Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

День 2
Исповедание веры - слово, связанное с символом

Во второй день Триденствия обращаем внимание на разнообразные символы, которые связаны с исповеданием веры во время Евхаристии, а также теми, которые встречаем в повседневной жизни. Мы также предлагаем ознаменовать Год Веры особого рода знаком, напоминающим о Символе веры.

Мысли для медитации и проповеди

Во многих молитвах слова соединяем с жестами. Делаем это, прежде всего, при крестном знамении. Произносим слова, которые чрезвычайно богаты по своему содержанию и делаем знак, который также скрывает в себе важное послание. Сочетание слов с жестами придают молитве еще большую глубину.

Подобное происходит во время первого акта покаяния, который произносим во время Святой Мессы. Исповедуя нашу вину, ударяем себя в грудь, чтобы слова, соединенные  с жестом, еще более ясно выражали то, что мы переживаем в сердце.  В случае акта покаяния – это признание грехов, а также раскаяние и сожаление по поводу их совершения.

Во время евхаристической молитвы священник не только произносит слова, но также делает  много жестов: разводит в стороны руки, протягивает их над дарами, делает крестное знамение над ними, склоняется, а в завершении славословия поднимает вверх Тело и Кровь Христа. Каждый из этих жестов тесно связан с произносимыми словами и более ясно выражает их содержание.

Наклон тела во время чтения Символа Веры

Припоминая себе эту практику Церкви, сегодня хотим более внимательно присмотреться к жесту, предусмотренному в Символе веры, который мы читаем в воскресенье и в торжества во время  Евхаристии. Литургические документы дают такие ​​рекомендации: "Символ веры поётся или читается священником вместе с народом (см. № 68); в это время все стоят. На слова «И воплотившегося...», все совершают глубокий поклон, а в торжества Благовещения и Рождества Христова — коленопреклонение.  (137).

Почему Церковь ввела такой порядок? Вводит его по тому же принципу, по которому вводит  различные жесты в различные молитвы. В этом случае, глубокий поклон, и два раза в год коленопреклонение, имеет цель обратить особое внимание на одну из истин веры. Речь идет о ключевой истине в христианстве, и это истина о том, что Бог стал человеком. Можно ли говорить об этой истине так, как если бы человек говорил о чем-то маловажном? Каждый, кто хотя бы немного понимает  то, чем является  Воплощение Сына Божьего, и что это означает, что Бог жил среди людей и совершал дела искупления, тот не может говорить об этой истине без вновь и вновь переживаемого изумления, восхищения, благодарности и готовности принимать Того, кто также сегодня приходит, чтобы войти в нашу жизнь. Тут не достаточно только лишь слов. Необходимо участие всего тела. Человек склоняется в глубоком поклоне перед тайной, которая  когда-то совершилась и которая постоянно припоминается.

В некотором смысле, прототипом таких действий является переживание Литургии Слова во время Навечерия Пасхи. Когда завершаются чтения из Ветхого Завета  и должны начаться чтения из Нового Завета, литургия предусматривает несколько знаков. На алтаре зажигаются свечи, священник возглашает гимн "Слава в вышних Богу". Все собравшиеся присоединяются к радостному пению, включается орган, бьют колокола,  а министранты звонят  колокольчиками.

Используя этот образ, можно сказать, что во время чтения Символа веры, когда мы произносим, что Бог стал Человеком и жил среди нас, в нашей душе загорается свет и звонят колокола. Это столь важная истина для каждого из нас, что каждый человек склоняется в глубоком поклоне, прославляя Бога, который пришел к нам, и радуясь тому, что и  сегодня Он приходит к нам.

Было бы замечательно, если бы одним из плодов Года Веры, было более глубокое понимание этого знака и переживание его с полным привлечением ума и сердца. Во многих общинах этого знака не существует. Верующие не делают знак поклона, а священники не объясняют значение этого простого действия. Это уникальная возможность, чтобы этот жест, который только внешне кажется маловажным элементом, способствовал тому, чтобы более глубоко переживать все Верую.

 Символы в пространстве нашей жизни

Говоря о знаках, которые сопровождают наше исповедание веры, стоит вспомнить также другие символы, которые родились из веры и эту веру выражают. Когда человек путешествует по городам и селам нашей страны, легко заметит бесчисленное количество религиозных знаков, напоминающих о Боге и о совершенном Им деле искупления.

Говорят об этой истине многочисленные церкви и часовни. Некоторые из них построены в течение многих столетий, другие были созданы в наше время. Каждое из этих священных зданий было возведено верующими людьми, которые хотели иметь место для молитвы. Каждое направляет наши мысли к Богу, который присутствует среди нас.

В самых разных местах мы можем встретить кресты, статуи, храмы и другие символы веры. Часто они напоминают места важных переживаний для людей, таких  как смерть близких или знак благодарности за обретенные милости. Эти символы также побуждают к молитве благодарения или ходатайства. Говорят о Боге, который сопровождает  человека на его дороге жизни.

