Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

Новенна перед беатификацией Папы Иоанна Павла II

 

III неделя (13-19 марта)

Чтобы благодаря таинству Покаяния (исповеди) все христиане примирились с Богом и друг с другом

3 тайна света: проповедь Царствия Божия и призыв к покаянию

 

3 размышление на 13 марта

"Любовь не мыслит зла"

   1. „Вот, мы восходим в Иерусалим” (Мк 10, 33). Этими словами Господь Иисус призывает учеников пройти с Ним путь, который ведёт из Галилеи к тому месту, где должна исполниться Его спасительная миссия. Путь в Иерусалим, который Евангелисты представляют как увенчание земной жизни Иисуса, является моделью жизни христианина, подражающего Учителю на крестном пути. Также и сегодня Христос призывает мужчин и женщин к „восхождению в Иерусалим”. Призывает с особенной силой в Великом Посте, во времени подходящем для обращения и для нахождения полного единства с Ним, чтобы глубоко участвовать в тайне Его смерти и воскресения.

   Великий Пост является для верующих благоприятной возможностью для совершения глубокого пересмотра своей жизни. В современном мире, рядом с великодушными свидетелями Евангелия, есть крещённые, которые перед лицом требовательного призыва пуститься в „восхождение в Иерусалим», принимают позицию скрытого протеста, а иногда и открытого бунта. Это ситуации, в которых опыт молитвы переживается поверхностным образом, так, что Божье Слово не влияет на жизнь. Само Таинство Покаяния принимается многими как ничего не значащее, а воскресное празднование Евхаристии только как обязанность, которую следует исполнить.

   Как принять призыв к обращению, который Иисус адресует нам также во время и этого Великого Поста? Как произвести глубокую перемену жизни? Прежде всего, следует открыть сердце обращающемуся к нам содержанию литургии. Период, приготавливающий к Пасхе, является даром Провидения Иисуса Христа и драгоценной возможностью приближения к Нему, при помощи размышления над собой и внимания Его вдохновениям.

   2. Есть христиане, думающие, что не следует предпринимать постоянных духовных усилий, потому что они не ощущают необходимости проверки себя истиной Евангелия. Такие слова, как: „Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас” (Лк 6,27), они стараются лишить значения и соделать их безвредными, чтобы они не мешали их образу жизни. Эти слова для некоторых трудны для восприятия и не отображаются в жизненной позиции. Однако, эти слова истины, которые, если они приняты серьёзно, обязывают к радикальному обращению. Обиженный, однако, и израненный человек, склонен идти за психологическими механизмами сочувствия себе самому и к возмещению, игнорируя призыв Иисуса к любви собственного врага. Все же человеческие события из обыденной жизни выразительно показывают, что прощение и примирение являются чем-то необходимым для вступления в настоящее обновление личное и общественное. Это относится как к межличностным отношениям, так и к отношениям между общинами и между народами.

   3. Многочисленные трагические конфликты, терзающие человечество, появившиеся иногда даже по причине плохо понятых религиозных мотивов, создали сферу ненависти и насилия между людьми и народами. Иногда это происходит между группами и сторонниками внутри самого народа. К сожалению, иногда, с тяжёлым чувством бессилия, наблюдается обострение борьбы, которая, казалось бы, была окончательно завершена. Кажется, что некоторые народы погружены в процесс бесконечного насилия, сеющего бесконечные жертвы, без конкретной перспективы развязки. Но желания мира, возрастающее со всех сторон, кажутся безуспешными: обязательное усилие, стремящееся к ожидаемому согласию, не приносит ожидаемых плодов. 

  Христиане не могут оставаться равнодушными перед лицом настолько беспокойной ситуации. Поэтому, по тому же поводу, в недавно закончившемся Юбилейном Году, я просил Бога о прощении грехов для сынов Церкви. Мы осознаём, что вина христиан запятнала, к сожалению, ясность Его непорочного лика, но мы с надеждой можем заново начинать наш жизненный путь, уповая на милосердную любовь Бога, не помнящего зла, если Он видит сокрушение человека.

  Любовь Бога находит своё наивысшее выражение именно тогда, когда человек, грешный и неблагодарный, снова принимается в полное единство с Ним. В этой перспективе „очищение памяти” - это, прежде всего, признание Божьего милосердия, которое Церковь в разных аспектах своей жизни и деятельности призвана провозглашать с обновлённой уверенностью.

