Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ДУХОВНОЕ ПАСТЫРСТВО СЕМЕЙ:

ЭТАПЫ. СТРУКТУРА. СОТРУДНИКИ. УСЛОВИЯ

 

I. ЭТАПЫ ДУХОВНОГО ПАСТЫРСТВА СЕМЕЙ

 

Церковь сопровождает христианские семьи на их пути


65. Как всякая живая реальность, семья призвана к развитию и возрастанию. После подготовительного периода к супружеству и совершения Таинства брака молодожены начинают свое каждодневное странствие к постепенному осуществлению ценностей и обязательств самого супружества.

В свете христианской веры и добродетели надежды христианская семья, в единстве со всею Церковью, также участвует в совершении земного паломничества к полноте откровения и осуществления Царства Божия.

Потому следует еще раз подчеркнуть насущную необходимость пастырского вмешательства Церкви в вопросы, касающиеся укрепления семьи. Нужно приложить все возможные усилия к организации и развитию семейного пастырства, опекая область первоочередных задач с убежденностью в том, что будущность евангелизации в огромной мере зависит от «домашней Церкви» [165].

Пастырская забота Церкви не может ограничиться только лишь ближайшими к ней христианскими семьями, но, расширяя свои горизонты в меру полноты Сердца Христа, она должна проявиться еще энергичнее в отношении всех семей, и особенно — тех, что пребывают в трудных обстоятельствах или заблуждаются. У Церкви для каждого есть слово истины, доброты, понимания, надежды, живого участия в их зачастую драматическом положении; она предлагает свою бескорыстную помощь всем, чтобы они могли приблизиться к тому идеалу семьи, которого Творец возжелал «от начала», и который Христос возродил Своей спасительной благодатью.

Пастырская деятельность Церкви должна быть прогрессивна также и в смысле следования за семьей, сопровождая ее шаг за шагом на разных этапах ее формирования и развития.

 

Подготовка


66. В наше время, как никогда ранее, необходима подготовка молодых к супружеству и семейной жизни. В некоторых странах семья сама, в соответствии с давними обычаями, заботится о передаче молодым ценностей брака, постепенно воспитывая их и посвящая в эту проблематику. Однако перемены, произошедшие внутри почти всех современных обществ, требуют того, чтобы не только семья, но и общество, и Церковь предприняли усилия, чтобы подготовить соответствующим образом молодых к ответственности за свое будущее. Множество негативных явлений, на которые жалуются сегодня семьи, происходит оттого, что в новых ситуациях молодые не только теряют из виду подлинную иерархию ценностей, но также потому, что, не имея надежного критерия поступков, не умеют ни справиться с новыми трудностями, ни разрешить их. Опыт, однако, свидетельствует, что молодым людям, хорошо подготовленным к семейной жизни, это удается обычно лучше, чем другим.

В еще большей степени это относится к христианскому браку, оказывающему влияние на святость многих мужчин и женщин. Поэтому Церковь должна поддерживать самые хорошие и обширные программы подготовки к браку, дабы устранить, насколько это возможно, трудности, которые преодолевают столь многие супружеские пары, а еще более — чтобы способствовать рождению и развитию успешных супружеских союзов. Подготовку к браку надлежит рассматривать и осуществлять как постепенный и продолжительный процесс. Он складывается из трех основных этапов: общая подготовка в отдаленной перспективе супружества, конкретная подготовка в ближней его перспективе и непосредственная подготовка перед самым Таинством.

Общая подготовка начинается уже с детства, с той мудрой семейной педагогики, которая помогает детям почувствовать себя личностью, богато одаренной сложной и тонкой психикой, со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Это время, в течение которого следует прививать уважение ко всякой подлинно человеческой ценности, как в межличностных отношениях, так и в общественных; со всем тем, что имеет значимость для формирования характера, овладения собственными склонностями и надлежащего их использования, умения понимать и общаться с представителями противоположного пола и так далее. Кроме того, необходимо, особенно христианам, солидное духовное образование и знание катехизиса, которое помогло бы распознать в супружестве истинное призвание и миссию, не исключая возможности полного принесения самого себя в дар Богу в призвании к священнической или монашеской жизни.

