Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Пс 118,1

День 1 Исповедание веры

– рекомендуемая форма молитвы

 

Первый день Триденствия посвящаем взгляду на Символ веры как на личную молитву, которая должна занимать достойное место среди других форм молитвы. Это не просьба и не благодарение, но исповедание веры. Когда человек откроет величину и глубину этого текста, содержащего в себе всю Библию,  произнесет следующие статьи  веры с  привлечением ума и сердца.

Мысли для медитации и проповеди

 

Христианин читает множество молитв. Он знает "Отче наш" и "Радуйся, Мария", берет в руки розарий либо венчик  Милосердию Божию, молится к святым словами литаний либо новенны, поет песни и участвует  в молебнах. Какое место в этом  богатстве молитв, которые используем, занимает чтение Исповедания  Веры?

Чтение Символа веры как ежедневной молитвы

 

В традиции, передаваемой из поколения в  поколение и до сих пор живущей во многих домах, Апостольский Символ веры  принадлежал и принадлежит к так называемым основным молитвам, то есть базовым и наиболее часто читаемым. Для некоторых христиан основные молитвы являются единственной молитвой, которую они ежедневно читают. Некоторые отошли  от этой традиции по разным причинам. Одной из них могли быть трудности, вызванные ежедневным повторением текста, в котором о них не просили и ни за что не благодарили, но только повторяли, что они верят и во что верят. Зачем сегодня снова повторять что верю, когда уже говорил это вчера и позавчера?

Этот вопрос является очень важным. Действительно ли необходимо ежедневно исповедовать устами свою веру? В Апостольском послании Porta fidei  Папа Бенедикт XVI пишет: " Не случайно христиане первых веков придерживались требования знать Символ веры наизусть. Он служил им ежедневной молитвой, чтобы не забывать обязательства, приятые на себя в Крещении. Многозначительными словами напоминает об этом св. Августин, когда говорит в Проповеди на возвращение Символа веры (redditio symboli): «Символ священной тайны, который вы все вместе получили и каждый из вас сегодня возвращает, – это слова, в коих вера Матери-Церкви прочно утверждается на крепком основании, которое есть Христос Господь. (…) Итак, вы приняли и возвратили то, чего всегда должны держаться духом и сердцем, что должны повторять на ложах ваших, помышлять на площадях и не забывать во время трапезы; то, в чем, даже когда спит ваше тело, сердцем вы должны бодрствовать» "(№ 9)

Ежедневное чтение исповедания веры может быть для человека утомительно и может стать обычным чтением текста. В такую молитву человек не вовлекает сердце, но только уста. Чтобы этого избежать, необходимо постоянно заново открывать произношение исповедания веры как одной из самых красивых молитв христианина.

Чтение Символа веры – это радость созерцания  Бога

 

Вдохновением для такого переживания исповедания веры являются переживания апостолов после воскресения, и среди них радость от того, что они могли увидеть Его. Господь Иисус разъяснял, что чистые сердцем Бога узрят (ср. Мф 5,8). Это, во-первых, созерцание через веру. Много внимания уделил этому вопросу Папа Франциск в своей первой энциклике о вере. Когда человек говорит, что он верит в Бога, то в этих словах содержится начало «созерцания Бога». Вера является чем-то большим, чем теоретическими знаниями. Когда человек во время Святой Мессы, во время чтения Розария или индивидуальной молитвы исповедует соответствующие истины веры, его мысли, внимание и сердце направлены к Богу.

Текст Символа веры раскрывает человеку правду о всемогущем Творце и Отце, о Его Единородном Сыне, который стал человеком, о Святом  Духе, личной Любовью соединяющего Отца и Сына, о Святой Церкви и богатстве даров, которые Христос ей дал. Такое исповедание - это нечто большее, чем просто слова. Когда человек позволяет вере вести его, его глаза все более и более фокусируются на истинном Боге и Его Церкви. Через веру встречает Бога, знает, что Бог здесь и смотрит на него с любовью. Он также смотрит на невидимого Отца, Сына и Святого Духа. Уста произносят слова, которые выражают веру, а сердце погружается в Бога, о котором говорят уста. Тогда исповедание веры  становится также песней любви.

Чтение Символа веры – это пение  любящего сердца

 

Вдохновением для такого переживания «Верую» является фрагмент из книги пророка Исаии: "Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его" (Ис 5,1). Каждая часть исповедания веры повествует о Божьей любви. Бог есть любовь, и Он сотворил мир из любви к человеку. Сын Божий стал человеком из любви к нам. Любовь вела Его на протяжении всей жизни. Любовь - это Святой Дух, Который исходит от Отца и Сына. Из любви Триединого Бога нам даны необыкновенные дары: Святая Церковь, а в ней  прощение грехов и вечная жизнь.

Осознавая это, можно читать Символ веры как самую красивую песню о Боге и Его любви к людям. Эта песня имеет двенадцать строф, а каждая из них, составляя соответствующую статью веры, вызывает трепет сердца и радость души, пробуждает надежду и показывает перспективу жизни, мобилизует к тому, чтобы  с этой благой вестью о Боге и Его любви идти в мир, делает человека способным идти в мир и быть в нем свидетелем Христа. Это новая песня, которую  могут петь только новые люди, те, кто действительно поверил и пошел по пути,  который показала ему вера.

