Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Пс 118,1

Новенна перед беатификацией Папы Иоанна Павла II

VIII неделя (17-23 апреля):

Чтобы наша молодежь созидала свою жизнь на прочном фундаменте Божьего Слова и была надеждой завтрашнего дня

5 скорбная тайна: смерть Иисуса на крест

 

8-е размышление на 17 апреля:

Молодежь ищет смысла своей жизни

 

Вопрос о вечной жизни …

5. Что мне делать, чтобы жизнь моя обрела ценность и имела смысл? Этот волнующий вопрос в устах евангельского юноши звучит следующим образом: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?". Человек, задающий такой вопрос, говорит ли он на всё ещё понятном сегодняшним людям языке? Не являемся ли мы поколением, которому мир и преходящий прогресс совершенно заполнил собой горизонт бытия? Мы мыслим, прежде всего, в земных категориях. Если мы выходим за пределы нашей планеты, то делаем это с целью приступить к межпланетным полётам, передавать сигналы на другие планеты и посылать космические зонды в их направлении.

   Всё это стало содержанием нашей современной цивилизации. Наука, наряду с техникой, ни с чем не сравнимым образом раскрыла возможности человека по отношению к материи и, равным образом, ей удалось завладеть внутренним миром его мыслей, его способностей, его устремлений и страстей.

   В то же время ясно, что когда мы предстаём пред Христом, когда Он становится поверенным в вопросах нашей молодости, мы не можем задать вопрос иначе, чем тот евангельский юноша: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?". Любой другой вопрос о смысле и ценности нашей жизни был бы перед лицом Христа недостаточным и не существенным.

Поэтому, если ты, дорогой брат и дорогая сестра, желаешь говорить со Христом, прилепляясь ко всей истине Его свидетельства, ты должен с одной стороны "любить мир" — потому что "Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного"  — и в то же время, должен внутренне дистанцироваться от всей этой богатой и будоражащей чувства реальности, каковой является "мир". Ты должен решиться задать вопрос о вечной жизни. И действительно, "проходит образ мира сего" и каждый из нас подвержен такому исходу. Человек рождается с перспективой дня своей смерти, в измерении видимого мира; в то же самое время, человек, для которого внутреннее основание существования заключается в преодолении себя самого, несёт в себе также всё то, благодаря чему он преодолевает мир.

   Всё то, благодаря чему человек преодолевает в себе мир, — конечно, оставаясь укоренённым в него, — заключается в том, что человек является образом и подобием Богу, что запечатлено в человеческом бытии от начала. И всё то, посредством чего человек превозмогает мир, не только оправдывает вопрос о вечной жизни, но и делает его совершенно необходимым. Это вопрос, который люди задают себе с давних пор не только в христианской среде, но и вне неё. Вы также должны набраться мужества задать его как тот юноша из Евангелия. Христианство учит нас понимать преходящий характер человеческого бытия в перспективе Царства Божия, в перспективе вечной жизни. Без неё эта преходящесть нашего бытия, даже самая богатая, даже самая устроенная во всех аспектах, в конце концов, не приносит человеку ничего иного, кроме как неотвратимую необходимость смерти.

   Теперь молодость и смерть антиномичны друг другу. Кажется, что смерть далека от молодости. Это так. Однако, поскольку молодость означает проект всей жизни, — проект, созданный в пору молодости в согласии с критерием смысла и ценности, — то совершенно необходим вопрос о конце. Человеческий опыт, предоставленный сам себе, говорит то же самое, что и Священное писание: "человекам положено однажды умереть, — и боговдохновенный писатель добавляет, — а потом суд". И Христос говорит: "Я Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек". Поэтому, спросите у Христа, подобно евангельскому юноше: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?".

… о нравственности и совести

   6. На этот вопрос Иисус отвечает: "Ты знаешь заповеди", и тут же перечисляет эти заповеди, составляющие Декалог. Однажды, Моисей получил их на горе Синай в момент заключения Богом Завета с Израилем. Они были записаны на каменных скрижалях и представляли собой для каждого израильтянина предписания повседневного поведения. Юноша, говорящий со Христом, разумеется, знает на память заповеди Декалога; более того, он может с радостью заявить: "Всё это сохранил я от юности моей".