На эту основу будет впоследствии поставлена конкретная подготовка, которая в соответствующем возрасте и при соответствующей катехизации как пути Катехумената представляет собой более основательную подготовку к Таинствам, ведя к их новому переживанию. Эта обновленная катехизация готовящихся к христианскому супружеству всемерно необходима для того, чтобы Таинство совершалось и переживалось при должном нравственном и духовном расположении. Религиозное воспитание молодых должно быть дополнено, в соответствующее время и в меру конкретной необходимости, подготовкой к жизни вдвоем, которая, представляя им супружество как межличностные отношения мужчины и женщины, подлежащие непрестанному развитию, побудило бы их к углубленному изучению проблем супружеской сексуальности и ответственного родительства, и связанных с этим базовых знаний в области медицины и биологии. Она также включает в себя более близкое знакомство с надлежащими методами воспитания детей, способствуя приобретению элементарных знаний и навыков, необходимых для упорядочения семейного быта (постоянная работа, достаточность финансовых средств, мудрое управление, знание о ведении домашнего хозяйства и т.д.).

И, наконец, нельзя обойти стороной подготовку к семейному апостольству, к братству и сотрудничеству с другими семьями, к деятельному включению в сообщества, движения и начинания, стремящиеся к человеческому и христианскому благу семьи. Непосредственная же подготовка к таинству брака должна совершаться в последние месяцы и недели, предшествующие венчанию, чтобы таким образом придать новое значение, новое содержание и новую форму так называемому добрачному исследованию, являющемуся требованием канонического права. Необходимая в каждом случае, эта подготовка становится особенно важной для тех обрученных, у которых явно наблюдаются трудности в понимании христианского учения и его применения в жизни. Среди прочих знаний, которые следует сообщить на этом пути веры, аналогичном катехуменату, важно дать углубленное познание тайны Христа и Церкви, объяснить значение благодати и ответственности христианского брака, а также подготовить к принятию деятельного и сознательного участия в самом литургическом обряде венчания. Семья и вся церковная община должны ощущать необходимость сотрудничества на различных этапах подготовки к супружеству, представленных нами лишь в общих чертах. Желательно, чтобы Епископские Конференции — заинтересованные как в соответствующих начинаниях, которые могут помочь будущим супругам полностью осознать всю важность их решения, так и в том, чтобы пастыри убедились в полезности указаний этих конференций, — постарались бы издать Руководство для духовного пастырства семей. В нем должны быть указаны, прежде всего, содержание, длительность и методы «Подготовительных курсов», уравновешивая между собой разные аспекты, касающиеся супружества — доктринальный, педагогический, законодательный и медицинский, формируя их таким образом, чтобы готовящиеся вступить в брак, кроме интеллектуального исследования, ощутили еще и призвание к живому включению в церковную общину.

Несмотря на то что необходимость и обязательность подготовки к браку в преддверии таинства не следует недооценивать — что могло бы иметь место в случае, если от нее можно было бы с легкостью освободить, — все же эту подготовку следует всегда предлагать и осуществлять таким образом, чтобы ее возможное отсутствие по разного рода причинам не становилось препятствием к совершению венчания.

 

Обряд бракосочетания


67. Христианский брак требует, как правило, совершения литургического обряда, который выражает, в социальной и общинной форме, главным образом церковную и сакраментальную природу супружеского союза, заключенного крещеными. Обряд бракосочетания, как сакраментальный жест освящения, соединенный с Евхаристией, которая является вершиной всей деятельности Церкви и источником ее освящающей силы [166], должен сам по себе иметь законную силу, быть достойным и плодотворным.

Для пастырской опеки здесь открывается широкое поле деятельности, с тем, чтобы были исполнены все требования, проистекающие из природы супружеского союза, возвышенного до сакраментального достоинства, а также чтобы были точно соблюдены требования церковной дисциплины, касающиеся добровольного согласия, препятствий, канонической формы и самого обряда бракосочетания. Этот обряд должен быть прост и исполнен достоинства, согласно с предписаниями полномочной церковной иерархии, к ведению которой принадлежит — в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени, а также согласно установленным Апостольским Престолом нормам — возможное включение в Литургию элементов, присущих данной культуре, благодаря которым глубокое человеческое и религиозное значение супружеского союза обретет более совершенное выражение, если, разумеется, эти элементы не содержат чего-либо несовместимого с христианской верой и нравственностью.

