Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

Новенна перед беатификацией Папы Иоанна Павла II

IX неделя (24 апреля – 1 мая):

Чтобы все люди, осознавая свою греховность,  прибегали к Божьему Милосердию и открывали в Боге источник благодати и примирения

1 славная тайна: Воскресение Иисуса Христа

9-е размышление на 24 апреля:

Милосердие, раскрывшееся в Кресте и Воскресении

   7. Мессианская Весть Христа и Его делание среди людей завершились Крестом и Воскресением. И если мы хотим во всей полноте выразить истину о милосердии - каким оно во всей своей полноте раскрылось в истории - нашего спасения, - мы должны глубоко вникнуть в эти завершающие события, которые, прежде всего Вторым Ватиканским Собором, были определены как Пасхальная Тайна. Действительно, реальность искупления в своей человеческой глубине раскрывает поразительное величие человека, который "удостоился такого великого Искупителя". С другой стороны, Божественная сторона искупления раскрывает перед нами, я сказал бы, более конкретно и "исторически" глубину той любви, которая не останавливается перед величайшей жертвой Сына, - жертвой, принесенной ради верности Создателя и Отца по отношению к людям, сотворенным по Его образу и "от начала" предызбранным в Сыне для благодати и славы.

   События Страстной Пятницы (и еще ранее Гефсиманское моление) вносят нечто новое и основополагающее в развертывание Откровения любви и милосердия в мессианском делании Христа. Тот, кто "ходил, благотворя и исцеляя всех" (Деян 10,38), "исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях" (Мф 9,35), теперь - когда Его связывают, унижают, судят, истязуют, надевают терновый венец, пригвождают к кресту, когда Он умирает в страшных муках (см. Мк 15,37 и Ин 19,30) - Сам жаждет милосердия и взывает к нему. Именно теперь, когда Он особенно нуждается в милосердии людей, столь щедро облагодетельствованных Им, Он не получает его. Даже самые близкие к Нему люди не способны защитить Его и избавить от рук мучителей. На этом заключительном этапе мессианского делания во Христе свершаются слова пророков - прежде всего Исаии - о слуге Ягве: "И ранами Его мы исцелились" (Ис 53,5).

   Христос, как человек, принявший подлинно ужасную муку в Гефсиманском саду и на Голгофе, обращается к Отцу, к Тому Отцу, Чью любовь Он возвестил людям и Чье милосердие раскрывал Своими делами. И все же Он не был избавлен от ужасной мучительной смерти на кресте: "Ибо не знавшего грека Он (Бог) соделал грехом нас ради (1 Кор 5,21), - пишет святой Павел, в немногих словах выражая всю тайну Креста и одновременно Божественную глубину реальности искупления. Искупление же есть высшее и окончательное Откровение святости Бога, которая и является абсолютной полнотой совершенства: это полнота правды и любви, ибо правда утверждается на любви, исходит от нее и возвращается к ней. В страстях и смерти Христа - в том, что Отец не пощадил Сына Своего, но "соделал Его грешным нас ради", - выражается абсолютная правда, ибо Христос принял страдание и Крест из-за грехов людей. Здесь мы находим поистине "преизбыток" правды, поскольку грехи человека были "возмещены" жертвой Человека-Бога. Но эта правда, которая в полном смысле соответствует "мере Бога", целиком порождена любовью - любовью Отца и Сына - и вся расцветает в этой любви. Итак, раскрывшаяся на Кресте Христовом Божественная правда порождается любовью и, свершаясь в любви, приносит плоды спасения, ибо она соответствует "мере Бога". Божественная сторона искупления проявляется не только в совершении суда над грехами, но и в возвращении любви - той творческой силы, благодаря которой человек вновь достигает полноты жизни и святости, которые исходят от Бога. Таким образом, искупление несет в себе Откровение милосердия во всей его полноте.

