Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

День 3
Исповедание веры – дело жизни христианина

Третий день Триденствия должен помочь участникам понять важные жизненные задачи в Исповедании веры, которые Христос вложил  в слова: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6,29).

Мысли для медитации и проповеди

Одно Дело среди многих дел

"Иудеи сказали Иисусу: что нам делать, чтобы творить дела Божии?           

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал". (Ин 6,28-29).

Человек спрашивает о многих делах, а Христос указывает на одно Дело. Так было в разговоре с евреями, так также было в разговоре с Марфой: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё". (Лк 10,41-42).

У нас есть только один повод для беспокойства, одна основная проблема, одно определенное дело для выполнения. Это поверить в Того, Кого послал Отец, принять истину, что Бог стал человеком, и открыть Ему двери собственной жизни. Это дело имеет несколько иной характер и иную природу, чем любые внешние задачи, которые решаем. Это вера в то, что мы едины со Христом как ветви с виноградной лозой, как члены человеческого тела с головой. Это вера в то,  что Он позволил нам участвовать во всей своей тайне, благодаря чему мы вместе с Ним и в Нем  являемся детьми Небесного Отца, мы исполнены тем самым Духом, мы разделяем с Ним Его священническую, пророческую и царскую миссию, мы вместе с Ним наследники неба. Особым знаком нашего союза с Ним  является доливание во время Святой Мессы капли воды в вино. После  совершения этого действия вода и вино становятся одной реальностью. Не существует чего-то, что было бы только вином или чего-то, что было бы только водой. Соединились две реальности  и стали одним.

Вера в такое глубокое единение со Христом не является  тем же самым, что молитвенные акты, выполняемая работа или переносимые страдания. Вера открывает человеку глаза  на новую реальность, новое существование, на то,  какие мы есть. Святой Павел называет христиан  новыми людьми. Он говорит, что «все новое» (2 Кор 5,17).

Кто имеет такую веру, тот все переживает в единении с Иисусом и все чаще подвергается воздействию Его Духа. На этом фундаменте нового смысла возникает вопрос о делах,  которые должен делать в жизни. Этих дел много, потому что каждый день мы работаем, встречаемся с людьми, пытаемся реализовать свое призвание. Каждое из них проживается в единении с Иисусом и как ответ на Его любовь. Тогда человек повторяет за святым Павлом: "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня". (Гал 2,20).

Об этом основном Деле жизни, которого ожидает от нас наш Небесный Отец, и которым является вера в Его Сына, напоминает нам также ежедневное чтение исповедания веры. Исповедуя ее, как индивидуально, так и в общине, человек подтверждает, что он хочет жить по вере и  что принимает присутствие Бога в своей жизни.

Главный грех среди многих грехов

Эта истина становится еще более очевидной, когда человек размышляет над словами Иисуса о Святом Духе, обличающего мир о грехе. Оказывается, что, так же, как есть одно Дело, которого ожидает от нас небесный Отец, так есть один Грех, о котором говорит Святой Дух. Вот слова Иисуса: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,  и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден". (Ин. 16,7-11).

Папа Иоанн Павел II, чтобы объяснить эти слова в энциклике о Святом Духе писал: „Обличая «мир» в грехе Голгофы, в смерти непорочного Агнца, как это произошло в день Пятидесятницы, Дух Святой тем самым обличает в каждом грехе, имевшем место в человеческой истории, то есть Он показывает связь греха с Крестом Христа.  Это «обличение» указывает на зло греха, любого греха, в связи с Крестом Христовым. Грех, показанный в такой взаимосвязи, познается во всей глубине зла, присущего ему, из-за «тайны беззакония» (ср. 2 Фес 2,7), которую грех содержит в себе и скрывает. Человеку неведома эта глубина, и он никоим образом не может узнать о ней без Креста Христова. Поэтому он может быть «обличен» в ней лишь Святым Духом: Духом истины, но также и Утешителем.

Ибо грех, рассмотренный в связи с Крестом Христовым, одновременно познается и во всей глубине «тайны благочестия» (ср. 1 Тим 3,16), на что указывает постсинодальное Апостольское обращение Reconciliatio et paenitentia.Без Креста Христова человек находится в полном неведении и об этом измерении греха. И в нем он может быть «обличен» лишь благодаря Духу Святому, Который «проницает и глубины Божии»” (№ 32).

Грех неверия, а также недоверия является уделом не только тех, кто отдалился от Бога. В некотором смысле, он касается также тех, кто упорно трудится, чтобы оставаться верным Божьим заповедям. Размышление над этой тайной привело к возникновению десяти "признаков неверия христиан". Содержащаяся в них формулировка "не верят" является приглашением к размышлению над  теми областями жизни, на которые может оказать давление сомнение и недоверие.

1.   Не верят, что Бог правит миром. Они считают, что миром правят деньги и желание радостного общения.

2.   Не верят, что Бог – это  их истинный Отец. Они считают себя взрослыми и не способны быть детьми.

3.   Не верят, что Христос принес мир миру. Постоянно  чего-то боятся и находятся в состоянии постоянного раздражения.

4.   Не верят, что Христос придал спасительное значение человеческому страданию. Ведут себя так,  как будто крест не имеет никакого смысла.