В качестве знамения, Литургия должна проходить таким образом, чтобы быть, также и в своем внешнем проявлении, проповедью Слова Божия и исповеданием веры всей общиной. Пастырская обязанность здесь выражается в разумной и тщательной подготовке Литургии Слова и в возрастании в вере всех участников богослужения, прежде всего новобрачных.

В качестве таинственного жеста Церкви, литургическое совершение венчания должно вдохновлять христианскую общину посредством полного, активного и ответственного участия всех присутствующих: молодоженов, священника, свидетелей, родителей, друзей, других верующих, всех членов собрания, совместно открывающих и отображающих тайну Христа и Его Церкви.

Празднуя христианское венчание в среде культуры и обычаев предков, также подобает использовать выше приведенные принципы.

 

Обряд венчания и евангелизация крещеных неверующих


68. Именно потому, что в обряде таинства следует уделять особое внимание нравственному и духовному расположению вступающих в брак, особенно же — их вере, здесь следует напомнить о достаточно часто встречающейся трудности, перед лицом которой могут оказаться пастыри Церкви в контексте нашего секуляризированного общества.

Вера людей, испрашивающих совершения церковного таинства, может иметь различную глубину, и первой обязанностью пастырей является помощь в ее обнаружении, утверждении и приведении к зрелости. Они должны также понимать доводы, склоняющие Церковь допускать к обряду и тех, чье расположение несовершенно.

Таинство брака отличается от всех других таинств тем, что оно является таинством реальности, уже существующей в домостроительстве творения; это тот же супружеский союз, что был установлен Творцом «в начале». И поэтому решение мужчины и женщины сочетаться браком согласно этому замыслу Божию, то есть включить в их неотменимое согласие решение прожить всю свою жизнь в неразрывной любви и безусловной верности, предполагает, в действительности, даже если это не вполне осознается, глубокое послушание воле Божией, а оно невозможно без Его благодати. Поэтому они уже стоят на истинном пути спасения, который, исходя из правильности намерений, может быть дополнен и завершен посредством обряда таинства и непосредственной подготовки к нему.

Но, с другой стороны, верно и то, что в некоторых регионах к заключению супружеского союза в Церкви желающих вступить в брак склоняют скорее социальные, нежели подлинно религиозные соображения. В этом нет ничего удивительного. Ведь супружество — это такое событие, которое касается не только тех, кто его заключает. По своей природе оно является также социальным фактом, который накладывает на супругов обязательства перед обществом. Его торжественное заключение всегда было праздником, собирающим семью и друзей. Таким образом, само собой разумеется, что к просьбе о бракосочетании в Церкви наряду с личными мотивами примешиваются и общественные. Но нельзя забывать, что помолвленные, в силу крещения, уже действительно включены в брачный Завет Христа и Церкви и что своим благим намерением они приняли замысел Божий о браке, а потому, — по крайней мере не явно — соглашаются с тем, чего желает Церковь, когда совершает таинство брака. Итак, сам факт, что в их просьбе присутствуют также соображения общественного характера, никак не может оправдать возможный отказ со стороны пастыря. В конечном счете, как учит нас II Ватиканский собор, таинство словами и священнодействиями питает и укрепляет веру [168], — ту веру, к которой помолвленные уже приближаются в силу своего благого намерения, несомненно поддерживаемого и укрепляемого благодатью Христовой.

Желание определения окончательных критериев допустимости заключения церковного брака, которые учитывали бы степень веры вступающих в брак, заключает в себе, независимо от чего бы то ни было, огромную опасность. Это, прежде всего, риск вынесения необоснованного и дискриминирующего суждения; затем — есть риск вызвать сомнения относительно действительности уже заключенных супружеских союзов, с огромным ущербом для христианских общин и с новым, неоправданным возмущением
совести супругов — можно впасть в опасность опровержения или поставить под сомнение таинственность супружеств многих верных, отделенных от полного общения с Католической Церковью, противореча таким образом Преданию Церкви.

