Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

Комментарии на Священное Пасхального Триединстве

 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

МЕССА ВОСПОМИНАНИЯ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

Дарохранительница должна быть пустой, вечная лампада - погашена. Для Причащения духовенства и верных сегодня и завтра во время этой Мессы необходимо освятить достаточное количество хлеба.

Кроме гостий для Предстоятеля, необходимо освятить гостию для выставления. Желательно, чтобы входная процессия совершалась длинным путем.

Комментарии перед Литургией

Сегодняшней Евхаристией мы начинаем трехдневное празднование Пасхальной Тайны Страстей, Смерти и Воскресения Богочеловека Иисуса Христа.

ПАСХА означает переход. Переход Ангела Господня, описанный в Ветхом Завете, который обошел сынов Израиля и покарал всех первородных в Египте. Эта казнь заставила фараона выпустить из земли египетской Избранный Народ. Это был переход от рабства к свободе, от вражды с Богом к состоянию обновленной в Завете дружбы.

На столах израильтян находился агнец, закланный в жертву. Его кровью окропили двери в знак примирения. Избранный Народ принимал пасхальную трапезу в готовности к дороге, стоя с дорожным посохом в руке. Ели хлеб без закваски и горькие травы как знак горечи рабства.

Сегодняшний вечер Великого Четверга - это продолжение ветхозаветной Пасхальной трапезы, которую Христос наполнил в Горнице новым содержанием. Иисус, на которого Иоанн Креститель указал как на Агнца Божия, берущего на Себя грех мира, Спаситель, пришел, чтобы принести Себя в жертву за нас, чтобы примирить со Своим Отцом. Он уничтожил губительную власть сатаны над миром. Новый Израиль - Народ Божий, то есть все мы, оставляем рабство греху не для какой-то другой новой земли, но для Царства Божия, владыкой которого является сам Бог.

 

Это новое содержание, подчеркнутое сегодня в Литургии, имеет три момента:

• установление Евхаристии;

• освящение избранных в таинстве священства;

• призыв к истинной любви, подчеркнутый омовением ног ученикам.

Собираясь в этот вечер вокруг Господа нашего Иисуса Христа, как Его ученики на Тайной Вечере, мы будем участвовать в тех же самых делах Божьих. Сам Иисус, приглашая нас к совместной трапезе, возьмет хлеб и вино и преобразит в Свое Тело и Кровь, чтобы накормить нас. Он делает все это из любви к нам. Будем стремиться, чтобы участие в этой Жертве Нового и Вечного Агнца дало нам силы и благодать для перехода из царства тьмы в Царство Сына Божия, а для этого:

• с радостной благодарностью будем участвовать в этой Святой Мессе и

принимать Святое Причастие,

• пусть и наши дома напоминают Горницу, где Христос молился за учеников, служил им, являя Свою величайшую любовь.

Начинается литургия воспоминания Тайной Вечери.

1. ВХОДНОЕ ПЕСНОПЕНИЕ

3. ВВЕДЕНИЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ

Дорогие братья и сестры, вместе со всей Церковью мы сегодня вспоминаем память того дня, когда Господь наш Иисус Христос воссел с учениками за стол, чтобы во время Тайной Вечери установить таинства священства и Евхаристической Жертвы. Под видом хлеба и вина Он принес за грехи мира жертву Своей жизни, которую Кровью Своей завершил в Страстную Пятницу на древе Креста.

С благодарностью и смирением станем перед Богом, Который нас, грешных, так возлюбил, что послал нам Сына Своего Единородного, чтобы Он искупил нас и стал нашим хлебом насущным на пути христианской жизни.

4. АКТ ПОКАЯНИЯ

5 . СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ

(звонят все колокола)

6. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

7. ЛИТУРГИЯ СЛОВА

Введение в первое чтение: Исх 12,1-8.11-14

Чтение из Книги Исхода говорит о Божьей заповеди празднования Пасхи, о заповеди, касающейся вкушения трапезы. Жертва Пасхального Агнца защищает от гнева Божия и должна повторяться ежегодно в память  обновления завета с Богом и исхода из Египта - страны рабства.

