Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

III — УЧАСТИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

 

Семья — первая и жизненно необходимая ячейка общества


42. «Поскольку Творец всего установил супружеский союз как начало и основу человеческого общества», семья становится «первой и жизненно необходимой ячейкой общества» [105].

Семья соединена с обществом деятельными и органичными связями, ибо она составляет его основание и постоянно его укрепляет, исполняя свою задачу служения жизни, — ведь граждане рождаются в семье и в ней же получают азы общественных добродетелей, от коих зависят жизнь и развитие самого общества.

Таким образом, в силу своей сущности и призвания, не замыкаясь в себе самой, семья открывается другим семьям, равно и всему обществу, воспринимая свою общественную задачу.

 

Семейная жизнь как опыт общения и участия


43. Сам опыт общения и участия, которым должна характеризоваться каждодневная жизнь семьи, составляет первый и основополагающий вклад в общественную деятельность. В своих взаимоотношениях члены семейной общины вдохновляются и руководствуются «законом бескорыстия», который, уважая во всех личностное достоинство как единственную ценность, приобретает вид сердечной дружбы, встречи и диалога, бескорыстной готовности к служению, благородного служения и глубокой солидарности. Так развитие подлинного и зрелого общения личностей в семье становится первой и незаменимой школой общественной жизни, примером и стимулом для более широких общественных контактов в духе уважения, справедливости, диалога и любви.

Таким образом, как напомнили отцы Синода, семья является колыбелью и наиболее действенным инструментом гуманизации и персонализации общества: она активно и присущим только ей образом сотрудничает в устроении мира, делая жизнь как можно более достойной человека, в частности, оберегая, сохраняя и передавая добродетели и ценности. Как утверждает II Ватиканский собор, в семью «входят различные поколения, взаимно помогающие друг другу обрести более полную мудрость и согласовать личные права с прочими требованиями социальной жизни» [106].

Вследствие этого, перед лицом общества, которое рискует стать все более обезличенным и ориентированным на массы, а, следовательно, бесчеловечным и рождающим
бесчеловечность, что в результате приводит к таким формам бегства от действительности, как алкоголизм, наркомания, и даже терроризм, семья и сегодня обладает огромной энергией и высвобождает ее, — энергию, способную вырвать человека из чувства обезличенности и потерянности, поддержать в нем осознание достоинства собственной личности, обогатить его глубокой человечностью и активно ввести его, со всей его уникальностью и неповторимостью, в саму структуру общества.

 

Общественная и политическая задача


44. Общественная задача семьи не может ограничиваться рождением детей и их воспитанием, даже если она находит в этом свою первую и незаменимую форму самовыражения.

Поэтому семьи, как по отдельности, так и объединенные в союзы, могут и должны участвовать в различном общественном служении, особенно — в служении в пользу бедных и вообще всех тех лиц и ситуаций, которых не в состоянии охватить благотворительные и опекунские организации общественных властей. Общественный вклад семьи имеет собственную специфику, которую необходимо лучше познать и решительнее учитывать, особенно по мере возрастания детей, привлекая к сотрудничеству, насколько это возможно, всех членов семьи [107].

В частности, следует подчеркнуть, что все большее значение в нашем обществе приобретает гостеприимство во всех его проявлениях, от распахивания по просьбе братьев дверей собственного дома, и еще более — своего сердца, до конкретных усилий по обеспечению каждой семьи собственным домом, как естественной средой, сохраняющей ее и позволяющей умножаться. Прежде всего христианская семья должна вслушиваться в поручение, данное апостолом: «В нуждах [...] принимайте участие, ревнуйте о странноприимстве» [108], чтобы, следуя примеру Христа и разделяя Его любовь, могла она принять нуждающегося брата: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» [109]. К общественным задачам семьи принадлежит также задача выражать свое мнение, вмешиваясь в политическую жизнь, — семьи, таким образом, должны бороться также за то, чтобы законы и учреждения государства не только не нарушали прав и обязанностей семьи, но, напротив, поддерживали их и положительно защищали. В этом смысле в семьях должно возрастать осознание того, что они являются главными героями так называемой «семейной политики», они должны принять на себя ответственность за изменение общества; в противном же случае они первыми падут жертвою зла, на которое равнодушно взирали. Призыв II Ватиканского собора к преодолению индивидуалистской этики относится и к семье как таковой [110].

 

Общество на службе семье


45. Поскольку внутренняя связь семьи и общества требует от семьи участия в жизни и развитии общества, то и перед обществом эта же внутренняя связь ставит требование не пренебрегать той основополагающей задачей, которая состоит в оказании семье уважения и поддержки.

Несомненно, семья и общество дополняют друг друга в защите и развитии блага как всех людей, так и каждого человека. Но общество, а точнее, — государство, должно признать, что семья является «сообществом, обладающим собственным и исконным правом» [111], и потому, оно строго обязано соблюдать в своих отношениях с семьей принцип дополнительности.

В силу этого принципа государство не может и не должно отнимать у семей те задачи, которые они сами, или в рамках добровольного объединения семей, могут исполнить не хуже него; и более того, оно должно обстоятельно поддерживать и как можно более подвигать их к соответствующим начинаниям.