Когда же, несмотря на все попытки, молодожены ясно и формально дают понять, что отвергают то, что Церковь желает совершить в браке крещеных, пастырь не может допустить их к обряду. Даже если ему этого не хочется, он должен констатировать факт и осведомить испрашивающих, что при подобном порядке вещей не Церковь, но они сами воздвигают препятствие к совершению венчания, о котором просят.

Так вновь выявляется, во всей своей безотлагательности, необходимость до и после брачной евангелизации и катехизации, осуществляемой всей христианской общиной, чтобы каждый мужчина и каждая женщина, заключающие супружеский союз, могли совершить таинство брака не только действительным, но и плодотворным образом.

 

Пастырская опека после вступления в брак


69. Правильно организованная пастырская опека семьи означает на практике, что задачей всех членов местной церковной общины является оказание помощи супружеской паре в открытии и переживании ею нового призвания и миссии. Для того чтобы семья все более становилась общиной любви, необходимо, чтобы все ее члены получали помощь и воспитывались в духе ответственности пред лицом новых проблем, которые встают перед ними, в духе взаимного служения и деятельного участия в жизни семьи.

Это прежде всего относится к молодым семьям, ибо в свете новых ценностей и новой ответственности они больше других сталкиваются, особенно в первые годы супружеской жизни, со всевозможным трудностям, например, с теми, что связаны с приспосабливанием к совместной жизни или с рождением детей. Пусть молодые супруги сумеют принять открытым сердцем и разумно оценить деликатную, тактичную и великодушную помощь других пар, уже имеющих опыт супружеской и семейной жизни. Таким образом, в лоне церковной общины, — великой семьи, образованной из христианских семей, — будет вершиться взаимообмен присутствия и помощи между семьями, при котором каждая служит другим собственным человеческим опытом, а также дарами веры и благодати. Вдохновляемая воистину апостольским духом, эта взаимная помощь между семьями станет одним из наиболее простых и действенных, доступным всем способом передачи тех христианских ценностей, что являются исходной и конечной точкой каждой пастырской опеки. Таким образом, молодые семьи не ограничатся единственно получением, но, обретя подобную помощь, в свою очередь сделаются источником обогащения других, образовавшихся ранее семей, посредством свидетельства своей жизни и своего деятельного участия.

В своей пастырской деятельности на благо молодых семей Церковь должна с особым вниманием воспитывать в них ответственное отношение к супружеской любви в связи с требованиями общения и служения жизни, а также согласовывать личную домашнюю жизнь с общим и благородным делом созидания Церкви и человеческого общества. Когда с рождением детей супружеская пара станет в полном и присущем ей смысле семьей, Церковь должна будет проявлять еще больше внимания к родителям, чтобы они приняли своих детей и возлюбили их как дар, полученный от Господа жизни, принимая с радостью труд служения ради их человеческого и христианского возрастания.

 

II — СТРУКТУРА СЕМЕЙНОГО ПАСТЫРСТВА


Пастырская деятельность — это всегда динамичное выражение реальности Церкви, осуществляющей свою спасительную миссию. Также и семейное пастырство, — его особая и специфическая форма — имеет в качестве действующего принципа и ответственного исполнителя саму Церковь, действующую через свои структуры и своих служителей.

 

Церковная община и, в особенности, приход


70. Церковь, являясь одновременно спасенной и спасающей общиной, должна рассматриваться здесь в своем двойном измерении: вселенском и поместном. Оно выражает себя и осуществляется в епархиальной общине, разделенной в пастырских целях на меньшие, среди которых, вследствие особого его значения, выделяется приход. Общение со Вселенской Церковью не подавляет, но обеспечивает и способствует утверждению и самобытности поместных Церквей; при осуществлении духовного пастырства среди семей эти поместные Церкви остаются самым непосредственным и наиболее эффективным действующим субъектом. В этом смысле каждая поместная Церковь, каждая приходская община, должна полнее осознать благодать и ответственность, полученные от Господа для развития духовного окормления семей. Ни одна программа органичного пастырства не должна никогда, ни на каком уровне, пренебрегать этим.