Религиозные символы в домах

Очень важную роль играют религиозные символы в домах верующих. Те, кто переживают свою веру глубоко и стараются жить в соответствии с ней, как правило, имеют в своих домах такие символы. Исключительное место среди них имеет символ креста. Есть также картины и скульптуры, представляющие Христа, Марию, ангелов или святых.

Во многих домах христиан также есть отдельное место для молитвы в виде небольшого алтаря. Там можно также положить Священное Писание, которое члены семьи читают во время совместной молитвы.

Однако бывает и так, что в некоторых домах людей, которые утверждают, что они верующие, нет никаких религиозных символов. Существуют различные картинки и фотографии, но среди них нет тех, которые прямо говорят о Христе либо о Его Матери, или о Святых.

Окончание Года Веры является хорошей возможностью для того, чтобы посмотреть на украшения наших домов. Возможно, для многих семей видимым плодом работы над своей верой и новой формой ее исповедания перед другими станет размещение в доме религиозных символов или установление в нем специального алтаря или размещение на видном месте нового символа, каким является Символ веры, выгравированный на металлической пластине.

Новый символ в наших церквях и домах

Люди и общины, которые глубоко и с большим увлечением пережили Год Веры, чувствуют также необходимость поддержания видимого символа этого особенного времени. Речь идет не только о том, чтобы с ностальгией вспомнить то, что было раньше, но более интенсивно переживать ценности, которых были заново открыты. Одним из таких сокровищ является Апостольский Символ веры, Символ веры.

Древняя традиция не разрешала писать его на таблицах. Единственным местом, где должно быть вырезано это резюме всей Библии, является человеческое сердце. Оно должно биться каждой из двенадцати истин веры. Ни одна из них не может быть только сухой формулой непонятного содержания. Напротив. С каждой статьи веры, переданной Апостолами, проистекает  жизнь и дает надлежащую глубину человеческой повседневности.

Сегодня тексты Символа веры записаны в различных формах, как в Катехизисах, так и в книгах и на иконках. На окончание Года Веры предлагается для желающих ввести новый вид символа в пространство наших церквей. Он может выполнять важную роль, если будет хорошо истолкован, и если священники будут ссылаться на него в течение литургического года.

Этот символ представляет собой металлическую табличку с текстом Апостольского Символа веры, но сделанную таким образом, чтобы можно было ее закрывать и открывать. Помимо самой таблички необходим также занавес, чтобы в соответствующее время  открывать и закрывать его. Есть несколько мотивов для таких действий:

- Напоминание о древней традиции, которая заповедовала слагать Символ Веры в человеческом сердце, и, следовательно, скрытно от глаз. Закрытый текст двенадцати статей веры отсылает к сердцу  и повелевает задать вопрос, вполне ли ясно Символ веры записан в сердце.

- В традиции Церкви, особенно на Востоке, закрываются все сокровища, чтобы показать, что в них сокрыта тайна, и необходимо к ним подходить со смирением. Занавес позволяет подчеркнуть величину сокровищ, которые имеем. Символ веры является одним из величайших сокровищ христиан.

- Появление в церкви символа, который имеет иной характер, чем уже существующие, может внести вклад в обогащение многих событий, которые переживаем в течение литургического года. Это особенно касается обновления крещальных обетов во время Навечерия Пасхи, празднования таинства крещения, начала или окончания  литургического времени. Тогда можно открывать и закрывать текст Символа веры для того, чтобы помочь каждому поставить  перед собой вопрос о развитии веры.

- Предлагаемый символ был бы также  обогащением  завершения  Года Веры. В Торжество Христа-Царя, был бы закрыт текст Символа Веры (размещенный там, например, во время Триденствия перед завершением Года Веры). После закрытия текста, все были бы приглашены к тому, чтобы исповедовать веру, записанную в сердце. Подробное предложение дается ниже.

Различные формы записи Апостольского Символа веры

При детальном обсуждении Апостольского Символа веры выделяем в нем двенадцать статей веры. Такое описание можно найти, например, в  Катехизисе Католической Церкви. Иногда в тексте Символа веры выделяются некоторые отрывки через написание их большими буквами. Чаще всего выделяются  имена Отца, Сына и Святого Духа, подчеркивая тем самым истину, что в Символе веры мы исповедуем, прежде всего, веру в Бога  Единого в Святой Троице.

Можно также разделить текст Верую на две части. Первая из них является исповеданием веры в Бога, а вторая исповеданием веры в Церковь. При таком подходе, мы, прежде всего, обращаем внимание на тайну Бога Единого в Святой Троице, а затем на тайну присутствия Бога в жизни людей. Благодаря этому присутствию, существует Церковь, а в ней постоянно присутствует тайна прощения грехов и одаривания человека участием в жизни вечной. Эту тайну Церкви и ее деятельности создают  все три Личности Бога. Церковь – это народ Божий, Тело Христово и Храм Святого Духа. Вера в Церковь – это вера в присутствие и действие Бога среди людей в каждом периоде истории и в каждом месте. Поэтому предлагается выделить веру в Церковь в графическом изображении текста Символа веры. Эта форма представления предлагается для размещения в церкви.

