Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

Катехеза XIV. Откровение и раскрытие значения тела в браке 

 

1. Перечитывая и анализируя второй рассказ о сотворении, т.е. текст книги Бытия, мы должны спросить себя действительно ли первый «человек» (Адам) в своем изначальном одиночестве жил в мире, являющемся даром, подобно тому, кто на самом деле получил дар, как это следует из рассказа в первой главе. Да, второй рассказ показывает нам человека в Эдемском саду (см. Быт. 2:8); но надо отметить, что все же в этом состоянии первоначального счастья сам Создатель (Бог Яхве), а затем и «человек», вместо того, чтобы подчеркнуть внешний вид мира, субъективно дарующего блаженство, сотворенного для человека (см. Быт. 1:26-29), свидетельствуют о том, что человек «один». Мы уже проанализировали смысл изначального одиночества; теперь же необходимо отметить, что здесь впервые явно выявляется некоторое отсутствие блага: «Не хорошо быть человеку (мужчине) одному, — говорит Бог Яхве, — сотворим ему помощника…» (Быт 2:18). 

 

То же подтверждает первый «человек»; он тоже, после того, как до конца осознает собственное одиночество среди всех живущих на земле существ, ждет «помощника, подобного ему» (см. Быт 2:20). Действительно, никто из этих существ (animalia) не создает человеку базовых условий, которые бы дали возможность существовать отношениям, являющимся взаимным даром. 

 

2. Следовательно, эти два выражения, т.е. числительное «один» и существительное «помощник», действительно кажутся ключом к пониманию сути самого дара на уровне человека, как экзистенциального содержания истины об «образе Бога». Дар же раскрывает, так сказать, особую характеристику индивидуального бытия и даже самой сути личности. Когда Бог Яхве говорит, что «Не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18), Он утверждает, что «одному» человеку не познать целиком этой сути. Она познается, только существуя «с кем-то», глубже и полнее: существуя «для кого-то». Это правило существования как личности показано в книге Бытия как характеристика сотворения, именно через значение этих двух слов: «один» и «помощник». Именно они показывают как существенна и необходима для человека эта связь и общность людей. Общность людей означает существование во взаимном «для», в отношениях взаимного дара. И именно эти отношения завершают изначальное одиночество «человека». 

 

3. Подобное завершение благодатно по своему происхождению. Без сомнения, оно логически вытекает из первоначального ощущения счастья человека и как раз составляет то счастье, которое принадлежит к тайне сотворения по любви, т.е. принадлежит самой сути дара сотворения. Когда в книге Бытия человек-«мужчина» пробуждается ото сна, он видит человека-«женщину», взятую от него, и говорит: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2:23); эти слова в определенном смысле выражают субъективно благодатное начало существования человека в мире. Поскольку это обнаруживается в «начале», это подтверждает процесс индивидуализации человека в мире и, так сказать, возникает из самой глубины человеческого одиночества: человек живет как личность среди всех созданий и живых существ (animalia). 

 

Также и это «начало» относится к соответствующей антропологии и всегда может быть проверено на ее основе. Подобная чисто антропологическая проверка в то же время приводит нас к темам «личности» и «тело-пол». 

 

Эта одновременность является основополагающей. Если же мы будем говорить на тему пола, не рассматривая тему личности, все соответствие антропологии, о которой говорится в книге Бытия, будет нарушено. И тогда для нашего теологического исследования основная истина об откровении о теле, которая в этих первых строках проглядывает во всей полноте, будет скрыта. 