Введение во второе чтение: 1 Кор 11, 23-26

На трапезе тайной вечери сам Иисус Христос стал истинным Агнцем, закланным за нас и данным нам в пищу на нашем пути к небесному отечеству. Будем же всегда помнить, что у алтаря Господь совершает то же самое, что соделал в Горнице и на Голгофе.

Введение в третье чтение: Ин 13,1-15

Иисус Христос в знаке омовения ног дает нам пример истинной любви и смирения. Так же должны поступать и мы - любить друг друга и служить друг другу. Будем же учиться этому, чтобы нам сделаться причастными великой любви Иисуса Христа.

8. ПРОПОВЕДЬ

9. МОЛИТВА ВЕРНЫХ

10. ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ

11. МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

12. ПРЕФАЦИЯ О ПРЕСВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ

13. ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ

С ВОСПОМИНАНИЕМ ТАЙНЫ ДНЯ (в Римском Каноне собственные разделы).

14. ПРИЧАЩЕНИЕ

15. МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

После Причащения Процессия перенесения Святых Даров на АЛТАРЬ

ПОКЛОНЕНИЯ.

 

Комментарий перед

Процессией перенесения Святых Даров на Алтарь Поклонения:

Сейчас Пресвятые Дары будут перенесены в Процессии на Алтарь Поклонения. Будем сопровождать священника нашими совместными молитвами и вместе поклоняться Господу нашему Иисусу Христу. Воспоминание Великого Четверга не может исполнить нас скорбью, но только радостью и благодарением. Будем же бодрствовать пред Иисусом Христом, Который ждет и готовится к смерти, но прежде всего ожидать Его славного воскресения, которое есть основа нашей веры, полнота нашей надежды и к которому ведет путь Божественной любви.

Предстоятель наполняет кадило, окаждает Святые Дары, принимает наплечный плат и переносит Святые Дары на Алтарь Поклонения. В начале процессии следует крест, а перед Святыми Дарами - свечи и кадило. В это время поются евхаристические песнопения. По прибытии к Алтарю Поклонения предстоятель устанавливает дароносицу в дарохранительницу, затем наполняет кадило и окахдает Святые Дары. Поется песнь «Эту тайну Пресвятую...». Затем все служители поклоняются некоторое время в тишине и (после коленопреклонения) удаляются в ризницу. С алтарей снимаются покровы (в тишине).

 

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

ЛИТУРГИЯ ВОСПОМИНАНИЯ СТРАСТЕЙ ГОСПОДНИХ

По древней традиции сегодня и завтра Церковь не совершает Евхаристии. Алтарь должен быть обнажен: без креста, без свечей, без покровов. Следует приготовить: литургические облачения, крест для поклонения, свечи, коврик, на котором простирается ниц предстоятель, миссал,корпорал, пурификатор, алтарный покров, наплечный плат.

Комментарии перед выходом Предстоятеля и прислуживающих:

Сегодня мы пребываем в праздновании Пасхальных событий. В этот день мы переживаем спасительные Страсти и Смерть Христа на Кресте, черезкоторые совершилось наше спасение.

Переход - ПАСХА - из греха к жизни, наше примирение с Отцом требовало уничижения Праведного. Христос, чтобы изгладить наши грехи, прежде взял на Себя их тяжесть. Он делает смерть предметом действенной и  спасительной жертвы, а крест - знак позора и наказания злодеев - орудием

победы, древом жизни. Литургия Великой Пятницы Страстей и Смерти Господа представляет истины, говорящие о необходимости и действенности страдания для совершения нашего спасения.

Это единственный день в году, когда Литургическое Собрание Церкви не совершает Евхаристической Жертвы, что подчеркивает особый характер этого дня - дня смерти Сына Божия. Ибо Он был выдан в руки людей, которые «поступили с Ним, как хотели». Скорбь Великой Пятницы - это действительная и глубокая печаль, но это печаль «от Бога», как говорит св. Павел, это скорбь нашего сокрушения, которое рождает надежду.

Литургия Страстной Пятницы состоит из четырех частей:

• Литургии Слова;

• Поклонения Кресту;

• Святого Причастия;

• Процессии ко Гробу Господню

Литургия начинается без Входного песнопения. Первая часть литургии Страстной Пятницы - Литургия Слова начнется временем молчания. Священник с прислуживающими простирается ниц (становится на колени) -

мы преклоним колени, чтобы внутренне приготовиться принять слово Божие.