4. Единственной дорогой мира является прощение. Принять прощение и одарить им - делает возможными качественно новые отношения между людьми, прерывает спираль ненависти и мести, срывая оковы зла, сковывающие сердца врагов. Для народов в поиске примирения и для тех, кто желает мирной жизни между людьми и народами, нет иного пути, как только этого: принятое и дарованное прощение. Какое же богатство спасительных поучений содержат слова Господа Иисуса: „Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми”(Мф 5, 44-45)! Проявление любви тому, кто обидел, разоружает противника и может преобразить поле сражения в конкретное сотрудничество.

  Этот призыв обращён не только к конкретным людям, но также и к общинам, народам и всему человечеству. Особенным образом это касается семей. Это не легко: обратиться к прощению и примирению. Примирение уже может оказаться проблемой, если происходит по собственной вине человека. Но, если вина находится по стороне другого, примирение может показаться непонятным унижением. Для того, чтобы сделать шаг к примирению, обязателен путь внутреннего обращения; нужна отвага смиренного послушания заповеди Иисуса. Его слова не оставляют сомнения: не только тот, кто сеет враждебность, но также и тот, кто её испытывает, должен искать примирения (ср. Мф 5, 23-24). Христианин призван стремиться к миру даже тогда, кода чувствует себя жертвой того, кто его несправедливо обидел или оскорбил. Сам Господь Иисус так поступал. Он ожидает от ученика, чтобы тот Ему подражал, сотрудничая, таким образом, в спасении ближнего.

  В наше время, примирение всё более кажется обязательным условием для настоящего общественного обновления и укрепления мира в Мире. Церковь, провозглашая прощение и любовь к врагам, осознаёт, что вносит в духовное наследие всего человечества новый способ отношений к другим; способ без сомнения трудный, но богатый надеждой. В этом усилии Церковь знает, что может считаться с помощью Господа, который никогда не бросает тех, кто в трудностях прибегает к Нему.

  5. „Любовь не мыслит зла” (1 Кор 13, 5). В этой формулировке из первого Послания к Коринфянам, Апостол Павел напоминает, что прощение является одним из наиболее возвышенных жестов любви. Великопостный период является подходящим временем для лучшего углубления значения этой истины. Через Таинство Примирения милосердный Отец во Христе уделяет своё прощение, а это побуждает нас к жизни в любви, принимая другого человека не как врага, но как брата.

  Хотелось бы, чтобы это время покаяния и примирения побудило верующих к действию в проявлении настоящей любви, открытой ко всем измерениям человека. Такая внутренняя позиция приведёт их к принятию плодов Духа (ср. Гал 5, 22) и к предложению с новым сердцем материальной помощи нуждающимся.

  Сердце, примирённое с Богом и с ближним, является великодушным сердцем. В святых днях Великого Поста „collekta” имеет особенное значение, потому что в ней имеет значение не то, чтобы дать что-то, что для нас излишне, для успокоения собственной совести, но она выражает исполнение задания, в духе солидарной заботы о выходе навстречу нищете этого мира. Образ страдающего лика и страдания многих братьев и сестёр не может не торопить нас к тому, чтобы поделиться, по крайней мере, частью своих благ с тем, кто находится в затруднении. Великопостная жертва будет иметь ещё большее значение, если тот, кто её даст, освободится от неприязни и равнодушия, то есть от препятствий отдаляющих от единства с Богом и с братьями.

   Мир ожидает от христиан достоверного свидетельства единства и солидарности. Полны значения слова св. Апостола Иоанна: „А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?” (1 Ин 3, 17).

  Братья и сёстры! Св. Иоанн Злотоуст, комментируя учение Господа Иисуса на пути в Иерусалим, напоминает, что Христос не оставляет своих учеников в неведении борьбы и страданий, ожидающих их. Он подчёркивает, что отказ от своего „я” является вещью трудной, но возможной, если мы сможем считаться с помощью Бога, уделённой нам „через единство с личностью Христа” (PG 58, 619).

  Вот почему во время этого Великого Поста я желаю пригласить всех верующих к горячей и уповающей молитве, представленной Господу, чтобы Он всем уделил дар принятия Его милосердия. Только этот дар поможет принять и пережить более радостным и великодушным образом любовь Христа, которая „не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине” (1 Кор 13, 5-6).

  Следуя этим чувствам, призываю опеку Матери Милосердия на великопостный путь для всей Общины верующих и от всего сердца уделяю всем Апостольское Благословение.

 Послание Папы Иоанна Павла II на Великий Пост 2001 года