Чтение Символа веры – это сила для преодоления зла

 

Иисус призывал своих учеников: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16,33), а св. Иоанн разъяснял, что благодаря вере мы участвуем в этой победе: "И сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин 5,4). Также св. Павел объяснял, сколь необычное значение имеет вера, исповедуемая устами: "Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим 10,9-10).

Исповедание веры имеет огромное влияние на жизнь человека. Чем усерднее человек исповедует веру, тем сильнее она становится. Это также относится к чтению Символа веры. Святой Амвросий писал: "Этот Символ является духовной печатью, медитацией нашего сердца и как бы его вездесущей защитой. Несомненно, является сокровищем, которое мы сохраняем в нашем сердце". Подобным образом важность Символа показывал св. Августин: «Вы получите формулу веры, называемую Символом. Как только вы примете его, опечатайте им сердце и тихо повторяйте его ежедневно. Прежде чем заснете, прежде чем выйдете, облачитесь в ваш Символ".

Символ, а именно двенадцать статей веры, записанные в сердце и исповеданные устами, словно доспехи, которые защищают человека от искушений злого духа, и как оружие, которое позволяет сражающемуся победить. Одним из примеров такого переживания исповедания веры является св. Викентий де Поль. В какой-то момент своей жизни он переживал время тьмы и больших искушений против веры. "По исчерпанию сил Викентий переписал "Верю в Бога" на лист бумаги, и поместил его у своего сердца, говоря Господу Богу, что всякий раз, когда подвергнется нападению со стороны сатаны, приложит руку к груди, тем самым, говоря, что с отвращением отвергает атакующего" (А. Лаведан Капеллан Викентий с галер, 87).

Здесь следует еще раз повторить слова св. Апостола Иоанна: "И сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин 5,4).

Символ веры – это сокровище, которое передаем

Когда оглашенные подготавливаются к принятию таинства христианского посвящения, Церковь передает им во время  специальных обрядов две молитвы. Первой из них является Символ веры, а второй - молитва Господня. Обе представляют собой краткое содержание Евангелия, обе принадлежат к величайшим сокровищам, которые имеет Церковь и которыми делится. В обоих сокрыта сила, способная преобразить жизнь человека, обогатить жизнь семьи, придать новый динамизм жизни приходской общины.

Пусть по окончании Года Веры Апостольский Символ станет для всех членов приходской общины любимой и одной из самых красивых молитв, которые они читают. Пусть все по-прежнему открывают для себя красоту этой молитвы, повествующей о Боге и человеке, вводящей  каждого из нас в мир любви,  все побеждающей.

Заступническая молитва

Введение: Благодаря Бога за великое сокровище веры, всматриваясь в глубокую веру Святых, с уверенностью направим к Богу наши просьбы.

1. Помолимся за Петра нашего времени, Папу нашего Франциска, дабы неустанно укреплял своих братьев в вере согласно  заповедям Христа.

2. Помолимся за епископов и священников, дабы их ежедневная забота об укреплении веры народа Божьего, приносила обильные плоды в жизни епархии и прихода.

3. Помолимся за правящих народами, дабы смотря на пример святых правителей и политиков, умели служить тем,  которыми правят.

4. Помолимся за христианские семьи, дабы помнили о том, что они являются домашней Церковью и силой веры замечали присутствие Христа в своей повседневной жизни.

5. Помолимся за наших усопших родных и близких (особенно за N., также за тех, кого поручаем Богу в молитвах поминовения), да возрадуются в вечности участию в общине искупленных.

6. Помолимся за нас самих, дабы мы по примеру первых христиан ежедневно читали Символ веры, исповедуя устами веру, которую мы носим в сердце.

Молитва: Всемогущий Боже, в Твои руки отдаем нашу жизнь и Тебе доверяем все наши заботы, ибо Ты наш Господь и Спаситель. Тебе слава во веки веков. Аминь.

Поклонение Святым Дарам

Во многих епархиях в первое воскресенье месяца после Святой Мессы переживается Поклонение Святым Дарам. Оно не заменяет проповеди, но благодаря ему каждый может в личной молитве вернуться к темам, затронутым в проповеди. Поэтому  основная часть поклонения переживается в  тишине.

 

Пение на выставление Святых Даров.

Св.: Будь прославлен, Господь наш и Спаситель, в благодати веры, которая ведет нас к Тебе, и благодаря которой мы познаем, сколь великие сокровища Ты приготовил для нас в Евхаристии. Жаждем, чтобы наша вера неустанно росла, а наше исповедание веры, выраженное устами, проистекало из глубины наших сердец. Сегодня, оставаясь в молчании пред Тобою, Боже наш, мы задаем себе вопросы: Читаем ли мы исповедание веры ежедневно? Является ли оно одной из самых красивых  молитв, в которых мы исповедуем, насколько велик и силен Бог и как сильно Он нас любит?

Дольше молитва в тишине. Она является основной частью поклонения.

Св: Иисус, с верой пребываем перед Тобой в молитве. Исповедуем, что Ты присутствуешь здесь в своей Божественной и Человеческой природе. Сокрытый под покровом хлеба неустанно находишься рядом с нами. В заключении нашей совместной молитвы просим Тебя о благословении. Пусть снизойдет на нас и сопровождает нас на путях нашей жизни, чтобы  мы никогда не отдалились от Тебя.

Пение и благословение  Святыми Дарами.

Пение.