Затем священник произнесет слова древней молитвы, прося Бога, упразднившего смерть через Страсти сына Своего, чтобы Он даровал нам благодать освящения.

Сейчас священник начнет обряды Литургии Великой Пятницы Страстей и Смерти Господа Иисуса Христа.

Начинается литургия Страстной Пятницы.

Предстоятель с прислуживающими в облачениях красного цвета в молчании следуют к месту предстоятеля. Там простираются ниц (либо становятся на колени) и некоторое время молятся в молчании. Предстоятель с прислуживающими встает и произносит (не поет) молитву.

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

2. ЛИТУРГИЯ СЛОВА

Введение к первому чтению: Ис 52,13- 53,12

Чтение из книги пророка Исайи открывает нам потрясающий образ страданий и смерти отрока Господня. За шесть веков до Христа пророк точно описал страдания обещанного человечеству Мессии. Будем же помнить о том, что Сын Божий был наказуем и унижаем и за наши грехи и беззакония.

Введение ко второму чтению: Евр 4,14-16; 5,7-9

Второе чтение говорит о Христе как о великом Первосвященнике, прошедшем небеса, подобном людям во всем, кроме греха. Он может сострадать нам в наших нуждах, и мы можем прибегать к Нему с великим упованием. От Него мы учимся послушанию воле Отца.

Введение к третьему чтению: Ин 18,1 -19.-42

Описание страстей Иисуса Христа – кульминационный момент Литургии Слова, когда особым образом объясняется спасительная смерть Христа, которую Он совершил за наши грехи. Христос жаждет спасти всех людей без исключения, и это есть основание нашей надежды. При словах «И, преклонив главу, предал дух» мы все становимся на колени.

Может следовать краткая проповедь.

3. ПРОПОВЕДЬ

Комментарий после проповеди:

Церковь через свои молитвы включает нас во всеобщую молитву единого Первосвященника. Его ходатайство, ставшее всесильным через жертву на Кресте, объемлет собой всех людей и их нужды. Поэтому будем молиться за всех людей и весь мир.

Сначала возвещаются намерения молитвы, после чего мы все молимся в молчании. Затем священник завершит молитву всего собрания особой просьбой. Каждым раз мы отвечаем «Аминь», что должно выражать наше осознанное включение в молитву и особое подтверждение того, о чем мы просим.

Следуют воззвания Всеобщей Молитвы.

4. ВСЕЛЕНСКАЯ МОЛИТВА

5. ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ

Священник с министрантами (один из прислуживающих) удаляется за крестом. Начинается обряд процессионального внесения креста, во время которого трижды поется «Вот древо креста». По сторонам креста следуют аколиты со свечами.

После каждого ответа верных «Придите, поклонимся» все становятся на колени. После принесения креста в пресвитерий начинается поклонение. Для поклонения предлагается только один крест. Можно сообщить порядок поклонения. Можно также совершить этот обряд в другой форме (выставление креста на одном месте).

Комментарий перед внесением креста:

Начинается вторая часть литургии Страстной пятницы - поклонение Кресту, который сейчас будет внесен в процессии. Взирая на Крест, открываемый священником, будем помнить, что на нем был распят Спаситель мира. Сын Божий, ставший человеком, хотел быть вознесенным на Кресте, чтобы тем самым всех привлечь к Себе. На каждое воззвание:

«Вот древо Креста» - отвечаем: «Придите, поклонимся» - и становимся на колени. Затем наступает поклонение Кресту - орудию нашего спасения.

Помня о распятом на нем Спасителе, сегодня мы встаем перед Крестом на колени и почитаем его целованием.

Во время поклонения можно петь песнопения в честь Креста.

6. ПРИЧАЩЕНИЕ

Когда поклонение Кресту заканчивается, свечи остаются около Креста, но не ставятся на алтаре. Алтарь накрывается покровом, на него возлагают корпорал и миссал.

Комментарий после причащения:

Сейчас священник перенесет на алтарь Христа в Евхаристии. Перед причащением будем читать Молитву Господню, к которой нас призовет священник. Сегодня эта молитва приобретает особое звучание, ибо мы все соединяемся вместе, так как искуплены Сыном Божиим. Принимая Его в Причастии, мы уподобляемся Ему также в самопожертвовании и ежедневном послушании Богу Отцу даже до смерти.