 

ВЕРУЮ В БОГА,

Отца  Всемогущего,

Творца неба и земли

И В ИИСУСА ХРИСТА,

Единого Его Сына,

Господа нашего,

который был зачат от Духа Святого,

родился  от Марии Девы.

Страдал при Понтии Пилате,

был распят, умер погребен.

Сошел в ад.

В третий день воскрес из мертвых,

Восшел на небеса,

сидит одесную Бога Отца Всемогущего.

Оттуда придет судить живых и мертвых.

верую
В ДУХА СВЯТОГО,

святую вселенскую Церковь,

святых общение,

оставление грехов,

воскресение плоти,

жизнь вечную.

Аминь.

Верую в

 БОГА

Отца  Всемогущего,

Творца неба и земли

И в Иисуса Христа,

Единого Его Сына,

Господа нашего,

который был зачат от Духа Святого,

родился  от Марии Девы.

Страдал при Понтии Пилате,

был распят, умер погребен.

Сошел в ад.

В третий день воскрес из мертвых,

Восшел на небеса,

сидит одесную Бога Отца Всемогущего.

Оттуда придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого,

святую вселенскую

ЦЕРКОВЬ,

святых общение,

оставление грехов,

воскресение плоти,

жизнь вечную.

Аминь.

Верую в Бога

Отца  Всемогущего,

Творца неба и земли

И в Иисуса Христа,

Единого Его Сына,

Господа нашего,

КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАЧАТ ОТ ДУХА СВЯТОГО,

родился  от Марии Девы.

Страдал при Понтии Пилате,

был распят, умер погребен.

Сошел в ад.

В третий день воскрес из мертвых,

Восшел на небеса,

сидит одесную Бога Отца Всемогущего.

Оттуда придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого,

святую вселенскую Церковь,

святых общение,

оставление грехов,

воскресение плоти,

жизнь вечную.

Аминь.

 

Еще один способ написания текста исповедания веры это выделение  только одного фрагмента. Это именно та часть Символа веры, которая говорит о том, что Бог стал Человеком. Именно эта часть Символа веры выделяется в литургии глубоким поклоном либо коленопреклонением при произнесении слов, которые говорят об этой удивительной истине. Этот поклон предусмотрен при длинном исповедании веры, читаемом в воскресенье и в торжества. Тем не менее, ничто не мешает, чтобы при личном чтении Апостольского Символа веры склонить голову, когда исповедуем из глубины сердца, что Сын Всемогущего Бога стал одним из нас и вошел в нашу жизнь.

Символ веры в домах христиан

Можно также поощрить верующих, чтобы проявили интерес к тому, чтобы разместить символ веры (с занавесом) в своих домах. Это был бы новый вид религиозного знака в пространстве, в котором живет домашняя Церковь. По-новому напоминал бы о вере и ее содержании, и о необходимости принятия сердцем всего откровения и исповедания ее устами, а также всей жизнью.

Закрытие и открытие текста Символа веры могло бы иметь в жизни домашней Церкви свой особый ритуал, связанный с молитвой, религиозной инициацией детей, мобилизацией углубленного изучения истин веры. Обычно текст Символа веры был бы закрыт, но в некоторых случаях родители вместе с детьми могли бы переживать открытие написанного исповедания веры, а затем его закрытие. Символика этих действий уже была  объяснена ранее.

Заступническая молитва

Введение: Благодаря Бога за великий дар веры с упованием вознесем к Нему наши просьбы.

1. Помолимся за Святую Церковь, дабы все ее члены смогли по достоинству оценить сокровища веры, которая была им дарована.

2. Помолимся за правящих нашей Отчизной, дабы они уважали право людей исповедовать свою веру и избегали дискриминации по поводу религиозных взглядов.

3. Помолимся за своих родителей, катехетов и других христиан, которые были для нас свидетелями веры, дабы радовались более глубокому  соединению с Богом.

4. Помолимся за тех, кто потерял свою веру, дабы по милости Божией и  отношению верующих, вернули себе дар дружбы с Богом.

5. Помолимся за наших усопших (особенно за Н.),  дабы мир Бога, который познавали на земле через веру, стал их уделом в небе.

6. Помолимся за нас, здесь предстоящих, дабы мы, благодаря Бога и людей за дар веры, ежедневно вновь открывали насколько  великое сокровище носим в наших сердцах.

Молитва: Боже милостивый, дающий познать себя как доброго Отца, заботящегося  о своих детях. Прими наши смиренные просьбы через Христа, Господа нашего. Аминь.