Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

Новенна перед беатификацией Папы Иоанна Павла II

V неделя (3-9 апреля):

Чтобы христианские семьи стали очагами веры и любви благодаря воспитательному труду родителей

3 скорбная тайна: венчание тернием Иисуса

 

6-е размышление на 3 апреля

Родители главными воспитателями своих детей

   1. Пусть молитва станет, прежде всего, воодушевляющим свидетельством семей, которые в семейной общине осуществляют свое призвание человеческой и христианской жизни. Их так много в каждой стране, епархии и приходе! Можно с полным основанием думать, что они представляют собой «норму», даже учитывая немалое количество «неправильных ситуаций». Опыт показывает, насколько важна роль семьи, твёрдо придерживающейся нравственных норм, чтобы человек, который в ней рождается и формируется, без колебаний предпочел путь добра, запечатленный в его сердце.

   С сожалением приходится констатировать, что в наши дни множество различных программ, имеющих влиятельную поддержку, направлены на разложение семьи. Порой даже кажется, что они пытаются представить любым способом ситуации, которые фактически являются «неправильными», как «нормальные» и привлекательные, придавая им внешний вид очарования. Они фактически противоречат «истине и любви», которые должны вдохновлять и направлять взаимные отношения мужчины и женщины, а потому являются причиной напряжённых ситуаций и разделений в семьях и влекут за собой серьёзные последствия, особенно для детей. Так притупляется человеческая совесть, так извращается то, что истинно, хорошо и прекрасно, а свобода заменяется самым настоящим рабством. В связи со всем этим сколь актуально и вдохновляюще звучат слова апостола Павла о свободе, с которой Христос освободил нас, и о рабстве, причиной которого является грех (ср. Гал 5, 1)!

   13. Дорогие семьи, вопрос “ответственного отцовства и материнства” полностью вписывается в тематику “цивилизации любви”, о которой я сейчас желаю с вами поговорить. Это выражение вошло в учение Церкви и стало теперь уже широко известным. Сегодня трудно подумать о каком-либо высказывании Церкви или о Церкви, в котором бы не упоминалась цивилизация любви. Выражение связывается с первохристианской традицией “домашней Церкви”, однако точно соотнесено также с современной эпохой. Сам термин “цивилизация” этимологически происходит от “civis” - “гражданин” и подчеркивает политическое измерение существования каждого человека. В то же время более глубокий смысл выражения “цивилизация” является не столько политическим, сколько просто “гуманистическим”. Цивилизация принадлежит истории человека, соответствуя его духовности и нравственности: сотворенный по образу и подобию Божию, человек получил мир из рук Творца вместе с задачей творить этот мир по своему образу и подобию.

16. В чём состоит воспитание? Чтобы ответить на этот вопрос, следует упомянуть о двух основополагающих истинах: во-первых, - что человек призван к жизни в любви и истине; во-вторых, - что каждый реализует себя через искреннюю самоотдачу. Это относится равным образом и к тем, кто воспитывает, и к тем, кого воспитывают. Поэтому воспитание является особым процессом, в котором взаимная общность личностей наполняется особым значением. Воспитатель – это личность, которая в духовном смысле «рождает». В этой перспективе воспитание можно считать самым настоящим апостольством. Это жизненная связь, которая состоит не только в глубоких взаимоотношениях между воспитателем и воспитуемым, но и делает их обоих причастниками истины и любви, конечной цели, к которой призывает каждого Бог Отец, Сын и Святой Дух.

   Для «цивилизации любви» важно, чтобы мужчина ощущал материнство женщины, своей жены, как дар: это затем оказывает колоссальное влияние на весь воспитательный процесс. Много зависит от его готовности принять участие должным образом в этой первой фазе дара человечности, и от того, позволяет ли он вовлечь себя, как муж и отец, в материнство жены.

