Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

II

ПОКА С НИМИ ЖЕНИХ

 

В Кане Галилейской

 

18. В одной из бесед с учениками Иоанна Крестителя Иисус вспоминает о приглашении на свадебный пир и о присутствии среди приглашенных Жениха: «пока с ними жених» (Мф 9, 15). Тем Он хотел дать понять, что в Нем исполнится ветхозаветный образ Бога как Жениха, и стремился в полноте открыть тайну Бога как тайну Любви.

 

Называя себя «Женихом», Иисус показывает саму сущность Бога и подтверждает Его великую любовь к человеку. Выбор этого образа опосредованно проливает свет и на глубокую истину о супружеской любви. Так Иисус стремится показать, что Божие Отцовство, Божия любовь вмещает любовь мужчины и женщины, которая ведет к браку. Вот почему в самом начале своего призвания Он оказался в Кане Галилейской. Он находится на свадебном пиру вместе с Девой Марией и первыми своими учениками (ср. Ин 2, 1-11). Этим присутствием Он показывает, насколько глубоко истина о семье вписана в Божие Откровение и в историю спасения. В Ветхом Завете, в частности в книгах Пророков, есть прекрасные слова о Божией любви: эта любовь заботлива, как любовь матери к своему чаду, чутка, как любовь жениха к невесте, ревностна, но ревностна в новобрачном значении. Эта любовь не приказывает, она - прощает, она склоняется над человеком, как отец над расточительным сыном, эта любовь движет человеком и делает его участником жизни Божией. Это вызывающая изумление любовь, о которой языческий мир не имел понятия.

 

Иисус пришел в Кану Галилейскую как вестник Божией истины о браке, той истины, на которую может опереться семья при возникновении жизненных испытаний. Иисус провозглашает эту истину самим Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской, провозглашает ее также посредством первого Своего «знамения», которое явил там, превратив воду в вино.

 

Истину о супружестве Он провозглашает и когда беседует с фарисеями, объясняя им, что любовь, которая происходит от Бога, это любовь нежная и заботливая, но вместе с тем она становится источником глубоких и радикальных требований. Намного менее требовательным, казалось, был Моисей, который разрешил разводы. Когда во время известного спора фарисеи ссылаются на Моисея, Христос говорит: «сначала не было так» (Мф 19, 8). И напоминает им: Тот, Кто создал человека, создал мужчину и женщину, сказал: «потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт 2, 24). Делая логический вывод, Христос добавляет: «Так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф 19, 6). А на их возражения и ссылку на Моисея отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а с начала не было так» (Мф 19, 8).

 

Христос обращается к тому «началу» и там обнаруживает первоначальный замысел Божий, на котором основывается семья, а через нее – и вся человеческая история. Естественный институт брака становится по воле Христа подлинным таинством Нового Завета, скрепленного Его искупительной кровью. Супруги и семьи, помните, какой ценой вы искуплены! (ср. 1 Кор 6, 20)

 

Однако, эту прекрасную истину человеку трудно принять и реализовать. Можно не удивляться Моисею, который уступил своим соотечественникам, коль скоро даже апостолы, слыша, что говорит Иисус, отвечали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф 19, 10). Иисус разделяет требование Бога, которое было поставлено людям изначально ради блага мужчины и женщины, семьи и всего общества. Однако Он объясняет и вопрос безбрачия ради Царствия Небесного. Так же как жизнь в семье, безбрачие может быть животворным, хотя и по-другому. Отсюда берет начало посвященная жизнь, монашество и монашеские ордена Востока и Запада, а также целибат священников в латинской традиции католической Церкви. Дело не в том, что «лучше не жениться», а в том, что есть любовь только ради Царствия Небесного, которая выбирает безбрачие (Мф 19, 12).

 

И все же, жениться и выходить замуж – основное призвание человека, которое разделяет большинство представителей Народа Божия. Ведь именно из семей берутся живые камни для духовного строительства, о котором говорит апостол Петр (ср. 1 Петр 2, 5). Телá супругов являются храмами Святого Духа (ср.1 Кор 6, 19). Передача Божественной и человеческой жизни происходит одновременно. В браке рождаются не только человеческие сыновья, но и усыновленные сыны Божии, имеющие через Христа новую жизнь в Святом Духе.