 

4. Существует глубокая связь между тайной сотворения, дар которой берет начало из Любви, и тем благодатным «началом» существования человека как мужчины и женщины во всей истине об их теле и поле, которая является простой и чистой истиной об общности людей. Когда первый человек при виде женщины восклицает: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2:23), он просто подтверждает их общую человеческую идентичность. Так восклицая, он как бы говорит: вот тело, которое выражает «личность»! Следуя за предыдущим отрывком книги Бытия, можно также сказать: это «тело» проявляет «живую душу», которой человек стал, когда Бог Яхве вдунул в него жизнь (см. Быт 2:7), после чего возникло его одиночество среди всех остальных живых существ. Именно через глубину этого первоначального одиночества человек теперь оказывается в отношениях взаимного дара, выражением которого (оно также становится выражением его существования как личности) является человеческое тело во всей первоначальной истине о его мужественности и женственности. Тело, которое выражает женственность «через» мужественность и, наоборот, мужественность «через» женственность, демонстрирует взаимность и общность людей. Оно выражает ее посредством дара, как основной характеристики индивидуального существования. Вот – тело: свидетель сотворения как основного дара, т.е. свидетель Любви как источника, из которого исходит этот дар. Мужественность и женственность, т.е. пол, является первоначальным знаком дара сотворения осознания человека, мужчины и женщины, можно сказать, жизненный дар. Таково значение, которое приобретает пол в теологии тела. 

 

5. Это блаженное «начало» бытия и существования человека как мужчины и женщины связано с откровением и обнаружением значения тела, которое следует назвать «брачным». Если мы говорим об откровении и вместе с тем об открытии, мы делаем это в соответствии со спецификой библейского текста, в котором теологическое направление является так же и антропологическим, более того, возникает как определенная реальность, сознательно пережитая человеком. Мы уже наблюдали, как за словами, которые выражают первую радость появления человека как «мужчины и женщины» (Быт 2:23), следует стих, который утверждает их брачный союз (Быт 2:24), а затем тот, который говорит об их наготе, лишенной взаимного стыда (Быт 2:25).  Именно это знаковое сравнение позволяет нам говорить об откровении и вместе с тем об обнаружении «брачного» значения тела в самой тайне сотворения. Это значение (как оно обнаруживается, осознается и «проживается» человеком) подтверждает, что дар сотворения, берущий свое начало от Любви, достиг первоначального самосознания человека, становясь опытом взаимного дара, как это уже понимается в древнем тексте. Даже это, кажется, свидетельствует (возможно, особым образом) о том, что нагота обоих прародителей была лишена стыда. 

 

6. В стихе 2:24 книги Бытия говорится о конечной цели мужского и женского начала человека в жизни супругов-родителей. Соединившись так тесно, что они стали «одной плотью», они в некотором смысле подчиняют свою человеческую природу благодати чадородия, т.е. «плодородия», о чем говорится в первом рассказе о сотворении (Быт 1:28). Человек вступает в «бытие», осознавая конечную цель собственной мужественности или женственности, т.е. собственных половых признаков. 

 

В то же время слова 2:25 книги Бытия «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», кажется, добавляют к этой основной истине о значении человеческого тела, о его мужественности и женственности, другую, не менее существенную, истину. Человек, осознающий способность своего тела и своего пола размножаться, в то же время свободен от «принуждения» собственного тела и пола. 

 

Эта первоначальная нагота, взаимная и еще не обремененная стыдом, выражает такую внутреннюю свободу человека! Является ли она свободой от «полового инстинкта»? Понятие «инстинкта» уже содержит внутреннее принуждение, аналогично инстинкту, побуждающему к размножению в мире живых существ (animalia). Однако, кажется, что оба текста книги Бытия, первый и второй рассказы о сотворении человека, соединяют перспективу размножения с основополагающей характеристикой существования человека как личности. Следовательно, аналогия между телом человека, его полом, и миром животных (который подобным образом можно назвать «миром природы») в обоих рассказах (хотя в каждом из них по-разному) в определенном смысле восходит к уровню «образа Бога», личности и общности людей. Этой существенной проблеме необходимо будет посвятить ряд иных исследований. Что касается самосознания человека (даже современного человека), важно знать, что в этих библейских текстах, которые говорят о 

том, что было в «начале» у человека, мы находим откровение о «значении тела в браке». Однако еще важнее установить, что именно выражает это значение.