Мы можем предположить, что в том диалоге, который Христос развивает с каждым из вас, молодые, повторяется тот же вопрос: "Ты знаешь заповеди?". Он совершенно справедливо будет повторяться, потому что заповеди составляют часть Завета между Богом и человечеством. Заповеди определяют основополагающие основы поведения, имеют решающее значение в определении нравственной ценности человеческих поступков, остаются в органической связи с призванием человека к вечной жизни, с установлением Царства Божия в людях и среди людей. В слове божественного Откровения заключён ясный моральный кодекс, отправным пунктом которого остаются скрижали Декалога с горы Синай, и апогей которого находится в Евангелии: в Нагорной Проповеди и в заповеди любви.

   Этот кодекс нравственности обретает в то же время другую редакцию. Он запечатлён в нравственном сознании человечества, так что незнающие заповедей, т.е. закона, открытого Богом, "сами себе закон, — пишет святой Павел в Послании к Римлянам, тут же прибавляя, — они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их".

   Коснёмся здесь проблем величайшей важности для вашей молодости и для того проекта жизни, который из неё проистекает.

   Этот проект связан с перспективой вечной жизни прежде всего через истину дел, на которых он строится. Истина дел имеет своим основанием двойную редакцию нравственного закона: ту, что записана на скрижалях Моисеева Декалога и в Евангелии и ту, что запечатлена в нравственном сознании человека. Совесть "оказывается свидетелем" того закона, как пишет святой Павел. Эта совесть — согласно словам Послания к Римлянам — представляет собой "мысли, то обвиняющие, то оправдывающие их". Каждый знает, насколько эти слова соответствуют нашей внутренней реальности: каждый из нас с самой юности испытывает голос совести.

Поэтому, когда Иисус, разговаривая с юношей, перечисляет заповеди: "Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца и мать", чистая совесть отвечает внутренней реакцией на соответствующие человеческие дела: она обвиняет или оправдывает. Однако, нужно, чтобы совесть не сбилась с пути; нужно, чтобы основополагающая формулировка принципов нравственности не подвергалась деформации каким-нибудь релятивизмом или утилитаризмом.

   Дорогие юные друзья! Ответ, который Иисус даёт Своему собеседнику в Евангелии, обращён к каждому и каждой из вас. Христос вопрошает вас о состоянии вашего морального сознания и вопрошает вас в то же время о состоянии вашей совести. Это ключевой вопрос для человека: это основополагающий вопрос вашей молодости, значимый для всего проекта жизни, который должен сформироваться как раз в юности. Его ценность более тесно связана с позицией, которую каждый из вас определил по отношению к нравственному добру и злу. Ценность этого проекта существенно зависит от неподдельности и прямоты вашей совести. Она зависит также от её чуткости.

   Таким образом, здесь мы подошли к переломному моменту, когда на каждом шагу время и вечность встречаются на уровне, являющемся уровнем человека. Это уровень сознания, уровень нравственных ценностей: это самое важное измерение времени и истории. И действительно, история пишется не только событиями, которые разворачиваются в некотором смысле "извне", но, прежде всего, пишется "изнутри": это история человеческого сознания, нравственных побед или поражений. В этом заключается основание существенного величия человека: его подлинно человеческое достоинство. Это то внутреннее сокровище, ради которого человек постоянно преодолевает самого себя в направлении вечности. Если верно, что "человекам надлежит однажды умереть", то также верно то, что сокровище совести — хранилище добра и зла — человек переносит через границы смерти, чтобы, перед лицом Того, Кто является Самой Святостью, обрести последнюю и окончательную истину обо всей своей жизни, "за которой приходит суд".

   Именно это происходит с совестью: во внутренней истине наших поступков, в некотором смысле, постоянно присутствует измерение вечной жизни. Вместе с тем, та же совесть, благодаря нравственным ценностям, оставляет самую выразительную печать на жизни поколений, на истории и на культуре человеческих групп, обществ, наций и всего человечества.

  Как много в этой области зависит от каждого и каждой из вас!

Апостольское послание Иоанна Павла II: «Dilecti Amici - Дорогие Друзья»