   Итак, воспитание – это, прежде всего дарование человечности со стороны обоих родителей: они вместе наделяют новорожденного своей зрелой человечностью, он же в свою очередь дарует им всю новизну и свежесть человечности, которую несёт с собой в мир. Это происходит и в случае с детьми, отмеченными физическими или психическими ограничениями: более того, их положение может открыть совершенно особую воспитательную силу.

  Первыми и главными воспитателями своих детей являются родители и им принадлежат в этой области основополагающие полномочия: они – воспитатели, потому что – родители. Они разделяют свою воспитательную миссию с другими людьми и учреждениями, например, с Церковью и государством; тем не менее это всегда должно происходить при правильном соблюдении принципа дополнительности. Этот принцип заключает в себе законность и даже долженствование оказывать помощь родителям, но он внутренне и непреодолимо ограничен преобладающим правом родителей и их действительными возможностями. Поэтому принцип дополнительности ставит себя на службу родительской любви, идя навстречу благу семейной ячейки. Родители не в состоянии удовлетворить самостоятельно всем требованиям всего воспитательного процесса, особенно в том, что касается образования и обширной сферы социализации. Эта помощь дополняет, таким образом, отцовскую и материнскую любовь, придавая ей основательный характер, потому что любой другой участник воспитательного процесса не может действовать иначе, как от имени родителей, опираясь на их согласие, и, в некоторой степени, даже по их поручению.

Воспитательный процесс ведет к фазе самовоспитания, которой достигают те, кто благодаря достаточной степени психологической зрелости начинают «воспитывать себя сами». С течением времени подобное самовоспитание как бы перерастает предшествующий воспитательный процесс. Но, тем не менее, перерастая его, - не прекращает из него произрастать. Подросток встречает новых людей и новое окружение, в частности – учителей и школьных товарищей, которые оказывают на его жизнь влияние, которое может оказаться воспитательным или разлагающим. На этом этапе он в некоторой степени отстраняется от воспитания, полученного в семье, начиная зачастую критиковать родителей. Несмотря на все это, процесс самовоспитания не может не быть отмечен воспитательным влиянием, которое оказывают на мальчика и юношу семья и школа. Даже преображаясь, пускаясь в собственный путь, молодой человек продолжает оставаться глубоко связанным со своими жизненными основами.

   Одной из сфер, в которых семье принадлежит незаменимая роль, является религиозное воспитание, благодаря которому она возрастает как «домашняя Церковь». Религиозное воспитание и катехизация детей вводят семью в лоно Церкви как истинный субъект евангелизации и апостольства. Речь здесь идет о праве, которое теснейшим образом связано с принципом религиозной свободы. Семьи, точнее, родители имеют право избрать для своих детей такой способ религиозного или нравственного воспитания, который соответствовал бы их собственным убеждениям. Даже тогда, когда они доверяют эту задачу церковным учреждениям или школам, находящихся под опекой какого-либо религиозного института, то и тогда должны деятельно исполнять свою воспитательную роль.

  В контексте воспитания нельзя забывать о важном вопросе распознания собственного жизненного призвания, а особенно, - о подготовке к жизни в супружестве. Церковь приложила множество усилий и начинаний в деле подготовки к супружеству, к примеру, в виде курсов, организованных для обрученных. Все это важно и необходимо, однако не следует забывать, что приготовление к будущему супружеству есть прежде всего обязанность семьи. Без сомнения, только духовно зрелые семьи могут надлежащим образом исполнить это задание. Поэтому нужно подчеркнуть необходимость особой солидарности семей, которая может принимать различные организационные формы, например, семейные ассоциации. Важно, чтобы семьи стремились созидать между собой узы солидарности. Кроме всего прочего, именно это позволяет им оказывать друг другу воспитательное служение: родители воспитываются благодаря другим родителям, а дети - благодаря детям и так возникает особая воспитательная традиция, черпающая силу из свойственного семье характера «домашней Церкви».

Иоанн Павел II: Письмо к семьям