Священник (диакон) с министрантами следуют к алтарю поклонения, откуда переносят Святые Дары. В этой процессии используются свечи, которые затем располагаются на алтаре. Во время процессии сохраняется молчание, не используется даже трещотка.

7. МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАЩЕНИЕМ

Во время Причащения можно петь евхаристические песнопения.

8. МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Когда заканчивается причащение, подготавливаются ароносица,

покрытая полупрозрачным белым покровом, и трещотки. В это время могут быть сделаны объявления.

Комментарий перед началом крестного хода ко Гробу Господню:

Крестный ход ко Гробу Господню является народным обычаем. Изображение Христа во Гробе указывает на смерть Спасителя. Однако над этим изображением будет пребывать Живой Христос в Святых Дарах. В наших молитвах у Гроба Господня будем стремиться понять истинный смысл смерти и воскресения Христа. Предстоятель наполняет кадило, кадит Святые Дары., надевает наплечный плат и, взяв дароносицу, начинает Крестный ход ко Гробу Господню. Во время Крестного хода поются соответствующие песнопения. Предстоятель произносит особую молитву перед Святыми Дарами в Гробе Господнем. По окончании литургии Страстной Пятницы алтарь вновь обнажается. Остаются Крест и свечи.

Сегодня и завтра до начала Навечерия Пасхи перед Крестом совершается коленопреклонение.

 

СВЯТАЯ СУББОТА

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПИЩИ

Приветствие и вступительное слово:

Освящение праздничных блюд - давний обычай Церкви. Он напоминает нам об истине, которую св. Апостол Павел выразил такими словами: «Едите ли вы, пьете ли, или что другое делаете - все это делайте во славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Вкушение пищи - это тоже священнодействие, поэтому мы молимся до и после еды, а в самый большой праздник, на Пасху, освящаем также и пищу.

Завершив святой пасхальный пост и встретив Воскресшего Господа на

пасхальной Божественной Литургии, мы вернемся с радостью в свои дома и вместе со Христом сядем за общий праздничный стол. Мы окажем взаимную доброжелательность: когда будем поздравлять друг друга, говорить каждому свои праздничные пожелания, делясь при этом освященными яйцами - символом новой жизни.

С.: Попросим Господа, всегда присутствующего среди тех, кто любит

Его, дабы Он благословил эту пищу к пасхальному столу.

Все молятся некоторое время в тишине, после чего благословляющий

говорит:

С.: Господи Иисусе Христе, Ты в день перед Своим страданием и

смертью велел ученикам приготовить пасхальную вечерю, в день

Воскресения принял приглашение двух учеников и сел с ними за стол, а

поздно вечером пришел к Апостолам, чтобы вместе с ними вкусить пищи;

просим Тебя, дай нам с верою ощущать Твое присутствие среди нас во время

праздничного пира в день Твоей победы, дабы мы могли радоваться участию

в Твоей жизни и воскресении.

Хлеб живой, сошедший к нам с небес и в Святом Причастии дающий

жизнь миру, благослови + этот хлеб и все праздничные изделия из хлеба в

память о том хлебе, которым Ты накормил народ, внимавший Тебе в

пустыне, и который Ты после Своего Воскресения приготовил у озера для

Своих учеников.

Агнец Божий, победивший зло и омывший мир от грехов, благослови +

это мясо, колбасы, копчености и все блюда, которые мы будем есть в память

о Пасхальном Агнце и о праздничных блюдах, которые Ты вкушал вместе с

Апостолами во время Тайной Вечери. Благослови также эту соль, чтобы она

сохраняла от порчи.

Христе, Жизнь и Воскресение наше, благослови + эти пасхальные яйца,

дабы мы, делясь ими с близкими и гостями, могли также делиться друг с

другом той радостью, что Ты - рядом с нами. Дай нам всем прийти однажды

на вечный пир Твой, туда, где Ты живешь и царствуешь во веки веков.

Все: Аминь.

Служитель молча кропит пищу освященной водой. Затем приглашает

всех принять участие в поклонении Кресту, молитвах у Гроба Господня, в

Литургии Навечерия Пасхи и Пасхальном Крестном ходе.

