Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

Молитва

 

4. Настоящее Послание направлено к семье не «in abstracto», а к конкретным семьям на всем земном шаре, проживающим на всех географических долготах и широтах, в окружении всего многообразия культур и их исторического наследия. Именно любовь, какой Бог «возлюбил мир» (Ин 3, 16), та любовь, которой Христос «до конца возлюбил» (Ин 13, 1) каждого из людей и всех вместе, позволяет с такой открытостью обратиться к каждой семье, представляющей собой «ячейку» в великой всеобщей «семье народов». Бог, Создатель вселенной, а также Воплощенное Слово, Искупитель человечества, – вот источник открытости всем людям как братьям и сестрам, и это побуждает нас охватить их всех молитвой, начинающейся словами «Отче наш…».

 

Молитва всегда способствует тому, чтобы Сын Божий был посреди нас: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20). Так пусть же это «Послание семьям» станет приглашением Христу прийти в каждую человеческую семью, а через нее – и в великую семью народов; чтобы нам вместе с Ним произнести в истине: «Отче наш!». Надо, чтобы в Год Семьи молитва стала доминантой в Церкви: молитва семьи, молитва за семью и молитва вместе с семьями.

 

Знаменательно, что именно в молитве и через молитву человек открывает для себя самым простым и одновременно самым глубинным образом свойственную ему субъектность: человеческое «я» подтверждает себя как субъект легче всего тогда, когда оно обращено к Божественному «Ты». Это относится и к семье. Она не только является основной «ячейкой» общества, но и обладает присущей ей субъектностью. И эта субъектность семьи точно так же находит свое первое и главное подтверждение, и в то же время укрепляется, участвуя в общем взывании «Отче наш». Молитва служит утверждению духовного единства семьи и способствует тому, чтобы семья стала сильна Богом. В Литургии таинства брака священник молится словами: «Услышь, Господи, наши смиренные моления и ниспошли жениху и невесте (…) Свою благодать, чтобы они, сочетаясь браком у Твоего алтаря, укрепились во взаимной любви»[1]. Надо, чтобы из этого «укрепления во взаимной любви» проистекала внутренняя сила человеческих семей – сила, соединяющая их в любви и истине.

 

Любовь и забота обо всех семьях

 

5. Пусть Год Семьи станет всеобщей и непрекращающейся молитвой «домашних Церквей» и всего Народа Божия! Пусть в этой молитве обретут свое место семьи, находящиеся на грани распада, в которых царит неуверенность и разлад, разбитые и искалеченные, попавшие в ситуации, которые в «Familiaris consortio» определяются как «неправильные»[2]. Важно, чтобы они почувствовали себя объятыми любовью и заботой братьев и сестер.

 

 Вместе с тем молитва в Год Семьи пусть будет отважным свидетельством тех семей, которые в семейной общине осуществляют свое жизненное призвание: человеческое и христианское. А сколько их повсюду, в каждой стране, епархии и церковном приходе! Следует сохранять уверенность, что именно такие семьи составляют «правило», несмотря на существующие «неправильные ситуации». Свидетельство  этих семей необходимо еще и для того, чтобы человек, который в них рождается и воспитывается, без всяких колебаний и сомнений встал на путь добра, заложенного в его сердце. Всевозможные программы используют самые разнообразные средства для того, чтобы зародить подобные сомнения. Очень трудно что-либо противопоставить убеждению в том, что делается все возможное, чтобы «неправильные ситуации», а также то, что противоречит «истине и любви» во взаимоотношениях мужчины и женщины, что разбивает единство семей и не учитывает плачевных последствий, особенно там, где речь идет о детях, были представлены как ситуации «правильные» и привлекательные, придавая им внешнее обманчивое очарование. Так заглушается совесть человека, искажаются представления об истинном благе и красоте, а свобода человека фактически превращается в рабство. Здесь чрезвычайно актуальны слова апостола Павла о свободе, ради которой нас освободил Христос, а также о порабощении грехом (Гал 5, 1)!

 

Мы видим, как своевременен и даже необходим Церкви Год Семьи. Насколько велика потребность в свидетельстве всех тех семей, которые находят в семейной жизни подлинное осуществление своего призвания. Насколько насущна также эта – охватывающая весь земной шар и все возрастающая – великая молитва семей, в которой выражается благодарность за любовь в истине, за «укрепление во взаимной любви» силой Духа Утешителя[3], за присутствие Христа среди родителей и детей: Христа, Искупителя и Жениха, Который «до конца возлюбил их» (Ин 13, 1). Мы глубоко убеждены, что эта любовь больше всех (1 Кор 13, 13). Мы верим, что она способна преодолеть и всё то, что не есть любовь.

 

Пусть возносится молитва Церкви, молитва семей – всех «домашних Церквей», и пусть она будет в этом году услышана – сначала Богом, а потом и людьми. Чтобы их не охватывали сомнения. Чтобы те, кто слаб и неустойчив, не оказались во власти мнимого блага, являющегося корнем всякого искушения.

В Кане Галилейской, куда Христос был приглашен на свадебный пир, мы слышим просьбу Его Матери: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5). Тогда эта просьба относилась только к слугам на свадьбе. Но опосредованно она относится и ко всем нам, вступающим в Год Семьи. То, что говорит Христос, и должно стать особым призывом к великой молитве – вместе с семьями и за семьи. Матерь Христа предлагает нам через эту молитву соединиться с Ее Сыном, Который любит каждую человеческую семью. Эту любовь Он выразил уже в начале Своей Искупительной миссии – Своим освящающим присутствием в Кане Галилейской. Это присутствие Христа продолжается и поныне.

 

Мы просим за семьи во всем мире, молясь через Него, с Ним и в Нем Отцу, «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф 3, 15).



[1] Rituale Romanum, Ordo celebrandi matrimonium, n. 74. Editio typica altera, 1991, p. 26. (Рус. изд.: Требник. М., Издательство Францисканцев, 2004, с. 159).

 

 

[2] Иоанн Павел II, апостольское обращение «Familiaris consortio», 79-84: AAS 74 (1982), 180-186. (Рус. изд.: М., Издательство Францисканцев, 2006, с. 98).

 

[3] Rituale Romanum, Ordo celebrandi matrimonium, n. 74, p. 26.