самого» (см. Gaudium et Spes, 24). Так, мужчина в первую благословенную встречу узнает женщину, а она узнает его. Таким образом, он внутренне принимает ее; принимает ее так, как она была сотворена Создателем «ради нее самой», как она была создана по образу Бога через ее женственность; и, в свою очередь, она принимает его таким же образом, как он был сотворен Создателем «ради него самого», создан через его мужественность. В этом состоит откровение и открытие значения тела в «браке». Рассказ книги Бытия, а особенно стих 2:25, позволяет нам сделать вывод, что человек, как мужчина и женщина, вступает в мир именно с этим осознанием значения собственного тела, своей мужественности и женственности.
4. Человеческое тело, внутренне направленное на «бескорыстную самоотдачу» личности, открывает не только свою мужественность или женственность на физическом уровне, но также открывает такую ценность и красоту, что может преодолеть чисто физическое измерение «сексуальности». (Библейская традиция сообщает о физическом совершенстве первого человека. Пророк Иезекииль, сравнивая царя Тирского с Адамом в Эдеме, пишет так: «Ты печать мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием…» [Иез 28:12-13]). Таким образом, формируется в определенном смысле осознание значения тела в браке, связанное с мужественностью-женственностью человека. С одной стороны, это значение указывает на особую способность выражать любовь, в которой человек отдает себя; с другой, ему соответствует способность и большая готовность «принять личность», т.е., буквально, способность пережить тот факт, что другой (женщина для мужчины и мужчина для женщины) – тот, кого пожелал сотворить Создатель «ради него самого», во плоти, т.е. единственный и неповторимый: кто-то, избранный бесконечной Любовью.
«Принятие личности» — не что иное, как принятие дара, который через взаимность создает общность людей; она строится изнутри, включая всю «внешнюю сторону» человека, т.е. все то, что представляет собой непорочная нагота и простота тела в его мужественности и женственности. Итак, как написано в стихе 2:25 книги Бытия, мужчина и женщина не стыдились. Библейское выражение «не стыдились» прямо указывает на «опыт» как субъективное состояние.
5. Именно в подобном субъективном состоянии, когда два человеческих «Я», определенные их мужественностью и женственностью, оба, мужчина и женщина, появляются вместе в таинстве их блаженного «начала» (мы видим это в состоянии изначальной невинности и, одновременно, в изначальном счастье человека). Это появление длится недолго, т.к. охватывает всего несколько стихов книги Бытия; и все же оно наполнено удивительным содержанием, теологическим и вместе с тем антропологическим. Откровение и открытие значения тела в браке объясняют изначальное счастье человека и в то же время открывают перспективы земной истории, в которой он никогда не сможет освободиться от этой неизбежной «темы» собственного существования.
Последующие стихи книги Бытия, 3 главы, показывают, что, в сущности, эта «историческая» перспектива будет построена отличным от блаженного «начала» образом (после первородного греха). Тем более необходимо глубоко проникнуть в таинственное устройство подобного «начала», теологическое и вместе с тем антропологическое. Действительно, на протяжении всей «истории» человек не будет нуждаться в присваивании его телу значения в браке. Даже если это значение подвергается и будет подвергаться многочисленным искажениям, оно всегда останется на более глубоком уровне, на котором оно открывается во всей своей простоте и чистоте, проявляется во всей своей истине, свидетельствующей об «образе Бога». Отсюда исходит путь, который ведет от таинства сотворения к «искуплению тела» (см. Рим 8).
Оставаясь пока на пороге этой исторической перспективы, мы на основании стихов 2:2325 книги Бытия ясно видим связь, существующую между откровением и открытием значения тела в браке и изначальным счастьем человека. Такое «брачное» значение так же блаженно, как и то, которое в конце концов выражает всю реальность того дара, о котором говорится на первых страницах книги Бытия. Их прочтение убеждает нас в том, что осознание значения тела, которое оттуда следует, а особенно «брачного» значения, является основной составляющей существования человека в мире. Это «брачное» значение человеческого тела можно понять только в контексте личности.
Тело имеет «брачное» значение, потому что человек-личность, как говорилось на Соборе, является творением, которое Господь пожелал создать ради него самого, и которое в то же время не может полностью найти себя, кроме как через самоотдачу.
Но Христос открыл мужчине и женщине кроме призвания к браку другое призвание – отказаться от брака в пользу Царства Небесного; этим призванием Он отметил такую же истину о личности человека. Если мужчина или женщина способны отречься от себя ради Царства Небесного, это в свою очередь доказывает (и, возможно, даже больше), что существует свобода самоотдачи. Т.е. что тело имеет абсолютно «брачное»значение.