СВЯТАЯ НОЧЬ

ЛИТУРГИЯ НАВЕЧЕРИЯ ПАСХИ

Перед началом Навечерия Пасхи надлежит завершить поклонение при Гробе Господнем следующим образом:Священник начинает краткое евхаристическое песнопение, затем вынимает Св. Гостию из дароносицы и убирает в дарохранительницу. Изображение Христа закрывается белым полотном. После этого в храме гасится весь свет, за исключением вечной лампады или двух свечей около дарохранительницы. Перед храмом (или в притворе) должен быть приготовлен огонь. Первая часть литургии Святой Ночи проходит вне пресвитерия.

Для первой части необходимо приготовить: пасхальную свечу, освященную воду, зерна, резец, свечи для прислуживающих, пустое

кадило.

 

Комментарий перед началом литургии:

Сегодня мы начинаем торжественное празднование Пасхи Воскресения Господня. Мы вспоминаем Пасхальную Тайну, Тайну перехода. Сегодня мы будем размышлять о многих аспектах этого перехода:

* через воды Красного моря и воды крещения,

* от смерти к жизни,

* из тьмы ко свету,

* из падения к жизни во славе.

Мы должны помнить, что наш переход приготовил Господь наш Иисус

Христос через Пасхальную Тайну страстей, смерти и воскресения.

Обряды Литургии Навечерия Пасхи включают в себя:

* Литургию Света,

* Литургию Слова,

* Литургию Крещении, во время которой мы также обновляем обеты

крещения,

* Евхаристическую Литургию, которая является вершиной сегодняшнего торжества: Воскресший Господь дарует нам в пищу Свое истинное Тело в Евхаристии.

Благословение огня будет совершаться во дворе перед храмом. Поэтому мы приглашаем всех направится вслед за священником к месту, где начинается богослужение.

 

1. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОГНЯ

Священник благословляет новый огонь, символ жизни и власти Бога над нами и миром. После благословения огня перед Предстоятелем встает министрант с Пасхальной свечей. Свеча не зажигается до окончания обрядов ее благословения.

2. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛА

 

Комментарий после приближения к костру:

Сейчас будет благословлена Пасхальная свеча, Пасхальная свеча -символ Христа Господа, вечного Света мира. В течение пасхального времени эта свеча, стоящая около алтаря, будет символически напоминать о присутствии среди нас Воскресшего Христа.

Священник чертит на свече крест - знак спасения, первую и последнюю буквы греческого алфавита и цифры этого года. Христос после воскресения сохранил следы ран, поэтому священник вкладывает в Пасхальную свечу пять зерен ладана в форме креста.

Теперь Предстоятель зажжет Пасхал от нового огня, чтобы, в торжественной процессии внести в храм. Христос, которого эта свеча особым образом символизирует, вошел в новую жизнь во славе. Пусть же эта новая жизнь станет и нашим уделом.

 

3. ПРОЦЕССИЯ

Выстраивается процессия в храм. Во главе идет министрант с кадилом, за ним Предстоятель с Пасхалом, далее - священники, прислуживающие, народ. Предстоятель трижды воззовет: «Свет Христов», на это мы все отвечаем: «Благодарение Богу».

После второго воззвания Предстоятеля священники, министранты и верные зажигают от Пасхала свои свечи. После третьего воззвания зажигается свет в храме. Подойдя к алтарю, Предстоятель следует на свое место. Диакон ставит Пасхал на подставку посреди пресвитерия или около амвона. Затем наполняется кадило, если есть диакон, то он просит благословения. Предстоятель или диакон подходит к миссалу,

кадит миссал и Пасхал и начинает петь Провозглашение Пасхи.

Комментарий перед пением Провозглашения Пасхи:

Стоя с горящими свечами, примем радостное Провозглашение Пасхи в честь воскресшего Иисуса Христа. Господь Бог через пустыню провел Свой народ в Землю Обетованную, идя перед ним в виде огненного столпа. Со дня крещения мы все странствуем в Царство Небесное по пути, который освещает для нас Христос. Кто следует за Ним, тот не погибнет во тьме.

4. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ

5. ЛИТУРГИЯ СЛОВА

Гасим свечи и садимся. Слушаем Слово Божие, обращенное к нам в чтениях из Ветхого и Нового завета, После каждого чтения и ответного псалма мы встаем и вместе с Предстоятелем молимся особой молитвой.

Предстоятель может сам обратится к верным со словами комментария,

приведенного в миссале. Затем следуют чтения.

Введение к первому чтению: Быт 1,1- 2,2

Бог, Творец мира, призвал к бытию человека, которого сотворил по Своему подобию. В таинстве Крещения в нас обновляется Образ Божий, который нарушен первородным грехом. Поэтому сегодня мы слушаем рассказ о деле Сотворения.

1-ое чтение

Ответный псалом

Молитва Предстоятеля

 

Введение ко второму чтению: Быт. 22,1-18

Жертва Авраама, готового принести в ней своего единственного сына Исаака, является прообразом жертвы предвечного Отца, приносящего Христа, Своего единого Сына. Спасение Исаака от смерти - награда за веру Авраама. Так же и наше воскресение во Христе через Крещение зависит от силы нашей веры в слово Божие.

2-ое чтение

Ответный псалом

Молитва Предстоятеля

Введение к третьему чтению: Исх 14,15 - 15,1

Чудесный переход через Красное море не только освободил из рабства избранный народ, но освобождает также и нас через воды крещения, которые продолжают то, что началось во время Исхода. Крещение вводит нас в истинную землю обетованную. Именно поэтому мы сегодня совершаем ежегодную память нашего освобождения и истиной свободы. После этого чтения не произносится воззвание «Слово Божие» и мы не отвечаем «Благодарение Богу», так как это благодарение выражает песнь, продолжающая чтение. Вместе с Моисеем и сынами Израиля мы хотим благодарить Господа за освобождение из рабства греха и смерти.

3-ое чтение

Ответный псалом

Молитва Предстоятеля

Введение к четвертому чтению: Ис 54,5-14

Из тайны смерти и воскресения Христа родилась Церковь, Новый Народ Божий, возлюбленная Невеста. Это возвещает пророчество Исайи, говорящее о красоте нового града Иерусалима, города - невесты, то есть Церкви, в которую мы вошли через крещение.

4-ое чтение

Ответный псалом

Молитва Предстоятеля

Введение к пятому чтению: Ис 55,1-11

Пророчество Исайи возвещает новый Завет, который произойдет из воды крещения и слова Божия, так действенно и сильно слово Его. Пусть слово Господа, сказанное устами Исайи, принесет плоды и в нас.

5-ое чтение

Ответный псалом

Молитва Предстоятеля

 

Введение к шестому чтению: Вар 3,9-15.32 - 4,4

Возрожденные крещением водой и Духом Святым, доверимся мудрости Божией, содержащейся в заповедях Божиих. Жить по мудрости Божией - значит подражать Христу и поступать в сиянии Его пасхального света.

6-ое чтение

Ответный псалом

Молитва Предстоятеля

Введение к седьмому чтению: Иез 36,16-17а.

Пророк Иезекииль за шесть веков до Христа возвещает единое и окончательное очищение в таинстве крещения через «окропление чистою водою». Бог даровал нам Духа Святого и обновил наши сердца.

После последнего чтения из Ветхого Завета, ответного псалма и молитвы Предстоятеля зажигаются свечи на алтаре.

 

6. СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ

(во время пения звонят колокола)

7. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

 

Введение к восьмому чтению: Рим 6, 3-11

Слова апостола, которые мы сейчас услышим - это призыв, обращенный ко всем нам. В день крещения мы умерли для греха и восстали к новой жизни. Будем жить как свободные, а не как рабы.

После чтения Послания (Рим 6, 3-11) все встают. Священник, торжественно начинает «Аллилуйя», после чего кантор поет тветный псалом. Во время Евангелия, которое читается непосредственно после псалма, не используются свечи, но можно использовать кадило.

8. ЕВАНГЕЛИЕ

Может следовать краткая проповедь.