В свете этой ответственности следует также понимать важность адекватной подготовки тех, кто будет конкретно занят в апостольстве такого рода. Священников, монахов и монахинь, еще в процессе их обучения, следует ориентировать на эти задачи и давать им соответствующие знания. Среди других инициатив хочу с удовольствием отметить создание Института, посвященного изучению проблем семьи, который был недавно основан в Риме, при Папском Латеранском университете. Подобные институты появились и в некоторых епархиях. Пусть епископы приложат усилия, чтобы как можно больше священников, прежде чем принять на себя ответственность за приходы, прошли специальные курсы. Кое-где образовательные курсы периодически проводятся при богословских и пастырских высших институтах. Подобные начинания следует приветствовать и поддерживать, умножать и, естественно, сделать их доступными для мирян, которые внесут в свой профессиональный вклад (врачебный, юридический, психологический, общественный, воспитательный) в дело помощи семье.

 

Христианская семья


71. Прежде всего следует признать, что миссии супругов и христианских семей, в силу полученной в таинстве благодати, отведено в этой области особое место. Эту миссию следует поставить на службу созидания Церкви и возрастания Царства Божьего в истории. Это требуется сделать как акт смиренного послушания Христу, ибо Он сообщает супругам-христианам, в силу супружества крещеных, возвышенного к достоинству таинства, особую апостольскую миссию, посылая их служителями в Свой виноградник, и особым образом — на ниву семейной жизни.

Эту деятельность они осуществляют в общении и сотрудничестве с другими членами Церкви, которые также действуют ради блага семьи, применяя свои дарования и служения. Такое апостольство осуществляется, прежде всего, в собственной семье: через свидетельство своей жизни во всех ее аспектах согласно закону Божию; через христианское воспитание детей; через помощь им в возрастании в вере; через воспитание в целомудрии; через подготовку к жизни; через заботу о том, чтобы защитить их от нередко подстерегающих нравственных и идеологических опасностей; через постепенное и ответственное введение их в церковную и гражданскую общину; через помощь и совет в выборе призвания; через взаимопомощь в семье ради совместного человеческого и христианского возрастания и т.д. Далее это апостольство семьи распространится на дела духовного и материального милосердия, обращенные к другим семьям, особенно к наиболее нуждающимся в помощи и поддержке, к бедным, больным, престарелым, к лицам с физическими ограничениями, сиротам, вдовам, оставленным супругам, матерям- одиночкам и к тем, кто в трудных обстоятельствах подвергается искушению избавиться от плода своего чрева, и так далее.

 

Объединения семей для семей


72. В лоне Церкви, ответственной за духовное пастырство семей, действуют различные объединения верующих, в которых присущим им образом открывается и обитает тайна Церкви Христовой. Поэтому следует признать и оценить — в зависимости от характерных черт, целей, эффективности и используемых методов — различные церковные сообщества, группы и многочисленные движения, участвующие различным образом, по разным причинам и на разных уровнях в духовном окормлении семей.

Поэтому Синод ясно признал полезность вклада подобных сообществ, целью которых является христианское совершенство, формация и апостольство. Им надлежит пробуждать в верующих живое чувство солидарности, оказывать поддержку в устроении жизни, вдохновленной Евангелием и верой Церкви, воспитывать совесть в соответствии с христианскими ценностями, а не с общественным мнением, призывать к делам взаимной любви и милосердия в духе открытости, — все это сделает из христианских семей истинный источник света и здоровую закваску для других. Также желательно, чтобы движимые острым чувством общего блага, христианские семьи активно участвовали в других, не церковных обществах различного уровня. Некоторые из таких обществ имеют своей целью сохранение, передачу и защиту здравых христианских этических и культурных ценностей своих народов, развитие человеческой личности, медицинскую, юридическую и общественную защиту материнства и детства, справедливое возвышение женщины и борьбу с тем, что унижает ее достоинство, рост взаимной солидарности, изучение проблем, связанных с ответственным родительством в соответствии с естественными методами, соответствующими достоинству человека и учению Церкви. Другие общества нацелены на построение более справедливого и человечного мира, на продвижение справедливых законов, которые способствовали бы подлинному общественному порядку, при полном уважении достоинства и всякой истинной свободы личности и семьи как на национальном, так и на международном уровне, на сотрудничество со школой и другими учреждениями, дополняющими воспитание детей, и так далее.