Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Пс 118,1

Новенна перед беатификацией Папы Иоанна Павла II

II. неделя (6-12 марта)

Чтобы все женщины нашли в Пресв. Деве Марии величайшее достоинство и открыли свое место в общине Церкви

 

2 радостная тайна: Св. Мария посещает Св. Елизавету

 

2 размышление на 6 марта

«Достоинство женщины»

     Когда мы листаем страницы Евангелия, множество женщин разных возрастов, пребывающих в разном состоянии, проходят перед нашим взором. Мы видим женщин больных или страдающих физически, таких, как женщина, которая «восемнадцать лет имела духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк 13,11); или теща Симона, которая «лежала в горячке» (Мк 1,30); или как женщина, «страдавшая кровотечением» (ср. Мк 5,25-34), которая не могла ни до кого дотронуться, поскольку считалось, что ее прикосновение сделает человека «нечистым». Все они были исцелены, а последняя - страдавшая кровотечением, коснувшаяся одежды Иисуса «в народе» - заслужила Его похвалу за свою великую веру: «Вера твоя спасла тебя» (Мк 5,34). И наконец, здесь женщина - Хананеянка, которую Христос превозносит за ее веру, смирение и за то величие духа, на которое способно лишь материнское сердце: «О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф 15,28). Хананеянка просила Его об исцелении для своей дочери.

   Иногда те женщины, которые встретились с Иисусом, и которым Он оказал многие милости, потом сопровождали Его, когда Он странствовал с апостолами по городам и селениям, возвещая Благую Весть о Царствии Божием; и они «служили им имением своим». Евангелие упоминает среди них Иоанну, жену домоправителя царя Ирода, Сусанну и «многих других» (ср. Лк 8,1-3).

  Иногда женщины появляются в притчах, которыми Иисус из Назарета иллюстрирует для Своих слушателей истину о Царстве Божием. Это происходит в притче о потерянной драхме (ср. Лк 15,8-10), о закваске (ср. Мф 13,33), о мудрых и неразумных девах (ср. Мф 25,1-13). Особенно замечательна история о лепте вдовы: «богатые клали дары свои в сокровищницу … и бедная вдова положила туда две лепты». Иисус сказал: «Эта бедная вдова больше всех положила … она от скудости своей положила все пропитание свое» (ср. Лк 21,1-4). Таким образом Иисус предлагает ее всем как образец для подражания и защищает ее, ибо в социально-правовой системе того времени вдовы были лишены всякой защиты (ср. Лк 18,1-7).

   Во всем учении Иисуса, равно как и во всем Его поведении, невозможно найти ничего такого, что отражало бы дискриминацию женщин, господствовавшую в те дни. Напротив, Его слова и дела всегда выражают уважение и почтение к женщине. Идя по Крестному Пути к Голгофе, Иисус скажет женщинам: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне» (Лк 23,28).  Такие высказывания о женщинах и такое с ними общение и обращение были чем-то совершенно «новым» по сравнению с преобладавшими тогда обычаями.

   Это становится еще более ясным, когда дело касается женщин, которых общее мнение презрительно клеймило как грешниц, блудниц и прелюбодеек. Такова женщина-самаритянка, которой Иисус говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». И она, понимая, что Он знает все тайны ее жизни, признает в Нем Мессию и спешит рассказать об этом своим соседям. Диалог, предшествующий этому пониманию, представляет собой одно из прекраснейших мест Евангелия (ср. Ин 4,7-27).

   Затем мы видим блудницу, которая, несмотря на осуждение ее общественным мнением, входит в дом фарисея, чтобы помазать миром ноги Иисуса. Он говорит возмущенному этим хозяину дома: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк 7,37-47).

   Наконец, мы видим ситуацию, возможно, наиболее красноречивую: женщину, уличенную в прелюбодеянии, приводят к Иисусу. В ответ на провокационный вопрос: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» - Иисус говорит: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Сила истины, заключенной в этом ответе столь велика, что они «стали уходить один за другим, начиная со старших». Остались лишь Иисус и женщина. «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» «Никто, Господи». «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (ср. Ин 8,3-11).

   Эти эпизоды создают очень ясную картину. Христос есть Тот, Кто «знает, что в человеке» (ср. Ин 2,25) - в мужчине и в женщине. Он знает достоинство человека, его ценность в очах Божиих. Он Сам, Христос, есть окончательное подтверждение этой ценности. Поэтому каждая женщина - это «единственное на земле творение, которое Бог пожелал создать ради него самого». Каждая из них от «начала» унаследовала, будучи женщиной, личностное достоинство. Иисус из Назарета подтверждает это достоинство, напоминает о нем, обновляет его и делает его частью Евангелия и Искупления, ради которого Он послан в мир.

(…) В настоящих размышлениях, приближающихся к завершению, мы стремились разглядеть в «даре Божьем» то, что Он, как Творец и Искупитель, вверил женщине - каждой женщине. На самом деле в Духе Христовом женщина может открыть все значение своей женственности и склониться к тому, чтобы осуществлять «искреннюю самоотдачу» себя другим, обретая, таким образом, саму себя.

В Год, посвященный Марии, Церковь желает возблагодарить Пресвятую Тро-ицу за «тайну женщины» и за каждую женщину - за то, что составляет вечную меру ее женского достоинства, за «великие дела Божии», которые на протяжении истории человечества совершились в ней и через нее. Кроме того, разве не в ней и не через нее совершилось величайшее событие в человеческой истории - воплощение Самого Бога?

   Поэтому Церковь благодарит Бога за каждую женщину и за всех женщин: за матерей, за сестер и жен; за женщин, посвятивших себя Богу в девстве; за женщин, посвятивших себя множеству людей, нуждающихся в любви, даруемой другим человеком; за женщин, заботящихся о людях в семье, являющейся основополагающим знамением человеческой общины; за женщин, трудящихся на профессиональной ниве, на которых иногда лежит бремя огромной общественной ответственности; за «добродетельных» и за «слабых» женщин - за всех женщин, ибо они были задуманы Богом во всей красоте и богатстве их женственности; ибо они объяты Его вечной любовью; ибо они, вместе с мужчинами, странствуют по этой земле, временной «отчизне» всех людей, иногда становящейся «долиной слез»; ибо они, вместе с мужчинами, принимают общую ответственность за судьбу человечества, в том, что касается его повседневных нужд, и в том, что касается того окончательного предназначения рода человеческого, которое суть в Самом Боге, в лоне непостижимой Троицы.

отрывки обращения Папы Иоанна Павла II «Mulieris Dignitatem» (13.31).