 

9. ЛИТУРГИЯ КРЕЩЕНИЯ

 

Комментарий перед благословением воды:

Во всех решениях важных событиях мы просим о заступничестве наших Сестер и Братьев, которые уже радуются во славе Воскресшего Христа. В Литании Всем святым попросим наших святых покровителей о (благодати для наших сестер и братьев, которые сегодня принимают крещение) помощи для нас всех, чтобы мы верно исполняли Завет с Богом, заключенный в таинстве Крещения.

8. ЛИТАНИЯ ВСЕМ СВЯТЫМ

Сейчас священник освятит воду.

9. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОДЫ

 

Комментарий после благословения воды или крещения:

Сейчас мы обновим обеты, принятые во время Крещения. Встанем и зажжем свечи. Отвечая на вопросы Предстоятеля, отречемся от всего, что отдаляет нас от Бога, и вновь исповедуем нашу веру. После этого священник окропит нас освященной водой. За обновление обетов Крещения в Навечерие Пасхи Церковь дает полную индульгенцию, при условии исповеди, причащения и молитв в интенции Святого Отца.

10. ОБНОВЛЕНИЕ ОБЕТОВ КРЕЩЕНИЯ, ОКРОПЛЕНИЕ ВОДОЙ

После окропления Предстоятель возвращается на место предстоятеля. Опускается исповедание веры, сразу следует Молитва верных.

11. МОЛИТВА ВЕРНЫХ

12. ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ

 

Комментарий перед Евхаристической литургией

Мы обновили благодать святого Крещения, которым мы были во Христе воскрешены к новой жизни. Воскресший Господь приглашает нас на Свою пасхальную трапезу.

В этой Жертве через таинство совершается переход Христа через смерть к жизни, участниками которой мы все являемся. В полноте пасхальной радости благодарим Бога Отца за дар воскресения Христа и наше участие в нем через крещение и Евхаристию.

Предстоятель подходит к алтарю и начинает Евхаристическую

литургию. Верные, особенно новокрещенные, могут принести в процессии дары.

13. МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

14. ПРЕФАЦЯ ПАСХАЛЬНАЯ

В Римском Каноне собственные разделы

15. ПРИЧАЩЕНИЕ

16. МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

17. ТОРЖЕСТВЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ (если не будет Крестного хода)

КРЕСТНЫЙ ХОД ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Крестный ход Воскресения Господня является торжественным провозглашением Воскресшего Христа и призывом ко всему творению участвовать в победе Воскресшего Господа. В зависимости от условий и традиции Крестный ход совершается после Навечерия Пасхи или утром перед первой Мессой. Если Крестный ход совершается после Навечерия Пасхи, то в конце Мессы опускаются приветствие, благословение и отпуст. Сразу после Молитвы после Причащения духовенство и верные следуют ко Гробу Господню, где совершается выставление Святых Даров и каждение. Священник обращается ко всем со следующими словами:

В Навечерие Пасхи мы слышали призыв: «Да ликует ныне ангельское воинство, веселясь о тайнах божественных; и о победе столь великого Царя да возвестит труба спасения! Да возрадуется земля, озаряемая столь дивным сиянием и освещенная блеском Царя веков, и да ощутит весь мир, что рассеялся мрак! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием столь дивного света! И да исполнится это место великого гласа людского!»

Послушные этому призыву, последуем Крестным ходом за Воскресшим Господом, чтобы исповедовать нашу веру в Его победу над смертью и адом. Возблагодарим Воскресшего Господа, присутствующего среди нас в Святых Дарах, за то, что Он открыл верным Своим врата Царства Небесного.

Предстоятель, накинув наплечный плат, берет дароносицу, и начинается Крестный ход с торжественным, пением в честь Воскресшего Христа. Во главе Крестного хода следует прецессионный крест, украшенный красной столой, и скульптура Воскресшего Христа. Если возможно, Крестный ход выходит наружу, обходит храм один или три раза. По возвращении Крестного хода к главному алтарю крест и скульптура устанавливаются вблизи алтаря. Священник запевает гимн «Тебя, Бога хвалим». По окончании гимна читает молитву перед Благословением (см. миссал), благословляет верных Святыми Дарами и помещает их в дарохранительницу. Если Крестный ход будет совершен утром, то по окончании Навечерия Пасхи на алтаре Гроба Господня совершается выставление Святых даров и каждение. Дароносица не покрывается вуалью.

Уже не поются великопостные песнопения, но только евхаристические.__