Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

Новенна перед беатификацией Папы Иоанна Павла II

V неделя (27 марта – 2 апреля):

Чтобы все христиане вновь открыли незаменимую роль воскресной Евхаристии в своей жизни

2 скорбная тайна: бичевание Иисуса.

 

5-е размышление на 27 марта

Воскресенье – это сердце христианской жизни

1. День Господень – как с апостольских времен именовалось воскресенье –   всегда пользовался особым вниманием в истории Церкви, по причине его взаимосвязи с самой сокровенной сущностью христианской тайны. Действительно, в еженедельном исчислении времени воскресенье напоминает о дне Воскресения Христа. Это Пасха, которая возвращается неделя за неделей, торжество победы Христа над грехом и смертью, завершение в Нем первого творения и заря «новой твари» (ср. 2 Кор. 5,17). Это день, который в благодарном поклонении напоминает о первом дне мира и устремлен в деятельном ожидании к «последнему дню», когда Христос придет во славе (ср. Деян 1,11; 1 Тим. 4,13-17) и все обновится (ср. Откр. 21,5).

   Поэтому справедливо относят к воскресному дню восклицание псалмопевца: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс. 118,24). Это приглашение к радости, вошедшее в Пасхальную Литургию, которое отражает изумление, охватившее женщин, видевших распятие Христа, и которые нашли гроб пустым, когда пришли к нему «весьма рано, в первый день недели» (Мк 16,2). Это – приглашение в определенном смысле пережить заново опыт двух учеников на пути в Эммаус, которые чувствовали, как сердца их «горели в них», когда Воскресший шел с ними по дороге, объясняя Писания, и открыл себя в «преломлении хлеба» (ср. Лк 24,32,35). И это – отражение радости – сначала неясной, а затем переполняющей душу, - которую Апостолы испытали вечером того дня, когда их посетил Воскресший Иисус, и они получили дар Его мира и Его Духа (ср. Ин. 20,19-23).

  4. До недавнего времени было легче хранить святость воскресного дня в традиционных христианских странах, поскольку это было практически повсеместным обычаем и поскольку даже в укладах гражданского общества воскресный отдых рассматривался как неизменная часть рабочего графика. Однако сегодня даже в тех странах, которые законодательно закрепили праздничный характер воскресенья, изменения в социоэкономических условиях часто приводили к глубоким переменам общественного поведения и, вследствие этого, и в отношении к особенностям воскресного дня. Шире распространился обычай устраивать «уик-энды», еженедельное время отдыха, проводимое, возможно, вдали от дома и часто включающее в себя участие в культурной, политической и спортивной деятельности, которой обычно занимаются в свободные от работы дни. Это общественное и культурное явление, несомненно, не лишено положительных сторон, если, принимая во внимание истинные ценности, оно содействует развитию человеческой личности и общественной жизни в целом. Все это соответствует не только потребности в отдыхе, но и потребности в празднике, свойственной нашей человеческой природе. Но, к несчастью, когда воскресенье утрачивает свое фундаментальное значение, и становится просто частью «уик-энда», люди могут оказаться заключенными в столь узкие горизонты, что они больше не смогут видеть «небо». Так что, хотя они и желают праздновать, но не способны к этому. 

   Однако ученики Христа призваны избегать всякого смешения празднования воскресенья, которое должно быть истинным путем сохранения святости Дня Господня, и «уик-энда», если понимать его просто как время отдыха и расслабления. Это потребует подлинной духовной зрелости, которая позволит христианам «быть собой», в полном соответствии с даром веры, всегда храня готовность дать отчет в той надежде, которая в них пребывает (ср. 1 Пет 3,15). Таким образом, они придут к более глубокому пониманию воскресенья, вследствие чего даже в затруднительных ситуациях смогут жить в полном повиновении Святому Духу.

   5. С этой точки зрения, ситуация кажется несколько двойственной. С одной стороны, имеется пример некоторых молодых Церквей, показывающий, как искренне и пламенно можно праздновать воскресенье – и в городских районах, и в деревнях, расположенных далеко друг от друга. В противоположность этому в других частях мира из-за влияния уже упоминавшихся причин социального характера и, возможно, из-за слабой мотивации веры, процент тех, кто посещает воскресную Литургию, удивительно низок. В умах многих верующих, как кажется, уменьшается не только осознание центрального места Евхаристии, но даже осознание обязанности воздавать благодарение Господу и молиться Ему вместе с другими в общине Церкви.

Также верно и то, что как в странах миссии, так и в странах, евангелизированных давно, число священников столь недостаточно, что возможность совершения воскресной Евхаристии не всегда может быть обеспечена в каждой общине.

  6. Учитывая все эти новые ситуации и вопросы, которые они ставят, новое открытие глубоких вероучительных оснований, на которых покоится заповедь Церкви, является делом первостепенной важности, чтобы неизменная ценность воскресного дня в христианской жизни стала ясна всем верным. Делая это, мы следуем вековой традиции Церкви, которая была вновь авторитетно изложена Вторым Ватиканским Собором, в его учении о том, что в воскресенье «верующие должны собираться вместе, чтобы, слушая Слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Воскресение и славу Господа Иисуса и благодарить Бога, возродившего их ‘воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому’ (1 Пет. 1,3)».

   7. Обязанность хранить святость воскресного дня, особенно путем участия в Евхаристии и посредством отдыха в атмосфере христианской радости и братства, легко понять, если мы рассмотрим разные аспекты этого дня, которым посвящено настоящее послание.

  Воскресенье – это день, находящийся в самом сердце христианской жизни. С начала моего понтификата я не перестаю повторять: “Не бойтесь! Откройте, широко откройте двери Христу!”. Подобным образом сегодня я буду усиленно убеждать всех снова открыть для себя воскресенье: не бойтесь отдавать свое время Христу! Да, откроем наше время для Христа, чтобы Он мог пролить на него свет и задать ему направление. Он один знает тайну времени и тайну вечности, и Он дарует нам “день Свой”, как всегда, новый дар Своей любви. Новое открытие смысла этого дня – это благодать, о которой мы должны просить не только для того, чтобы мы могли в полноте жить требованиями веры, но и для того, чтобы мы смогли дать конкретный ответ на глубочайшие чаяния человека. Время, посвященное Христу, никогда не бывает потерянным, но скорее бывает обретенным, и вследствие этого, наши взаимоотношения и вся наша жизнь в целом могут стать более глубокими и человеческими.

Апостольское послание

Иоанна Павла II: «Dies Domini» (4-7)