 

Таким образом, дорогие братья и сестры, супруги и родители, Жених с вами. Вы знаете, что Он – Добрый Пастырь. Узнаёте Его голос. Знаете, куда Он вас ведет, как борется Он за пастбища, на которых вам предстоит обрести жизнь и иметь ее с избытком. Знаете, как борется Он с хищными волками и готов вырвать из их пасти каждую овечку из своего стада, каждого мужа и жену, каждого сына и дочь, каждого члена ваших семей. Знаете, что Он – Добрый Пастырь, Который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10, 11), Который избегает бездорожья множества современных идеологий и говорит всю правду сегодняшнему миру так, как когда-то говорил ее фарисеям в Евангелии, так, как провозглашал ее Своим апостолам, а потом апостолы несли ее в тогдашний мир и провозглашали людям того времени – как евреям, так и грекам. Ученики отдавали себе отчет в том, что Христос обновил все творение, что человек стал «новым творением»: отныне он не грек или еврей, не раб или свободный человек, и даже не мужчина или женщина, а «единственный» во Христе (Гал 3, 28), и у него то самое новое достоинство усыновленного чада Божия. На этого человека сошел в День Пятидесятницы Дух Утешитель, Дух Истины, положив начало новому Божиему Народу – Церкви как предвосхищению новой земли и нового неба (Откр 21, 1).

 

 Те апостолы, которые до этого всего боялись, в том числе брака и семьи, обрели смелость. Они поняли, что брак и семья составляют подлинное призвание, идущее от Бога, и что это – апостольство, апостольство мирян. Брак и семья призваны преобразить обличие земли, обновить сотворенный мир и все человечество.

 

Дорогие семьи, вот почему и вам надлежит быть смелыми. Надлежит всегда быть готовыми к тому, чтобы дать свидетельство той надежды, которая заключена в вас (1 Петр 3, 15) и которую Добрый Пастырь укоренил в вашем сердце через Евангелие. Вам надлежит быть готовыми к тому, чтобы идти за Ним по живительным пастбищам, какие Он создал для вас Пасхальной тайной Своей смерти и Воскресения.


Не бойтесь никаких опасностей! Сила Бога несравнимо больше всех ваших трудностей! Несравнимо больше зла, укоренившегося в мире, это – сила Таинства Примирения; Отцы Церкви называли это таинство «вторым крещением». Несравнимо большей, чем испорченность современного мира, является Божия сила таинства Миропомазания, которое мы получаем следом за крещением, и несравнимо больше и превыше всего - это сила таинства Евхаристии.

 

Евхаристия – удивительное таинство. Христос оставил нам в нем Самого себя как пищу и питье, как источник спасительной силы. Оставил, чтобы имели жизнь вечную и имели ее с избытком (Ин 10, 10). Эта жизнь, которая заключена в Нем, жизнь, которую Он передал нам вместе с даром Святого Духа, воскреснув из гроба на третий день после Своей смерти. Эта жизнь – ради нас. Ради вас, дорогие мои супруги, родители и семьи! Разве не по-семейному Христос установил таинство Евхаристии во время Тайной вечери? Христос близок вам так же, как вы близки друг другу, когда собираетесь все вместе за столом. Он – Эммануил, Бог с нами, когда вы приближаетесь к престолу с Евхаристией. Но бывает и так, как случилось в Эммаусе, мы узнаём Его лишь по «преломлению хлеба» (Лк 24, 45). Бывает, что Он долго стоит у наших дверей и стучится, чтоб Ему открыли, чтоб Он мог войти и вечерять с нами (ср. Откр 3, 20). Его Тайная Вечеря и сказанные тогда слова заключают в себе всю мощь и всю мудрость Жертвы Креста. Нет иной силы и иной мудрости, которая могла бы искупить нас и посредством которой мы могли бы содействовать спасению других. Нет другой такой силы, которая помогала бы и вам, дорогие родители, воспитывать детей или, в соответствующий момент, начать воспитывать самих себя. Эта воспитательная сила Евхаристии оправдывает себя на протяжении целых столетий и по отношению ко многим поколениям.

 

Добрый Пастырь всегда и везде с нами. Так же как в Кане Галилейской Он был Женихом среди женихов, был рядом с супругами, которые желали довериться друг другу на всю жизнь, так и сегодня, Добрый Пастырь рядом с вами. Он - надежда, Он - сила сердец, Он - источник всё нового энтузиазма и знак победы цивилизации любви. Христос, Добрый Пастырь, повторяет нам: Не бойтесь! Я с вами. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). Откуда такая сила? Откуда такая уверенность, что Ты – с нами, если Ты, Сын Человеческий, был казнен и умер, как обычный человек? Откуда такая уверенность? Евангелист говорит: «До конца возлюбил их» (Ин 13, 1). А значит Ты нас любишь, Ты, Который есть Первый и Последний, и Живой; Ты, Который «был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр 1, 17-18).