Власти, убежденные в том, что благо семьи составляет незаменимую и необходимую ценность в сообществе граждан, должны обеспечить семьям всю ту помощь — экономическую, общественную, педагогическую, политическую, культурную, — которая необходима им, чтобы достойно и человечно исполнять свои ответственные задачи.

 

Хартия прав семьи


46. Идеал сотрудничества семьи и общества во взаимопомощи и развитии в действительности нередко наталкивается на весьма серьезное их разделение и даже противодействие друг другу.

В самом деле, как непрестанно заявлял Синод, положение огромного числа семей в разных странах является чрезвычайно сложным, если не отчаянным: учреждения и законодательство несправедливо отрицают нерушимые права семьи и самой человеческой личности. Общество же, вместо того чтобы служить семье, беззастенчиво обрушивается на ее ценности и требования. Так семья, по замыслу Божьему являющаяся основополагающей ячейкой общества, субъектом прав и обязанностей прежде государства и всех других сообществ, становится жертвой общества, его запоздалых и вялых вмешательств и, еще более, — очевидной несправедливости с его стороны. Поэтому Церковь открыто и решительно защищает права семьи от недопустимой их узурпации со стороны общества и государства. Отцы Синода напомнили, в частности, о следующих правах семьи:

· право на существование семьи и развития ее как таковой; то есть, право каждого человека, особенно бедного, создать семью и иметь соответствующие средства для ее содержания;

· право на осуществление собственной ответственности в сфере передачи жизни и воспитания детей;

· право на интимность супружеской и семейной жизни;

· право на стабильность брака и института семьи;

· право исповедовать свою веру и распространять ее;

· право воспитывать детей в соответствии с собственными традициями, религиозными и культурными ценностями, при помощи необходимых средств, орудий и учреждений;

· право на получение физического, общественного, политического, экономического обеспечения, особенно бедными и больными;

· право на жилище, позволяющее обеспечить условия, достойные семейной жизни;

· право голоса и представительства в общественных, экономических и культурных органах власти первичного уровня либо непосредственно, либо посредством созданных объединений;

· право объединяться с другими семьями и учреждениями с целью подлинного и ревностного исполнения собственных задач;

· право на защиту малолетних от причиняющих вред фармакологических средств, порнографии, алкоголизма и т.д., посредством соответствующих учреждений и законодательства;

· право на достойный отдых, который благоприятствовал бы развитию семейных ценностей;

· право пожилых людей на достойную жизнь и достойную смерть;

· право на эмиграцию всей семьи в поисках лучших условий жизни [112]. Святой Престол, поддерживая выраженные Синодом исчерпывающие пожелания, займется изучением этих размышлений, разрабатывая «хартию прав семьи» с целью предложения ее заинтересованным общественным кругам и властям.

 

Благодать и ответственность христианской семьи


47. Присущий каждой семье общественный долг приобретает по отношению к христианской семье, основанной на таинстве брака, новое и совершенно особое значение. Объемля человеческую сущность супружеской любви во всех ее проявлениях, таинство сообщает способность и обязывает христианских супругов и родителей вести жизнь, соответствующую призванию мирян, то есть, «следуя своему призванию, ведя мирские дела и устрояя их по Богу, искать Царства Божия» [113].

Общественный и политический долг входит в ту царственную или служебную миссию, в которой христианские супруги участвуют в силу таинства брака, получая одновременно заповедь, от которой не могут уклониться, а также благодать, которая их поддерживает и укрепляет.

Таким образом, христианская семья призвана подавать всем свидетельство благородного и бескорыстного посвящения себя общественным проблемам, делая «преимущественный выбор» в пользу бедных и выброшенных на обочину жизни. Поэтому, следуя Христу в Его особенной любви ко всем убогим, ее должна особенно волновать судьба голодных, бедных, старых, больных, наркоманов, одиноких.

 

За новый международный порядок


48. Ввиду того, что различные общественные проблемы приобретают сегодня поистине мировые масштабы, расширяется и круг задач, которые необходимо решить семье ради развития общества. Речь здесь идет также и о сотрудничестве в создании нового международного порядка, ибо лишь в рамках мировой солидарности можно рассматривать и разрешать колоссальные и драматичные проблемы справедливости, свободы народов и мира для человечества.

Духовное общение христианских семей, укорененных в совместной вере и надежде и животворимых любовью, составляет ту внутреннюю силу, которая рождает и распространяет справедливость, примирение, братство и мир между людьми. В качестве «малой Церкви» христианская семья призвана быть для мира, подобно «большой Церкви», знаком единства, и тем исполнять свою пророческую роль, свидетельствуя о Царстве и мире Христовом, к чему устремлено все мироздание.

Христианские семьи смогут исполнить это как в деле воспитания — подавая детям пример жизни, основанной на ценностях истины, свободы, справедливости и любви, — так и в деятельных и ответственных усилиях на благо подлинно человеческого роста и зрелости общества и его учреждений, и, наконец, всячески поддерживая объединения, специально призванные заниматься проблемами международного характера.