5.   Не верят, что Христос всегда с ними. Не могут увидеть Его присутствия ни в себе ни в другом человеке.

6.   Не верят, что являются храмом Святого Духа. Ищут Бога вне себя и испытывают внутреннюю пустоту.

7.   Не верят, что они единое Тело Христово - Церковь. Они считают, что  не несут ответственности за происходящее в приходе или епархии.

8.   Не верят, что в Таинствах Бог спешит к ним на помощь. Они хотят быть во всем обязаны только себе и всего достичь своими силами.

9.   Не верят, что лучше умереть, чем согрешить. Они считают, что лучше предать Бога, чем потерять какие-либо земные блага.

10. Не верят, что они посланы в мир, чтобы являть  в нем Царствие Божие. Их идеалом является то, как бы устроиться лучше в этом мире.

 

Даже если у человека нет сомнений в истинах, содержащихся в Символе веры, он может неоднократно подумать достаточно ли сильна его вера, чтобы строить жизнь. Приведенные выше примеры "признаков неверия христиан" могут  помочь в этом размышлении.

Новая евангелизация

Открытие Года Веры было связано с Синодом Епископов о новой евангелизации в современном мире. По завершении Синода епископы написали народу Божьему послание, которое указывает путь вовлечения всех верующих в провозглашение Евангелия  другим людям. Вот некоторые выдержки из этого послания (№ 1-2):

"Зачерпнем света из отрывка Евангелия, говорящего о встрече Иисуса с Самарянкой (ср. Ин 4, 5-42). Нет такого человека - мужчины или женщины – который  в своей жизни не находился бы, как женщина из Самарии, у источника с пустым кувшином, в надежде, что найдет удовлетворение  наиглубочайших желаний сердца, такое, которое, как единственное, может дать полный смысл существованию. Сегодня существует множество источников, которые предлагают человеку утолить жажду, однако стоит их различать, чтобы избежать загрязненных вод. Крайне необходимы целенаправленные исследования, чтобы не стать жертвой разочарований, которые могут быть разрушительными.

Подобно Иисусу у источника в Сихаре, Церковь ощущает, что должна "сесть" рядом  с мужчинами и женщинами настоящего времени, чтобы   Господь присутствовал в их жизни , так чтобы они могли встретить Его, потому что только Его Дух является  водой, дающей истинную и вечную жизнь. Только Иисус может прочитать в глубине нашего сердца и открыть нам истину о нас: "Сказал мне все, что я сделала", - говорит женщина жителям своего города. И эти произнесенные слова – к которым присоединяется вопрос, открывающийся для  веры: "Не Он ли Христос?" - показывают, что тот, кто благодаря встрече с Иисусом обрел новую жизнь, не может сам не стать проповедником истины и надежды для других. Обращенная грешница становится вестником спасения и приводит к Иисусу весь город. Принятие свидетельства ведет людей к личному опыту встречи: "Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос".

Приведение современных людей к Иисусу, на встречу с Ним, это дело нетерпящее отлагательств во всех регионах мира, в тех, в которых евангелизация была давно либо недавно. Всюду на самом деле чувствуется необходимость возрождения веры, которой угрожает ослабление  в  культурных контекстах, препятствующих ее укоренению в личной жизни людей и присутствию в обществе, ясная передача содержания и вытекающие отсюда плоды.

Речь не идет о том, чтобы все   начать  сначала, но чтобы - с   апостольским рвением, характеризовавшим   Павла, который приходит к выводу: "Горе мне, если не благовествую!"   (1 Кор 9, 16) – включиться  в   длительный процесс провозглашения Евангелия,   которое с первых веков христианской эры до наших дней  развивало историю и формировало общины верующих во всех   частях мира. Маленькие или   большие, они являются результатом самоотверженности миссионеров и немалого числа мучеников,   поколений свидетелей Иисуса,   которых вспоминаем с благодарностью".

Заступническая молитва

Введение: Укрепленные словом Божьим, с верою помолимся нашему Творцу и Отцу.

1. Милосердный Боже,  благослови Святейшего Отца N. и всех пастырей Церкви. Пусть безопасно ведут  вверенных им  верующих по пути веры и любви.

2. Господи неба и земли, благослови всех принимающих участие в деле новой евангелизации. Пусть охваченные новым воодушевлением несут благую весть всем, кто отдалился от Бога.

3. Наилучший Отец, благослови всех, кого призвал, чтобы были Твоими свидетелями в мире культуры, политики и экономики. Пусть смело противостоят всем вызовам, которые приходят от мира.

4. Боже милостивый, воззри на тех, кто потерял сокровище веры и не хочет услышать Твой голос. Пусть молитвы и примеры верующих людей помогут им вернуться к Тебе.

5. Всемогущий Боже, окажи милосердие (нашим усопшим N.и) всем тем, ​​кто покинул этот мир. Дай им удел в полноте жизни  и счастье.

6. Наилучший Отец, воззри на нас, здесь собравшихся. Соделай, чтобы Год Веры, который подходит к концу, дал в нашей жизни обильные плоды.

Молитва: Всемогущий Боже, Твоя щедрость превышает желания молящегося народа. Будь прославлен в Твоих дарах и соделай, дабы ни одного из них мы не потеряли. Через Христа, Господа нашего. Аминь.