   Пасхальная Тайна есть вершина этого Откровения и этого дела милосердия - милосердия, способного оправдать человека и восстановить правду, являющую собой осуществление того спасительного порядка, который Бог от начала возжелал в человеке и через человека в мире. Страдающий Христос каким-то особенным образом обращается не только к верующему, но и к каждому человеку. Даже неверующий может почувствовать столь плодотворную близость Христа любой человеческой судьбе, также как и всю гармоничную полноту Его бескорыстного дара, обновляющего человека, Его бескорыстное служение истине и любви. Божественная сторона

 

Пасхальной Тайны оказывается еще более значительной. Голгофский Крест, на котором Христос последний раз на земле говорил с Отцом, утвержден в самом сердце той любви, которая по вечному замыслу Бога есть бескорыстный дар человеку, сотворенному по Его образу и подобию. Бог, каким Его раскрыл Христос, тесно связан с миром не только как его Творец и подлинный источник его существования - Он также и Отец, Он пребывает в единстве с человеком, которого призвал к существованию в видимом мире; это единство осуществляется посредством отношений куда более глубоких, нежели отношения между Творцом и творением. И эта любовь не только творит добро, но делает человека причастным к самой жизни Бога Отца, Сына и Святого Духа. Поистине, тот, кто любит, желает отдать самого себя.

   15. Церковь взывает к Божественному милосердию

   Церковь возвещает истину Божьего милосердия, раскрывшегося в распятом и воскресшем Христе, и по-разному исповедует эту истину. Кроме того, Церковь стремится к тому, чтобы милосердие по отношению к людям осуществлялось через людей, ибо усматривает в этом необходимое условие своей деятельности, направленной на улучшение и "очеловечивание" сегодняшнего и завтрашнего мира. И все же никогда, ни в один из периодов истории - и особенно в такую критическую эпоху, как наша, - Церковь не имеет права забывать о молитве, вопле, взывающем к милосердию Божьему перед лицом многообразных форм зла, нависшего над человечеством и угрожающего ему. И это, в Иисусе Христе, право и основной долг Церкви - это право Церкви, ее долг перед Богом и перед людьми. Чем больше люди, поддаваясь секуляризации, забывают само значение слова "милосердие", чем больше, отходя от Бога, они отступают от тайны милосердия, тем больше возрастает право и долг Церкви взывать "великим воплем" (см. Ев 5,7) к Богу милосердия. Этот "великий вопль" должен постоянно звучать в Церкви нашего времени. Он должен быть обращен к Богу, чтобы умолить его о милосердии, - том милосердии, которое Церковь исповедует и о котором возвещает, что оно особенно ясно раскрылось в пришествии Христа, распятого и воскресшего, - иными словами, в Пасхальной Тайне. Именно эта Тайна заключает в себе самое полное Откровение милосердия, любви, более сильной, нежели смерть, более сильной, нежели грех и всякое зло, - любви, которая не дает человеку окончательно погибнуть даже в самом страшном падении и защищает его от самых опасных угроз.

   Современный человек ощущает эти угрозы. То, что было сказано по этому поводу выше, - всего лишь слабый набросок. Часто современный человек с большой тревогой пытается разрешить вопросы, связанные со страшной напряженностью, сгустившейся над миром и вторгшейся во все сферы жизни. И если у современного человека иной раз недостает смелости произнести слово "милосердие" или если он, потеряв всякое религиозное чувство, не может найти этому слову замены, то тем более необходимо, чтобы это слово произнесла Церковь, произнесла бы его не только во имя свое, но и во имя всех людей нашего времени.

Необходимо, следовательно, чтобы все, что я сказал здесь о милосердии, вылилось бы в горячую молитву: чтобы все это непрерывно преобразовывалось бы в вопль, умоляющий о милосердии, столь необходимом человеку во всех обстоятельствах современной жизни. Да будет этот вопль насыщен всей истиной о милосердии, истиной, которая так щедро выражена в Священном Писании и Традиции, как и в подлинной жизни веры стольких поколений Народа Божьего. Подобно авторам Богодухновенных писаний, воззовем таким воплем к Богу, не могущему пренебречь ничем из Своего творения (см. Прем 11,24; Пс 145 (144), 9; Быт 1,31), к Богу, верному Самому Себе, Своему отцовству, Своей любви! Подобно пророкам, обратимся к этой Божьей материнской любви, которая, подобно матери, печется о каждом из своих сыновей, о каждой заблудшей овце, воззовем к этой любви, даже если вокруг нас будут миллионы заблудших, даже если в мире сем бесчестность возьмет верх над честностью и даже если современное человечество по своим грехам будет заслуживать нового потопа, подобно тому как заслужило его поколение Ноя! Прибегнем к Божьей отцовской любви, которую Христос Своей мессианской миссией раскрыл перед нами и чья вершина - Крест, смерть и Воскресение! Посредством Христа прилепимся к Богу и вспомним слова Величания Марии, возвещающие милосердие "из рода в род"! Будем умолять о Божественном милосердии ради современного поколения!

Энциклика Иоанна Павла II: «Dives in Misericordie - Бог богатый милосердием»